Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
1.1 Центральный банк как главное звено
1.2 Центральный банк в одноуровневой и двухуровневой банковской системе
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
2.1 Характеристика Центрального банка России, правовая основа его функционирования
2.2 Анализ реализации инструментов кредитно-денежной политики Центрального банка России
В центральном банке Франции функционируют два коллегиальные органы[11]: совет по денежной политике (председателем Совета является Руководитель Банка Франции. В Совет входят два заместителя руководителя банка Франции и шесть специалистов в области экономики и финансов. Задачей Совета является осуществления денежно-кредитной политики, разработанной ЕСЦБ, определяет порядок проведения операций и разрабатывает требования об обязательном резервирования; генеральный совет (его формируют все члены совета по денежной политике, представитель Государственного казначейства, представитель работников банка.Генеральный совет принимает решение о кадровых вопросах, по вопросам расходов Банка Франции, составление и утверждение отчетов, определение использования прибыли банка и т.д.).
Высшими органами Национального банка Венгрии (НБВ) является Общее собрание акционеров, Монетарный совет, Дирекция и Наблюдательный совет. К полномочиям Общего собрания акционеров (единственным акционером НБВ является государство Венгрия) относятся: разработка и внесение изменений в устав; утверждение баланса НБВ; определение внешнего аудитора; установление размеров заработных плат высших органов НБВ[12].
Монетарный совет осуществляет весь спектр полномочий при осуществлении монетарной политики (по выбору инструментов, разработки мероприятий, их утверждения и т.д.). Монетарный совет состоит изминимум 9 и максимум 11 человек.
Руководителем центрального банка Венгрии считается Председатель ЦБ. Глава НБВ назначается Президентом Венгрии сроком на 6 лет, по представлению Премьер-министра. Дирекция НБВ формируется из Председателя НБВ и его заместителей (минимум 4, максимум 6 человек, которые назначаются Президентом Венгрии по представлению Премьер-министра по согласованию кандидатур с Председателем НБУ). От имени Дирекции действует Глава НБВ.
Необычную структуру из всех центральных банков мира имеет центральный банк США. Структура этого банка определяется федеративным устройством государства, а также традиционной враждебностью американской общественности к централизации финансовых властей, к чрезмерному вмешательству государства в дела частных учреждений и, в частности, коммерческих банков.
Центральный банк, который является элементом Федеральной резервной системы США (ФРС), состоит из Совета управляющих, 12 федеральных резервных банков, Федерального комитета открытого рынка и Федерального консультативного совета.
Япония является унитарным государством, что, как уже отмечалось, в определенной степени определяет организационную структуру центрального банка. Банк Японии - это единый центральный банк, который с согласия министерства финансов имеет право открывать филиалы, отделения, представительства. Капитал банка частично принадлежит государству (55%), а частично частным акционерам (страховым компаниям, финансовым институтам, частным лицам).
Итак, выделяют несколько типов центральных банков с точки зрения собственности на капитал: государственные, акционерные и смешанные. Государство играет главную роль в формировании органов управления центрального банка. Организационная структура центрального банка в значительной степени определяется формой государственного устройства страны.
Функции центральных банков эволюционировали сами по себе и возникли значительно раньше, чем центральные банки, последние только переняли их на себя с целью обеспечения эффективной монетарной политики. Поскольку эволюционный процесс развития центральных банков продолжается до сих пор, то, соответственно, не заканчивается и эволюция их функций. Современными базовыми функциями центральных банков выступают: функция монопольной эмиссии наличных и организации денежного обращения; функция реализации денежно-кредитной политики; функция «банка банков», функция «банкира правительства».
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
2.1 Характеристика Центрального банка России, правовая основа его функционирования
В банковской системе государства Банк России определен в качестве главного банка страны и кредитора последней инстанции. Центральный банк является государственной собственностью, и только он выполняет функцию всеобщего регулирования деятельности всех коммерческих банков в условиях функционирования единой денежно- кредитной системы страны.
Непосредственно Центральный банк должен обеспечивать осуществление их деятельности в соответствии с единой экономической стратегией. Наряду с этим, Центральный банк выступает в качестве ключевого агента государственной денежно- кредитной политики, является ее апогеем. Со стороны Центрального Банка РФ первостепенно применяются экономические методы управления (налоговые, нормативные и корректирующие) и лишь в отдельных исключительных случаях административные (прямые ограничения или запреты в отношении отдельных параметров функционирования банков).
Приоритетными целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, организация эффективного планомерного развития платежной системы государства. Интерес к определению правового статуса Банка России обусловлен его важным практическим значением. Определение и его четкое закрепление на законодательном уровне может оказать значительное влияние на организационную составляющую функционирования банковской системы и ее эффективность, но также на весь спектр экономических и административных преобразований в Российской Федерации в целом.
Законодательным основанием определения правового статуса Центрального банка служат положения Основного закона государства – Конституции РФ, Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятого 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, и иных федеральных законов, прямо или косвенно регулирующих деятельность Банка России.
Правовой статус Центрального банка можно определить как его правовое положение, характеризующееся особым порядком наделения Центрального банка определенными полномочиями, а также размером и содержанием данных полномочий.
До настоящего времени не удается с точностью определить правовой статус Центрального банка, ввиду чего остается остродискуссионным вопрос о роли и месте Центрального банка Российской Федерации в механизме государства и структуре органов государственной власти. На основе анализа действующего законодательства, теоретических разработок, а также анализа судебной практики высказывается множество различных точек зрения относительно правового статуса Центрального банка Российской Федерации. Наиболее распространенными являются следующие: Банк России ‒ это федеральный орган государственной власти, Банк России представляет собой орган государственного управления специальной компетенции, Банк России ‒ это федеральный банк и др..
