Файл: Виды и модели «аутсорсинг/инсорсинг».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Аутсорсинг начал распространяться в 80-е годы ушедшего столетия – как эффективный способ снижения затрат и увеличения доходности. В 90-х пришло осознание того, что аутсорсинг – это не только способ повышения доходности предприятий, но и мера, способствующая глубокой оптимизации их структур и деятельности за счет сосредоточения на основном предмете и передаче побочных, служебных функций внешним специалистам. Идеей аутсорсинга является разделение труда с целью повышения эффективности деятельности.

Аутсорсинг позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций гостиничных предприятий в области производства, финансов, информационных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, обеспечения персоналом и т.д.

Практика аутсорсинга помогает предприятиям индустрии гостеприимства решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения адаптации к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков. Компания-заказчик может, используя аутсорсинг второстепенных функций, сконцентрироваться на тех, которые свойственны именно ей, на своей специфике. При этом, в отличие от субподряда, аутсорсинг – это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктуризацию внутренних бизнес-процессов и внешних отношений компании.

Целью данной работы является изучение видов и моделей аустсорсинга, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты исследования видов и модели аутсорсинга;

- провести оценку применения аутсорсинга в ОАО «НПЦ «Полюс»;

- разработать мероприятия по совершенствованию управления аутсорсинговым процессом.

Объект исследования - ОАО «НПЦ «Полюс».

Предмет исследования - виды и модели аустсорсинга.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области аутсорсинга, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические аспекты исследования видов и модели аутсорсинга


1.1 Понятие и сущность аутсорсинга

В научной литературе неоднозначно интерпретируются периоды зарождения и развития аутсорсинга, причем как в мировом, так и в отечественном масштабе. Отчасти данная ситуация, на наш взгляд, сложилась вследствие наличия нескольких вариантов интерпретации термина «аутсорсинг».

Термин «аутсорсинг» имеет английское происхождение от слов «outsideresourceusing», что дословно означает «использование внешних ресурсов». До начала 90-х гг. XX в. термин «аутсорсинг» не присутствовал ни в одном языке мира [14].

Дж.Б. Хейвуд считает, что старым названием «аутсорсинга» является термин «экстернализация» [17]. По его мнению, данный термин подходит для описания видов деятельности, при которой организация передает непрофильные функции компаниям, специализирующимся в данной сфере. В работе Аникина Б.А. также упоминается термин «экстернализация», означающий «передачу контроля за выполнением какой-либо функции компании, специализирующейся в данной сфере» [2]. Ниже приведены другие термины, которые, на наш взгляд, также имеет значение рассмотреть вместе с понятием «аутсорсинг»:

  • кооперация - особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвуют в одном и том же или в различных, связанных между собой, процессах труда [12];
  • инсорсинг - выполнение собственными силами тех функций или бизнес- процессов, которые раньше частично или полностью поставлялись извне [3];
  • ре-инсорсинг - возвращение ранее переданных в аутсорсинг функций [3];
  • даунсайзинг - сворачивание производственной деятельности и сокращение рабочих мест [1];
  • оффшоринг - перевод производства за рубеж [1];
  • субконтрактинг. При аутсорсинге заказчик полностью передает исполнителю ведение проекта и получает от него конечный результат. А при субконтрактинге заказчик получает результат и управляет всеми работами субподрядчика по проекту (риски пополам) [10];
  • ауттаскинг - передача вовне отдельных задач организации [10];
  • шринкинг - сокращение, сжатие организации [2];
  • делайринг - ограничение числа уровней управления [2];
  • спин-офф - выделение единиц бизнеса или «отстегивание» структуры [2];
  • аутплейсмент - термин, означающий вывод персонала за пределы компании [10];
  • краудсорсинг - использование потенциала большого количества людей для решения определенных задач [7];
  • селфсорсинг - сосредоточение производства в одних руках (в руках ремесленника)[15].

Несмотря на востребованность аутсорсинга в России, сам термин отсутствует в российском законодательстве. Однако в Гражданском кодексе РФ можно найти близкие термины. Так, в статье 107 ГК РФ приводится определение понятия «производственный кооператив», означающее «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов»[6]. Если рассматривать договор подряда согласно статье 702 ГК РФ, то она гласит, что «по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его» [6].

В современной научной литературе, как было отмечено ранее, встречаются множество различных по смыслу определений понятия «аутсорсинг». В работе был проведен анализ более 40 определений, в ходе которого были выявлены четыре основных подхода (рис.1).

Рис. 1.1 - Подходы к определению понятия аутсорсинг

Данная диаграмма свидетельствует, что 61 % авторов рассматривают это понятие как передачу процесса внешней организации, 25 % - как привлечение внешней организации, 8 % - как интеграцию организаций, и 6 % - как оптимзацию деятельности организации.

1.2 Подходы в исследовании аутсорсинга

На наш взгляд, данные подходы можно подразделить на следующие две группы:

    1. группа: к данной группе относятся подходы, связанные спередачей-привлечением процессов (их элементов) организацией. Данная группа, на наш взгляд, объединяет определения, отражающие так называемый«узкий» подход к термину «аутсорсинг». Условно будем называть такие определения - транзакционного типа;
    2. группа: к данной группе были отнесены подходы, отражающие интеграцию бизнеса и оптимизацию деятельности организации. Данная группа, на наш взгляд, объединяет определения, отражающие так называемый «широкий» подход к термину «аутсорсинг». Условно будем называть такие определения - сетевого типа.

Рассмотрим более подробно выделенные подходы.

