Файл: Процессный подход к менеджменту (Основные характеристики процессного подхода к менеджменту).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Содержание и специфика процессного подхода к менеджменту.
Возникновение и история развития процессного подхода к менеджменту.
Основные характеристики процессного подхода к менеджменту.
Глава 2 Процессный подход к менеджменту в современных условиях.
Суть концепции состоит в том, что предприятие в ходе своей деятельности формирует для потребителей определенный набор ценностей. Покупатели, в свою очередь, должны нуждаться в них и быть готовыми платить за них. В цепочке ценностей Майкла Портера деятельность компании разделялась на основную и вспомогательную. Первая при этом прямым образом добавляет стоимость к конечной услуге или продукту. Вспомогательная деятельность косвенно обеспечивает эффективную и рациональную реализацию основных задач.
К основной деятельности в цепочке ценностей М. Портер относит:
- Внутреннюю логистику. Она предполагает контроль запасов, распределение первичных компонентов.
- Операции. В ходе них первичные компоненты преобразуются в конечный продукт.
- Внешнюю логистику. Она включает в себя распределение и хранение продукта.
- Маркетинг, сбыт. В рамках этой деятельности основным инструментом является реклама.
Вспомогательными направлениями в цепочке создания ценностей Портера являются:
- Материально-техническое обеспечение. Предприятие осуществляет закупку необходимых материалов и сырья.
- Развитие технологий. В рамках этого направления разрабатываются процессы, запасы и сам продукт.
- Управление трудовыми ресурсами. Оно предполагает отбор и обучение работников, внедрение системы мотивации и вознаграждения персонала.
- Инфраструктура предприятия. Ее формирование осуществляется в рамках планирования, финансирования, менеджмента.
Анализ цепочки ценностей М. Портера
Цепочка ценностей – это ряд последовательных действий организации по преобразованию ресурсов в конечный продукт или услугу. Важность анализа цепочки ценности определяется тем, что наряду со стержневыми компетенциями она является основным источником конкурентного преимущества.
Анализ ценностной цепочки, дает возможность оценить влияние различных видов деятельности организации на увеличение ценности продукции и услуг по сравнению с затратами на используемые ресурсы, оценить насколько эффективно и продуктивно размещены (конфигурированы) и скоординированы виды деятельности в организации. Критерием эффективности является оценка стоимости, добавленной в процессе преобразования ресурсов в конечную продукцию, которая поступает на рынок в виде товаров или услуг. Стоимость измеряется ценой, которую покупатель готов заплатить за товар.
Способы увеличения ценности продукта:
Изменить мнение о продукте таким образом, чтобы потребитель был готов заплатить более высокую цену за него, а не за подобный продукт, выпускаемый другими организациями;
сокращение издержки по сравнению с конкурентами.
Организация - это открытая система, которая преобразует начальные компоненты (ресурсы, сырье и т.д.) в конечный продукт (товары и услуги). В результате внутриорганизационной деятельности стоимость вводимых ресурсов увеличивается.
Цепочка ценностей включает основные и вспомогательные виды деятельности. Основные виды деятельности непосредственно добавляют стоимость к конечному продукту. Вспомогательные виды деятельности добавляют стоимость не прямо, а косвенно, способствуя эффективному выполнению основных видов деятельности.
Цепочка ценностей должна поддерживать стратегию. Например, если существующая стратегия направлена на повышение качества, то и все виды деятельности должны быть ориентированы на создание высококачественного продукта. Каждый вид деятельности в цепочки ценностей связан с затратами, которые могут быть увеличены или сокращены под влиянием двух факторов:
- - структурных (экономия на масштабах производства, эффект кривой опыта, интенсивность капиталовложений, величина товарного ассортимента);
- - исполнительных (стремление рабочей силы к совершенствованию позиция персонала и организационные возможности фирмы по обеспечению качества продукта и др.)
В последние годы в организациях наметилась тенденция сосредоточиваться на основных видах деятельности, связанных со стержневыми компетенциями, и передавать субконтракторам те производственные процессы, которые не являются для них основными.
Пример. Модные дома концентрируются на дизайне и маркетинге, а пошив изделий передают в те компании, в которых основным видом деятельности является производство одежды. Сочетание комплементарных (дополняющих) стержневых компетенций увеличивает конкурентное преимущество всех сотрудничающих организаций. Следовательно, анализ ценностной цепочки должен включать также поиск потенциальных возможностей, увеличения стоимости за счет привлечения субконтракторов.
На конкурентоспособность организации влияют не только внутрифирменные издержки, но и издержки в цепи ценности поставщиков и дистрибьюторов, субконтракторов. В этом случае рассматривают ценностную систему: цепочки ценностей поставщика, производителя, дистрибьюторов или заказчиков, субконтракторов. Организация может повысить свою конкурентоспособность, предпринимая ряд действий, оказывающих благоприятные воздействия на цепочку ценностей потребителей.
Пример. Строительство предприятия по производству алюминиевых консервных банок рядом с пивоварней дает возможность сократить звено в цепочки ценностей – транспортировку – за счет конвейерного перемещения банок непосредственно в пивоварню.
Не все виды деятельности организации имеют одинаковое значение в процессе создания ценностной цепочки. Более значимые виды деятельности (основные или стержневые) тесно связанные со стрежневыми компетенциями.
Стратегические действия по устранению недостатков, связанных с высокими издержками, должны реализовываться в тех звеньях цепочки ценностей, где эти недостатки возникают. Пути снижения издержек поставщика:
- обсудить с поставщиками более выгодные цены;
- работать с поставщиками, чтобы помочь им достичь более низких издержек;
- осуществлять интеграцию «назад»;
- использовать более дешевые товары- заменители;
- лучше управлять связью между цепочкой поставщиков и самой организацией;
- компенсировать высокие издержки в данном звене цепи за счет их снижения в других звеньях.