Специфика двойственной правовой природы Банка России и его взаимоотношения с иными субъектами права выражается в том, что с одной стороны Центральный банк Российской Федерации является органом государственного управления специальной компетенции и осуществляет управление денежно- кредитной системой Российской Федерации, а с другой – юридическим лицом, которое активно участвует в сфере гражданско-правовых отношений.
Важнейшим элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, выражающийся в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Его полномочия по своей правовой сущности относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Функции и полномочия, предусмотренные совокупностью нормативных актов, Центральный Банк Российской Федерации осуществляет вне зависимости от органов государственной власти всех уровней. Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» имеет исключительное право по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать нормативные акты, которые обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и всеми юридическими и физическими лицами.
Представляется, что правовой статус Центрального банка России стал весьма очерченным в связи с наделением его полномочиями мегарегулятора финансовыми рынками России. Банк. России по праву обладает уникальным правовым статусом, сочетающим в одном юридическом лице властные полномочия, свойственные государственным органам, а, с другой стороны выступает полноправным хозяйствующим субъектом, участвующим в экономическом обороте.
Центральный банк Российской Федерации в качестве цели своей деятельности не преследует получение прибыли. Вместе с тем, свои функции он должен выполнять на основе принципа покрытия расходов, получаемыми доходами.
В 2006 – 2015 гг. доходы ЦБ РФ имели неравномерную динамику, находясь в диапазоне от 273,2 млрд. руб. в 2006 г. до 908,1 млрд. руб. в 2015 г. После девальвации рубля в 2008 г. процентные доходы ЦБ РФ стали сокращаться, в 2015 г. они составили 789,9 млрд. руб., что является максимальным за анализируемый период, а их рост был вызван девальвацией национальной валюты. Доходы от операций с ценными бумагами в 2015 г. составляли 100,2 млрд. руб., а максимум имел место в 2009 г. (244,8 млрд. руб.). Доходы от участия в капитале других организаций в 2015 г. составили 6 млрд. руб. В 2014 г. составили максимум за все предыдущие годы – 36,7 млрд. руб. В 2011 г. чистые доходы от восстановления провизий составили 12,3 млрд. руб., а их максимальная величина имела место годом ранее и составляла 154,0 млрд. руб..
За рассматриваемый период динамика расходов также была неравномерной. Расходы по операциям с ценными бумагами в 2015 г. составили 55,1 млрд. руб., что соответствует максимальному значению за весь анализируемый период. В том же 2015 г. расходы на содержание служащих ЦБ РФ также составили максимум (106,5 млрд. руб.), а расходы по организации наличного обращения 7,6 млрд. руб. Последние две статьи расходов ЦБ РФ имеют тенденцию к плавному росту и им не свойственно колебание. Значительными в составе расходов ЦБ РФ являются чистые расходы по формированию провизий, расходы по переоценке ценных бумаг и расходы по отрицательной переоценке иностранной валюты. Достаточно большие суммы расходов по формированию провизий имели место в 2009 г. – 251,9 млрд. руб., а также в 2015 г. – 466,3 млрд. руб. Максимальные расходы по отрицательной переоценке ценных бумаг имели место в 2008 г. и составили 98,0 млрд. руб., что было связано с понижением их стоимости в связи с мировым финансовым кризисом. Значительные расходы по отрицательной переоценке иностранной валюты имели место в 2006–2007 гг., которые в сумме составили 254,3 млрд. руб. и образовались из-за укрепления рубля по отношению к мировым валютам. В 2015 г. процентные расходы составляли 89,8 млрд. руб., а их максимум имел место в 2008 г. – 289,5 млрд руб..
За данный период доля расходов ЦБ РФ в доходах в среднем составляла 3/4, а доля прибыли соответственно –1/4. Следует заметить, что колебания доли прибыли в доходах являются значительными.
Итак, в банковской системе государства Банк России определен в качестве главного банка страны и кредитора последней инстанции. Приоритетными целями Банка Росси являются защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, организация эффективного планомерного развития платежной системы государства. Правовая природа ЦБ РФ определяется тем, что с одной стороны Центральный банк Российской Федерации является органом государственного управления специальной компетенции и осуществляет управление денежно- кредитной системой Российской Федерации, а с другой – юридическим лицом, которое активно участвует в сфере гражданско-правовых отношений.
2.2 Анализ реализации инструментов кредитно-денежной политики Центрального банка России
Центральный банк Российской Федерации является ключевым звеном банковской системы, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке и устойчивое противостояние мировому финансовому кризису. В условиях двухуровневой банковской системы Центральный банк Российской Федерации является ее высшим подразделением.
В России основными инструментами кредитно-денежного регулирования Центральным банком являются: процентные ставки; обязательные резервы; рефинансирование; валютные интервенции; прямые ограничения.
Ежегодно Банк России разрабатывает и принимает направления денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу. Наиболее актуальными и новейшими целевыми мероприятиями денежно-кредитного регулирования приняты установленные Банком России «Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на 2018 г. и период 2019 и 2020 годов».
В Основных направлениях денежно-кредитной политики отмечается, что на этапе перехода экономики к росту на первый план выходит задача создания условий и стимулов для дальнейшего устойчивого развития, однако отмечает сохранение направления сохранении «умеренно жесткой денежно-кредитной политики». Такой вывод основан на подходе, согласно которому компетенция Банка России ограничена функцией обеспечения ценовой и финансовой стабильности.