Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ
Под терминами психологии подразумевается определенное состояние человека. Состояние — философская категория, отражающая специфическую форму реализации бытия, фиксирующая момент устойчивости в изменении, развитии, движении материальных объектов в некоторый данный момент времени при определенных условиях. Состояние — это форма реализации бытия, присущая всем явлениям, системам, объектам, процессам, в том числе и процессу познания. Познание состояния объекта является существенным моментом познания его свойств, структуры, сущности. Так Левитов Н.Д определяет психическое состояние следующим образом: «Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отображаемых предметов и явлений деятельности, предшествующего состояния и психических свойств личности». Такое толкование психического состояния подразумевает четыре значения :1)временное положение,2)звание,3)наличие чего-либо в том числе материального,4)готовность к действию. И по авто-ру, только первое значение адекватно психическому состоянию, т е со-стояние человека в определенный отрезок времени. Часто психическое состояние рассматривается как фон, при котором развивается деятель-ность человека. Такой подход больше связан с общими представлениями работы мозга, интегральным проявлением которого является уровень активации центральной нервной системы. Также при этом содержание ситуации избирательно влияет как на психические процессы, так и на психические свойства. Но тогда при подобном подходе психическое состояние включает структурную и функциональную организацию тех элементов психики, которые в данный момент выполняют функцию активного взаимодействия человека с окружающим его миром. Подобной трактовки психического состояния придерживались С.Л. Рубинштейн, В.Д. Небылицын, Т.А Немчинов и др. Третье направление в определении психического состояния было предложено Е.П. Ильиным, который в основе жизнедеятельности живого организма предполагал механизмы приспособления, целенаправленности и самосохранения. В самом широком смысле под состоянием человека подразумевается «реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата». Из всего выше сказанного можно сделать заключение о том, что «психическое состояние как результат целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменение внешних и внутренних условий, направленной на достижение полезного результата, проявляется в переживаниях и степени мобилизации функциональных возможностей. [1][1]Итак психическое состояние представляет собой неотъемлемое и атрибутивное свойство психики любого человека, функционально связывающая две категории психических явлений- психические процессы и психические свойства. Особенности функционирования психики в конкретный момент времени есть следствие психического состояния. Возрастная психология изучает возрастные изменения психики, возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и состояний от рождения до старости, развитие личности в ее становлении, проявляющемся в смене возрастных периодов, представленных в качественных изменениях психологических параметров поведения личности. Жизненный путь человека разделен на ряд этапов, к которым и применимо понятие возраста. Все эти этапы заполнены качественно различными психологическими процессами, сменяются последовательно в строго заведенном и неизменном порядке в процессе которого формируется личность человека. В соответствии с основными эпохами жизни любого человека выделяется детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, взрослости, геронтопсихология.
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Возрастная психология принимает во внимание все что происходит с индивидом через определенные события в его жизни в соответствии с его хронологическим возрастом. Эти события могут быть разделены на :
1) биологические — которым соответствуют признаки физического со-зревания и роста, появление вторичных половых признаков, признаки регресса и старения.
2) психологическими — появление или утрата психологических свойств и характеристик, динамика их развития, развитие черт личности, способностей, изменение временной перспективы, свойственной каждому возрастному этапу.
3)социальными-которые включают в себя изменения в социальном статусе, такие как окончание школы, вступление в брак, выход на пенсию. Исходя из этого можно выделить три основные задачи возрастной психологии:
1)Выяснение возрастных периодов в жизни человека, и их содержание с точки зрения психоло-гии.
2)Определение резервов возрастных возможностей психической деятельности в разных возрастах.3)Оказание помощи в решении разных конкретных проблем людям разных возрастов. Возрастная периодизация основана на принципе перехода от одного ведущего вида деятельности к другому и была впервые разработана Д.Б. Элькониным. Им был открыт закон чередования разных типов деятельности и каждый раз между этими типами возникают противоречия при смене деятельности. Они и становятся причиной развития дальше. От 0 до 1 года — младенческий возраст, от 1 года до 3 лет раннее детство, от 3 до 7 лет дошкольный возраст, от 7 до 10 лет младший школьный возраст, от 11-22 до 15-16 лет — подростковый возраст, от 15-16 лет до 20-21 года юношеский возраст.
ГЛАВА 2. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ- ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
В современной практике и теории психологии большое внимание уделяется такому явлению, как профессиональный стресс.
