Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и содержание коммуникации в организации
1.1. Понятие коммуникации в организации
1.2. Виды коммуникаций в организации
1.3. Функции коммуникаций в организации
Глава 2. Особенности коммуникативного процесса в организации
2.1.Основные элементы коммуникационного процесса
2.2.Реализация коммуникативного процесса в организации
3.1. Характеристика деятельности БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж»
Введение
Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними, и, конечно, обмен между ними информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достичь общих целей организации. Любая организация вне зависимости от ее масштабов непременно обладает соответствующей системой связей, коммуникаций, которая обеспечивает обмен информацией между ее членами и структурными подразделениями. Вот почему коммуникации часто называют нервной системой организации.
Роль и значение коммуникаций в организации сложно переоценить, поскольку уровень их сформированности говорит, о целостности коллектива, его положительного психологического настроя, от которого, в свою очередь зависит будущее предприятия. Поэтому важно учитывать все проблемы, возникающие внутри коллектива.
Важность коммуникаций определяется еще и тем, что общение для любого индивида является главным способом развития, передачи, получения и обработки информации.
Один из первых теоретиков организационного поведения Ч. Бернард отмечал, что в любой достаточно полной теории организации коммуникация займет центральное место, потому что структура, размеры и масштабы деятельности организаций почти полностью определяются средствами коммуникаций. Позже Д. Кац и Р. Кан писали, что коммуникация является социальным процессом, имеющий важнейшее значение для функционирования любой группы, организации или общества, и что она образует самую суть социальной системы или организации.
Актуальность выбранной темы объясняется неотделимостью функции управления от функции коммуникации в организации, поскольку без обмена информации, без общения между сотрудниками разных уровней не будет и самой организации.
Таким образом, целью данной курсовой работы является описание особенностей коммуникации в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-
- рассмотреть сущность и содержание коммуникации в организации;
- изучить особенности коммуникативного процесса в организации;
- выявить особенности коммуникации в организации на примере БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж».
Объект исследования – коммуникация, предмет – особенности коммуникации в организации на примере БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж».
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, интернет-источников, обобщение, описание, сравнение.
В ходе написания данной курсовой работы будут использованы в основном учебные пособия для студентов высших учебных заведений. Данные пособия составлены в соответствии с требованиями по подготовке специалистов в области организационной психологии. Нами будут проанализированы пособия А. Н. Занковского, А. Л. Свенцицкого, Д. В. Ньюстрома, которые подробным образом рассматривают вопросы организационного поведения и организационной психологии. Поскольку речь идет о внутриорганизационных коммуникациях, то особую ценность приобретают труды Дж. Мескона и О. С. Виханского, которые рассматривают вопросы коммуникаций в организации с точки зрения и функции менеджмента организации.
Глава 1. Сущность и содержание коммуникации в организации
1.1. Понятие коммуникации в организации
Термин «коммуникации» широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Так, например, транспортные коммуникации обеспечивают грузовые и пассажирские потоки всеми видами транспорта от одного пункта к другому. Инженерные коммуникации образуют сложную подземную инфраструктуру города и микрорайонов, подводя к домам и предприятиям воду, тепло, электроэнергию, канализацию и др. Информационные коммуникации обеспечивают телефонную, радиотелевизионную и космическую связь пользователей. Вместе с тем, общение людей также является коммуникативным процессом, играющим в деловой жизни важную роль.
Согласно мнению М. В. Каймаковой, коммуникация (от лат. communicatio – сообщение) - специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Кроме того, автор дает и другое определение: коммуникации - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи [5; с.6].
А по мнению Дж.В.Ньюсторма и К. Девис, коммуникация - передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей [12; с.52].
В кратком психологическом словаре представлено другое определение коммуникации, точнее общения. Общение (коммуникация) – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека [9; с.213].
Таким образом, многочисленные определения коммуникаций отечественных и зарубежных научных исследователей подчеркивают, в первую очередь, направленный характер передачи сообщения, основанного на определенной системе знаков, а также восприятие данного сообщения как необходимые характеристики акта коммуникации.
Коммуникации в организации - это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей, или должностных инструкций [10; с.117].
В связи с вышесказанным, для осуществления коммуникации необходимы как минимум два человека: отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант, или адресат) [17; с.278].
Непременным условием деятельности любой организации являются постоянные коммуникационные акты, соединяющие ее членов как по вертикали, так и по горизонтали (в соответствии с организационной иерархией). Для осуществления любого коммуникационного акта необходим ряд условий. Во-первых, это наличие контакта, который может быть вербальным и невербальным. Во-вторых, требуется общий язык (код). Иными словами, система знаков, используемая людьми для передачи информации. И, наконец, в-третьих, необходима общность тезаурусов, то есть запасов информации, которыми обладает конкретный индивид. Иногда речь идет и о профессиональном тезаурусе, о запасе профессиональных знаний. Известно, что члены одной профессиональной группы также имеют свой специфический язык, часто применяемый ими в своей деятельности. С одной стороны, это позволяет членам одной группы быстрее и лучше понимать друг друга в процессе профессиональной деятельности. Но, с другой стороны, использование своего профессионального сленга в общении с представителями других областей деятельности затрудняет взаимопонимание сотрудников организации. В таких случаях требуется пояснение терминов или применение общепринятой лексики [2; с.379].
