Файл: Личность как объект управления на примере работников отдела экологической безопасности ОАО «Метровагонмаш».pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Личность, индивид, индивидуальность
Определение понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»
1.1 Врожденные свойства личности, типы темперамента
1.2 Особенности психических процессов личности
Глава 3. Личность как субъект управления на примере начальника отдела ОАО «Метровагонмаш»
Введение
В условиях современной рыночной экономики для эффективного существования любой организации, поддержания конкурентоспособности руководитель должен концентрировать свое внимание не только на экономических составляющих, отслеживать качество продукции и покупательский спрос, но и не забывать о тех кто работает с ним.
В настоящее время особую актуальность приобретают такие понятия, как «человеческий потенциал» и «человеческий капитал», они являются востребованными деловым миром, и это очевидно.
Крупнейшей заслугой исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы в свою очередь, использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.
Все имеющиеся в мировом хозяйстве естественные и экономические блага были и есть достижения человечества, ведь именно человек является творцом шедевров, произведений искусства и одновременно – конструктором, строителем, созидателем космического аппарата. Так благодаря его уму и таланту постигается и развивается мир, и управлять этим миром должны менеджеры нового поколения, обладающие мощным человеческим потенциалом.
В рыночных условиях неизмеримо возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новые знания в виде передовых технологий, услуг, продуктов.
Сообразно с этим, Д. А. Войнов в работе «Интеллектуальный потенциал коммерческой организации как фактор повышения конкурентоспособности» подчеркивает: «Интеллектуальный потенциал организации, коммерческой фирмы становится доминирующим средством достижения высоких социально-экономических результатов ее деятельности. Традиционные факторы роста в современной экономике действуют только при условии эффективного использования интеллектуального потенциала. Развитие интеллектуального потенциала становится основным фактором вновь создаваемой стоимости, сохранения и повышения конкурентоспособности товаров и услуг» [1].
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать личность как субъект и объект управления на современном предприятии, на примере ОАО «Метровагонмаш»
Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, структуру и основные психологические характеристики личности;
- дать характеристику руководителя как субъекта управления на современном предприятии на примере отдела экологической безопасности ОАО «Метровагонмаш»;
- охарактеризовать сотрудника как объекта управления на современном предприятии на примере отдела экологической безопасности ОАО «Метровагонмаш».
Глава 1. Личность, индивид, индивидуальность
Определение понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»
Часто в речи мы употребляем близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность и индивидуальность. Что означают эти понятия?
Человек – это родовое понятие, оно указывает (если рассматривать в рамках материалистического подхода) на принадлежность существа к наивысшей ступени развития живой природы – человеческому роду. Человек – специфическое и уникальное существо биологического и социального происхождения. Как существо биологическое, он подвержен влиянию биологических законов и воздействий, а как существо социальное – он часть социума и продукт общественного воздействия.
Индивид – родовое понятие, характеризующее человеческое существо как носителя биологических свойств, генетической предопределенности (генотипа), представителя вида «человек разумный».
Индивидуальность - определяется единством неповторимых личностных и индивидуальных свойств конкретного, единичного человека. Это своеобразие его психофизиологической организации (тип темперамента, физические данные, нейродинамика, психодинамика и пр.), интеллекта, структуры социальных свойств, жизненного опыта, общественных функций и образования. [2]
Личность - выражает в человеке его социальные признаки. Если человек является носителем самых различных свойств, то личность – это основное его свойство, в котором реализуется его социальная сущность. Личность определяет в человеке принадлежность к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д. Если человек по каким-либо причинам не является носителем социальных свойств, то он не обладает личностью, или при недостаточном обладании социальными свойствами говорят о неразвитой, деградированной, патологической и пр. личности.
Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, а которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.
Понимание природы индивидуальности тесно связано с выявлением роли биологического и социального в личности. Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.
Термин "личность" используется для описания комплекса качеств, отражающих умения, знания человека, его индивидуальные черты, физические параметры. То или иное влияние на личность оказывает любое из множества его свойств, качеств. Менеджер должен наиболее остро чувствовать, на какое из свойств личности надо повлиять, чтобы интересы личности наилучшим образом способствовали стремлению скорейшего достижения производственной задачи как личной так и коллективной.[3]
Сущность конкретной личности включает в себя отношение к людям, основные качества, мировоззрение, многие личные и внешние воздействия, влияющие на ее поведенческие стереотипы. Первичное мощное воздействие на личность оказывают физиологические (или биологические) качества: пол, возраст, национальность, рост, вес, телосложение и др. Например, человеку высокого роста быстрее отдается предпочтение в лидерских способностях, чем человеку малого роста. Уровень умственного развития, который в основном относится к наследственным факторам, является качеством несколько иного свойства. Однако только физиологические характеристики не являются основными при оценке способности работника. Они играют решающую роль в том случае, если есть ограничения по физическим параметрам. Характеристику личности определяют, главным образом, не физиологические, а ее социальные и психологические черты.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.
