Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни
1.2 Особенности психологической помощи по адаптации младших школьников к условиям школьной жизни
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «школьная дезадаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными.
Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Чтобы понять, какова должна быть психологическая адаптация ребенка к условиям общеобразовательной школы, необходимо знать, что из себя представляет современная школа.
На основании изучения опыта работы российских, зарубежных ученых можно сделать вывод, разработка проблемы успешной адаптации младших школьников к условиям школьной жизни остается актуальной, т.к. меняются социально-экономические условия жизни, изменяются образовательные технологии и т.д.
Объектом исследования являются учащиеся первого класса образовательного учреждения.
Предмет исследования – адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
Цель работы – изучить особенности адаптации младших школьников к условиям школьной жизни.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что успешная адаптация учащихся первого класса обусловлена социальным статусом ребенка в группе, а также определенным рядом социально-психологических факторов, среди которых значительное место занимает такой, как состояние эмоционально-волевой сферы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу с целью описания проблемы адаптации младших школьников к условиям школьной жизни;
2. Охарактеризовать различные методы адаптации;
3. Подобрать диагностический инструмент для изучения уровня и структуры адаптации;
4. Экспериментально выявить уровень и структуру адаптации учащихся первых классов образовательного учреждения;
5. Разработать систему занятий, направленных на адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни.
Методы исследования – наблюдение, опрос, эксперимент и моделирование.
Методики исследования – методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.); коммуникативная сфера – социометрический опрос, методика «Мой круг общения» (Т.Ю. Андрущенко).
База исследования – ученики 1 «А» класса общеобразовательной школы № 1 города Череповца.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация детей младшего школьного возраста к условиям школьной жизни
Адаптация в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический.
Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность [11].
Социально-психологическая адаптация представляет собой особую сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности и связана, прежде всего, с изменением статуса индивида. В течении жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микросоциальные условия (школа, работа, семья и др.), и каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения.[21].
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка [11].
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У его появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать. Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью.[4].
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптировать приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам [12].
Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим детям. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития и протекает фазно. Обычно выделяют фазы кратковременного повышения резистентности (чаще первые часы или дни воздействия) и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления. В общем виде эта схема описывает адаптивные изменения при действии на организм самых разнообразных факторов внешней среды – холода, гипоксии и т. д.
Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.
1.2 Особенности психологической помощи по адаптации младших школьников к условиям школьной жизни
Российская школа постепенно отказывается от авторитарной педагогики и осваивает демократические и гуманистические ценности. Принципиально меняется характер педагогических отношений в образовании. На первый план выдвигается необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей школьника, саморазвития задатков и творческого потенциала личности, ее способностей и дарований, создание для этого максимально благоприятных условий. Сегодня школа должна стремиться к тому, чтобы максимально «адаптироваться к учащимся и гибко реагировать на социокультурные изменения среды» [7]. Предметом особой заботы в изменившихся условиях становится сохранение психического и физического здоровья учащихся на всех ступенях общеобразовательной школы, и, прежде всего, на первой его ступени – начального общего среднего образования.
Практическая реализация данных положений тесно связана с проблемой адаптации (лат. adapto – приспособляю) младших школьников к обучению в школе, которую следует отнести к одной из наиболее актуальных проблем современной начальной школы: «у 44% первоклассников в той или иной степени наблюдаются трудности в процессе адаптации к школьному обучению» [14].
Именно такие школьники в значительной степени подвергаются риску возникновения школьной дезадаптации (школьной неприспособленности).
В работах ученых обнаруживается неопределенность в трактовке термина «адаптация». В широком смысле под ним понимается процесс или результат, условие или функция, явление или фаза, период, стадия. Однако в большинстве определений внимание сосредотачивается на процессе приспособления к определенным условиям среды, и это является существенной характеристикой понятия «адаптация». Влияние среды на развитие ребенка не может сводиться лишь к внешней обстановке его жизни. Определяющее влияние среды заключается в ее содержании, вызывающей «переживание и деятельность самого ребенка» (Л. С. Выготский
Исследуя проблему адаптации, ученые пришли к обоснованному выводу: адаптационные возможности младших школьников резко снижаются вследствие воздействия целого ряда факторов.
1. Слабое здоровье первоклассников.
Состояние здоровья – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность процесса адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. По данным Минздрава Российской Федерации, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребенок из трех остается здоровым. Институт возрастной физиологии обнаружил, что около 20% детей, приходящих в школу, имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса число таких детей превышает 60% [20].
Почти 90% детей, поступающих в школу, уже страдают хроническими заболеваниями (по данным всеобщей диспансеризации 2002 года). Это приводит в частности к тому, что при поступлении в школу и в условиях школьного обучения все большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии значимых для обучения психофизиологических и высших психических функций.
2. Проблемы семейного воспитания.
В современных условиях семья не только не способствует решению проблемы адаптации, а превращает ее в социальную проблему. На это прямо указывают исследователи: «Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей. В настоящее время увеличилось число «социальных сирот». [17, с. 121].