1.2. Виды коммуникаций в организации
Для составления более полной картины о сущности коммуникаций важен вопрос рассмотрения классификации коммуникаций.
Если говорить о коммуникации, исходя из направления потока информации в организации, выделяют следующие виды коммуникаций [19; с.58]:
- Нисходящие, направленные «сверху вниз» от руководителя к подчиненным.
- Восходящие, направленные «снизу вверх» от подчиненных к руководителю.
- Горизонтальные, осуществляемые между членами организации в пределах одного должностного уровня.
Другим критерием выделения видов коммуникаций являются средства (формы) передачи информации в процессе общения. В данном случае выделяется два вида коммуникаций [5; с.6]:
- Вербальная, подразумевающая передачу информации непосредственно голосом и речью.
- Невербальная, при использовании которой основным средством передачи информации являются мимика, жесты, позы собеседников.
По каналам общения выделяются формальные и неформальные коммуникации. Формальные предполагают общение строго в соответствии с установленной иерархией внутриорганизационных связей. Неформальные коммуникации - социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребности в общении. Чаще всего они дополняют формальное общение и распространяются посредством слухов и сплетен.
По субъекту коммуникации выделяются следующие виды [8; с.230]:
- Коммуникации с помощью технических средств, передаваемые различными посредническими каналами (например, по электронной почте, телефону, селективной или конференц-связи и пр.).
- Межличностные коммуникации, передаваемые от человека к человеку.
Самым главным в межличностных коммуникациях является передача информации от одного лица к другому. В процессе межличностной коммуникации важное значение имеет обратная связь, поскольку она превращает коммуникационный процесс в двухсторонний. Исследователи выделяют следующие основные характеристики эффективной обратной связи [5;с.19]:
- Намерение. Эффективная обратная связь не должна осуществляться в форме личных нападок, унижающих чувство достоинства или затрагивающих репутацию человека.
- Конкретность. Получатель должен обеспечиваться конкретной информацией, после которой не возникают вопросы, и человек не попадает в ситуацию фрустрации, не зная, что делать.
- Описательность. Информация должна носить описательный, а не оценочный характер; содержать объективные сведения о том, что сделал человек, а не оценку его деятельности в целом.
- Полезность. Информация должна быть такой, чтобы работник смог ее использовать для улучшения своего труда, так как сам по себе работник не может что-либо исправить.
- Своевременность. Чем скорее осуществляется обратная связь, тем лучше, так как работник имеет возможность точнее понять, что от него требуется.
- Готовность. Для того чтобы обратная связь была эффективной, необходимо, чтобы у работников была готовность ее поддерживать.
- Ясность. Реципиент должен ясно понимать руководителя. При этом и руководитель должен стремиться быть понятым.
- Достоверность. Чтобы обратная связь была эффективной, она должна быть надежной и достоверной. Ситуация или проблема только осложняются, если руководитель оперирует неверной информацией, подчиненный может счесть, что к нему относятся предвзято и несправедливо.
Таким образом, коммуникации с точки зрения какого-либо признака могут отличаться и могут относиться к разным видам одновременно. Например, общение может быть вербальным, формальным и межличностным в один и тот же момент времени, применительно к одному и тому же коммуникационному акту.
1.3. Функции коммуникаций в организации
В ходе определения содержания коммуникации как процесса важно рассмотреть функции, выполняемые общением. Выделяются следующие функции: информационная, регулятивная, перцептивная, мотивационная, контрольная, экспрессивная [17; с.278].
Информационная функция состоит в передаче работникам различных данных, которые обеспечивают принятие решений, и координации их деятельности, направленной на выпуск какой-либо продукции и оказание услуг потребителям Общение почти всегда имеет двусторонний характер, и у адресанта есть возможность получить информацию о результатах своего общения. Таким образом, источник общения может оценить, обратил ли адресат внимание на его сообщение, понятно ли ему его содержание и принимает ли он его [4; с.441]. Реализация информационной функции коммуникации невозможна без использования каких-либо средств. Существует несколько знаковых систем, которые используются в процессе общения. К ним относится вербальное общение, при котором в качестве знаковой системы используется речь, и невербальная коммуникация, для осуществления которой используются различные формы неречевых знаковых систем (например, жестикуляция, мимика, пантомимика, темп и громкость речи и т.д.).
Регулятивная функция выражается в том, что в процессе общения индивид регулирует (изменяет) как свое собственное поведение, так и поведение партнера по общению. Посредством регулятивной функции общение в организации различными способами контролирует поведение членов организации. Благодаря общению между сотрудниками в организации происходит регуляция действий и поведения собеседника и, одновременно, регуляционное воздействие на самого индивида со стороны коллег, начальства или подчиненных. Таким образом, регулятивная функция раскрывается еще и понятием «взаимодействие», поскольку в процессе общения происходит взаимное воздействие на поведение собеседников. При таком взаимодействии осуществляется не только обмен знаками для изменения поведения партнера, но и процесс организации совместной деятельности. В процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, подражание, внушение, убеждение, формируется дух единой команды, и т. д. Взаимная регуляция поведения людей в группе является существенным фактором превращения ее в совокупного субъекта деятельности [4; с.446].