Структура, врожденные свойства и психические особенности личности
Основу личности составляет ее структуру, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
Под структурой личности понимают определенную совокупность врожденных и социальных качеств конкретной личности, характеризующую ее социальную направленность, уровень подготовленности, особенности психических процессов, темперамента, характера. Черта личности - внутренняя устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия специфических потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу только ей присущих склонностей (установок, привычек), стилевых особенностей поведения (стилевые черты).
В структурно-динамической концепции К.К. Платонова многообразие природных и социальных свойств личности интегрируется на шкале с полярностью «биологическое и социальное». Эти свойства разбиты на четыре подсистемы, в зависимости от представленности в них биосоциального. Подсистемы динамичны относительно друг друга и взаимодействуют между собой по параметрам структурирования и функционирования (поэтому и концепция - структурно-динамическая). Рассмотрим такую структуру личности.[4]
1. Подструктура направленности.
- все свойства этого блока детерминированы социально, биологического почти нет;
- доминирование осознания будущего;
- уровень анализа личности – социально-психологический;
- включают качества и свойства: направленность, убеждения, мировоззрения, идеалы, склонности, интересы, желания.
2. Подструктура опыта.
Свойства детерминированы:
- значительно больше социального, биологическое представлено в «свернутом» виде;
- осознание прошлого необходимо;
- уровень анализа личности – психолого-педагогический;
- включают качества и свойства: привычки, умения, навыки, знания.
3. Подструктура психических процессов.
- детерминирование свойств – паритет биосоциального;
- в основном осознание настоящего;
- уровень анализа личности – индивидуально-психологический;
- включенные качества и свойства: чувства, воля, восприятие, воображение, ощущения, эмоции, память, характер.
4. Подструктура психофизиологических свойств.
- все свойства этого блока детерминированы биологически, социального почти нет;
- проявляется стиль осознания;
- уровень анализа личности – психофизиологический и нейропсихологический;
- включенные качества и свойства: темперамент, свойства нейродинамики, возрастные, половые, психодинамические, билатеральные и другие. [5]
Практическая деятельность менеджера требует от него определенной автономности, самостоятельности, способности отстаивать свою точку зрения. Личная независимость любого индивида, а также и менеджера в существенной мере зависят от его мышления, волевых качеств, способностей к правильной самооценке и самоконтролю.
Все эти качества в значительной мере формируются на основе особенностей социальной подструктуры, среди которых выделяют моральные ценности, мировоззренческие позиции, идеалы личности. Именно на их основе, в конечном итоге, формируется жизненная позиция личности, определяющая ее поведение в малой группе, коллективе, обществе.[6]
По мере учета индивидуальных качеств личности, сосредоточенных во второй, третьей и особенно четвертой подструктурах, на социальное поведение индивида все большее воздействие оказывают его психологические свойства. Во второй подструктуре уже заметно появление врожденных качеств, влияющих на социальный опыт: знания, привычки, навыки и умения. Еще больше усиливается это влияние в третьей подструктуре, содержащей черты личности, которые зависят от индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения действительности.
И, наконец, сильнейшее воздействие на деятельность человека в малой группе, коллективе, обществе оказывают такие его врожденные качества, как темперамент, тип высшей нервной деятельности и др.
1.1 Врожденные свойства личности, типы темперамента
Темперамент определяется наследственностью и устойчиво проявляется в течение всей жизни человека. «Чистые» темпераменты встречаются редко. Как правило, люди имеют смешанные психотипы, но ведущий темперамент заметно выделяется у каждого человека. Темперамент проявляется у человека в характеристиках скорости (темпоритмах), интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий. Скорость (темпоритмы) человека можно заметить потому, насколько быстро он говорит, отвечает собеседнику, запоминает, воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Скорость проявляется в походке и движениях человека. Выносливость тоже относится к свойствам темперамента человека. Некоторые из нас нуждаются в непродолжительном отдыхе и могут трудиться по двадцать пять часов без перерыва. Но есть люди, которые «выдыхаются» достаточно быстро и им требуется регулярный и продолжительный отдых.[7]
Холерик имеет самые скоростные темпоритмы. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику. Часто перебивает: когда собеседник только начал о чем-то говорить, холерик уже все понял и имеет готовый ответ. Такой человек быстро воспринимает и запоминает новую информацию, правда, иногда поверхностно, и может сразу же ее забыть. Он много и быстро двигается, часто и суетливо поправляет детали своего костюма. Во время стресса его поспешность и суетливость усиливаются. Может проявить раздражение и вспыльчивость. Хотя он имеет высокую чувствительность, долго помнить обиды и разочарования не будет. Может вспылить, но через минуту успокоится. Про него говорят; «Вспыльчивый, но отходчивый!» Холерик — открытый, прямой и общительный человек, с активным интересом к людям и к внешнему миру. Имеет высокую работоспособность и выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стремится к лидерству и доминированию.