Мнения о значении этого термина разнятся, в разных источниках в качестве синонимов или близких по значению используются такие понятия, как «профессиональный стресс», «организационный стресс», «рабочий стресс», «трудовой стресс» и т.д. [2]
Еще одним ключевым понятием, связанных с профессиональным стрессом, является понятие стрессоустойчивости. [3]
Существует множество определений этого термина, раскрывающих данное понятие с разных точек зрения, однако, на наш взгляд, наиболее развернутое и точное определение дает М. Тышкова по трем важным аспектам, а именно:
а) «способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении»;
б) «способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров»; и
в) «способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации». [4]
Профессиональный стресс как явление в настоящее время характерен не только для тех людей, чья работа связана с непосредственным общением (врачи, консультанты, продавцы, работники сферы услуг) или с угрозой вреда жизни и здоровью (сотрудники МЧС, военные, работники МВД), но и для представителей тех профессий, которые традиционно не связываются с понятием профессионального стресса и выгорания. [5]
Так, по данным портала HeadHunter (в опросе участвовали 3807 человек) 70 % опрошенных когда-либо испытывали в той или иной степени стресс на работе, а 22 % лично сталкивались с синдромом профессионального выгорания. [6]
При этом, опрос показал, что наиболее подверженными стрессу и конфликтам оказались работники таких сфер, как консалтинг, маркетинг, продажи, медицина, финансы предприятия, банковская сфера. [7]
При этом половина опрошенных в качестве борьбы с выгоранием и стрессом просто пытается сменить место работы или род деятельности.
На предприятиях, где работают преимущественно люди таких профессий, системе предотвращения профессионального выгорания уделяется мало внимания и она, как следствие, находится в зачаточном состоянии либо не развита вообще.
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕСС-ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современном российском обществе, стремящемся преодолеть наследие административно-командной системы, создать правовое государство и реализовать принципы гуманизма, решение психологических проблем в управлении правоохранительными органами поднимается еще на один порядок. [8]
В правовой системе, в управлении ее структурами мало быть законником, надо быть личностью, психологом. Это справедливо для любого юриста, но для юриста-руководителя – вдвойне. [9]
Управление в юридических органах по необходимости достаточно императивно, а поэтому проблема психологически осмысленного управления, выраженная в использовании всех возможностей для побуждения личного состава к человечески и профессионально достойному поведению, особенно важна.
Приоритет гуманных начал, использование воспитывающих, развивающих и других возвышающих человека управленческо- психологических технологий − государственный подход, подлинно дело- вой, психологичный, единственно способный принести высокие результаты и отвечающий уровню современной цивилизации.[10]
Реализация руководителем управленческих функций связана со спецификой построения и деятельности органов правопорядка.
К таким особенностям следует отнести:
- жесткие формы подчинения и внутреннего распорядка типа воинского; специальные дисциплинарные права руководителя;
- специфические условия труда сотрудников и их повышенная ответственность за результаты деятельности.
К специфике управления органами правопорядка можно отнести экстремальность деятельности личного состава и управления им.
Экстремальные ситуации заставляют руководителя органа правопорядка принимать ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и др.[11]
Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. [12]
Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.
Успешность профессиональной деятельности современного руководителя в новых социально-экономических условиях во многом определяется его умением принимать взвешенные и ответственные решения, преодолевать различные трудные, а порой стрессовые, профессиональные ситуации.
Проблема стресс-преодолевающего поведения (копинг-поведения) является одной из актуальных областей исследований в психологии.
Способность справляться со стрессом, управлять своим поведением в проблемных ситуациях является важным критерием акмеологической культуры личности профессионала. [13]
При этом в соответствии с методологическими принципами акмеологии личность рассматривается как развивающаяся, находящаяся на различных уровнях профессионализма и успешности профессиональной деятельности.
Характер профессиональной деятельности руководителей при решении многих типовых рабочих задач в условиях все более возрастающих социально-экономических рисков обусловливает высокий уровень профессионального стресса, неэффективное преодоление которого приводит к снижению эффективности управления. [14]
Проблема психологической устойчивости к стрессу является профессионально значимой для сферы управления, поскольку от нее зависит не только успешное выполнение руководителем управленческих функций, но и успешная самореализация личности в профессиональной деятельности.[15]
Актуальность решения задачи по подготовке и переподготовке кадров управления требует разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке профессионального потенциала лиц, включенных в резерв, определения стратегии их подготовки и переподготовки, выбора конкретных подходов и методик с использованием специализированных программ по подготовке и переподготовке резерва. [16]
При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.
Большинство исследователей определяют копинг-стратегии как систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.
Эффективность той или иной копинг-стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации и имеющихся ресурсов.
Исследователи копинга указывают на важную роль ситуационных факторов в процессе совладания. Вместе с тем, ими подчеркивается, что существуют личностные факторы, непосредственно влияющие на переживание стресса и выбор копинг-стратегии.
То есть можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает. [17]