Подход «передача процесса внешней организации» является основным в научной литературе, означающий передачу процессов, функций, прав или деловой активности, либо перевод подразделения вместе с активами в стороннюю организацию. Авторы данного подхода выделяют различные группы объектов для передачи в аутсорсинг. Преобладающей из них является группа, в состав которой входят процессы, функции, задачи, услуги и работы. Другие авторы выделяют такие объекты передачи, как персонал, подразделение, IT- актив, мощность, управленческая ответственность, право и деловая активность.


Приведем некоторые определения первого подхода. Например, Хейвуд Дж. Б. считает, что «аутсорсинг - это перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене»[17]. Айвазян З.С. понимает под аутсорсингом «передачу определенных вспомогательных функций третьему лицу, специализирующемуся в этой области» [9].

Подход «привлечение внешней организации» означает приобретение продукции или услуг на стороне или привлечение третьей стороны для реализации процессов. Примером для данного подхода служит определение Нуртдиновой А.Ф. Под аутсорсингом она понимает «привлечение сторонних организаций для выполнения определенных видов работ, не являющихся профильными для данной организации» [5]. Поляков В.В. и Щенин Р.К. считают, что аутсорсинг - это «привлечение так называемой третьей стороны для решения проблем организации во взаимоотношениях с внешней средой, а также внутренних проблем, связанных с реализацией конкретных бизнес-процессов или использованием наукоемких технологий»[9].

Подход «интеграция организаций» означает объединение экономических бизнес-систем. Под бизнес-системами имеются в виду потребители и аутсорсеры (провайдеры аутсорсинговых услуг). К третьему подходу относятся определения таких экономистов, как Карашевич В.Е. и Татьянок М.В.

Татьянок М.В. считает, что «в основе развития временного аутсорсинга лежит интеграция бизнеса потребителей и провайдеров аутсорсинговых услуг, обладающая коммуникационной, ресурсной, технологической, мотивационной, ценностной и нормативной целостностью» [16].

Под подходом «оптимизация деятельности организации» аутсорсинг понимается как один из методов оптимизации деятельности за счет передачи непрофильных процессов третьей стороне. В отличие от первого и второго подхода акцент делается не на передачу процесса, а на оптимизацию деятельности организации. В связи с этим данный подход был выделен в отдельную категорию. К четвертому подходу относятся определения таких экономистов, как Ивлев А.Г., Витко В.С., Цатурян Е.А.

Витко В.С., Цатурян Е.А. считают, что аутсорсинг - это «способ оптимизации деятельности организации за счет концентрации усилий на осуществление основной деятельности и передачи на длительной основе определенных непрофильных, а также части основных производственных функций организации третьему лицу, специализирующемуся в этой области, с соответствующим сокращением персонала» [5]. Ивлев А.Г. понимает под аутсорсингом «организационное решение, оптимизирующее конфигурацию бизнес-системы, исходя из параметров «качество-издержки-обладание»[9].


1.3 Виды и модели аутсорсинга

Наряду с анализом определения понятия «аутсорсинг», еще одним из ключевых вопросов исследования категории «аутсорсинг» является вопрос классификации аутсорсинга. В работе был проведен анализ классификаций аутсорсинга таких исследователей, как Аникин Б.А., Рудая И.Л, Михайлов Д.М., Синяев В.В., Пешкова Т., Коник Н.В., Ефимова С., Рытик С., Доннеллан М.,Клементс С., Лароз И., Курбанов А.Х., Плотников А.В., Лозинский С.В., Василенко Л.А. На основе данных работ были выделены следующие основные классификационные признаки аутсорсинга:

1. Полнота передаваемого процесса (полнота передачи контроля за частью бизнеса). Классификация по данному признаку осуществляется с точки зрения полноты передачи контроля и разделения ответственности. Аникин Б.А. и Рудая И.Л. по этому признаку делят аутсорсинг на два вида: частичный и полный [3]. Под частичным аутсорсингом понимается передача функций или части бизнес-процесса. Полный аутсорсинг - передача сторонней организации целиком отдельных функций или бизнес-процесса с возложением на него полной ответственности за их выполнение. Михайлов Д.М., как и Синяев В.В., выделяет пять следующих видов аутсорсинга [10]:

  • максимальный. Передача штата сотрудников и активов поставщику услуг на время действия контракта;
  • выборочный. Означает, что часть подразделения остается у клиента;
  • совместный. Клиент и аутсорсер являются партнерами;
  • промежуточный. Компания, имеющая специалистов с высокой квалификации, передает управление своим подразделением третьей стороне;
  • трансформационный. Компания нанимает аутсорсера, который полностью управляет процессом и создает новый конечный продукт. Такие услуги схожи услугам консультантов.

2. Вид деятельности (вид бизнес-процесса). Многие авторы классифицируют аутсорсинг по данному признаку. Выделение видов происходит в зависимости от вида бизнес-процесса, который передается аутсорсеру. К примеру, Аникин Б.А., Рудая И.Л. выделяют следующие виды аутсорсинга: информационных технологий, научно- производственной деятельности, логистических функций, функций управления организаций, корпоративного обучения, человеческих ресурсов, финансовых и банковских операций и т.д. [3] Института аутсорсинга (Outsourcinglnstitute, США) выделяют 2 вида: IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов (ВРО - businessprocessoutsoursing) [3]. Пешкова Т., Коник Н.В., Ефимова С., Рытик С. добавляет к этим двум видам еще третий вид - производственный аутсорсинг [13]. Под производственным аутсорсингом понимается передача некоторых задач или целого производственного процесса сторонней организации. Этот вид дает возможность компании, во-первых, сосредоточиться на разработке и производстве новых продуктов и услуг, во-вторых, увеличить гибкость производства. Синяев В.В. предлагает следующие виды аутсорсинга: логистические, маркетинговые, производственные, информационные, консалтинговые и рекрутские [9].