Пути снижения издержек непосредственно в организации:
- Сократить внутренний бюджет компании;
- Улучшить методы работы и технологический процесс;
- Улучшить цепочку ценностей за счет ликвидации этапов с высокими издержками;
- Переместить высоко затратные виды деятельности в те регионы, где они могут быть осуществлены дешевле;
- Найти подрядчика, который бы осуществил некоторые операции дешевле;
- Инвестировать средства в ресурсы сберегающей технологии;
- Упростить дизайн товара и сделать его более экономичным для производства;
- Компенсировать высокие издержки в данном звене цепи за счет их снижения в других звеньях.
Возможные пути снижения издержек потребителя (оптовая или розничная торговля):
- Сокращение разницы между себестоимостью и продажной ценой;
- Тесный контакт с участниками канала распределения;
Пример. Производитель шоколада, отгружая свою продукцию в жидком виде и транспортирую ее в автоцистернах сокращает затраты производителя конфет на распаковку и растворение шоколада, а также исключает свои собственные расходы на отливку шоколадных плиток и их упаковку;
- - интеграция «вперед»;
- - компенсировать высокие издержки в данном звене цепи за счет их снижения в других звеньях.
Этапы анализа ценностной цепочки:
- анализ всей деятельности компании;
- определение основных видов деятельности организации и их взаимосвязь со стержневыми компетенциями и существующими стратегиями компании;
- определение эффективности и производительности отдельных видов деятельности;
- изучение взаимодействий между отдельными видами деятельности;
- определение препятствий для взаимодействий, снижающих конкурентное преимущество организации.
Сегодня концепция Портера считается наиболее удобным и простым для понимания инструментом анализа. Многие предприятия активно используют ее в своей деятельности. Однако стоит сказать, что в современном мире цепочки ценностей претерпели существенные изменения. При этом факторы риска приобретают все большее значение. К ним можно отнести:
- Ограниченность ресурсов, увеличение численности населения, ухудшение состояния окружающей среды. Эти обстоятельства объединены понятием "экологические факторы риска".
- Экстремальные природные условия, проблемы политической и социальной нестабильности и пр. Их именуют геополитическими рисками.
- Угроза "цифровой дезинтеграции". В последнее время Интернет не всегда признается надежным средством ведения бизнеса и коммуникации.
- Учитывая риски, каждое предприятие стремится выработать наиболее эффективную стратегию усиления своих преимуществ. Среди наиболее эффективных принципов повышения устойчивости на рынке следует отметить:
- Анализ и адаптацию. Руководство организации при необходимости изменяет и улучшает стратегию, тактику и возможности, учитывает свой прежний опыт и анализирует деятельность конкурентов.
- Контакты и взаимосвязи. Сведения о возможных рисках распространяются и внутри предприятия, и по всей цепи создания ценностей.
- Прогноз угроз. На предприятии формируется группа аналитиков, которые прогнозируют вероятные проблемы и возможности для их предупреждения.
- Система быстрого реагирования. Наличие диверсифицированных активов и ресурсов позволяет быстро адаптироваться к изменяющейся обстановке, а также оперативно реализовать мероприятия по восстановлению нормальной работы.
Выбор принципов, способов, инструментов повышения устойчивости цепочки будет зависеть от масштабов предприятия, конкретных условий деятельности, а также объема возможностей.
Портер считал, что предприятие может иметь преимущество только в рамках одной из 2 возможных типовых стратегий: лидерством или дифференциацией по показателям расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проанализировав процессный подход к менеджменту, можно применить его для наиболее эффективной организации производства, используя его положительные стороны:
- исполнители и руководители ориентированы на получение результата, нужного компании; мотивационные схемы персонала привязаны именно к результатам;
- четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата;
- разгрузка руководителей, они вмешиваются в оперативное управление только в случае значительных отклонений;
- руководители занимаются своими прямыми обязанностями – организацией эффективного управления и стратегией развития;
- на порядок большая операционная эффективность по сравнению с другими схемами управления;
- не критичность для компании смены работников, поскольку есть механизм передачи знаний новым сотрудникам (регламенты бизнес-процессов).
При этом при организации производства необходимо реально оценивать следующие факторы:
- анализ всей деятельности компании;
- определение основных видов деятельности организации и их взаимосвязь со стержневыми компетенциями и существующими стратегиями компании;
- определение эффективности и производительности отдельных видов деятельности;
- изучение взаимодействий между отдельными видами деятельности;
- определение препятствий для взаимодействий, снижающих конкурентное преимущество организации.
Анализ возможностей на основе оценки цепочки ценностей позволяет определить позицию бизнеса в отрасли. Возможность конкурировать конкретным способом вытекает из предварительной оценки конкурентных сил, понимания потенциала на основе анализа цепочки.
Список литературы
1. Богатин, Ю.В. Экономическое управление бизнесом: учебное пособие для вузов / Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. – М.: ЮнитДана, 2001. – 391 с.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Издательство: ИП Злыгостев А.С., 2007.
3. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М.: Контроллинг, 1991.
4. Форд Г. Моя Жизнь, Мои достижения. – Издательство: ИП Злыгостев А.С., 2006
5. Ансофф И. Стратегическое уп- равление. – СПб.: Питер. – 2009.
6. Скрипко Л.Е. Процессный под- ход в управлении качеством. – СПб. : Изд-во СПб ГУЭФ, 2011
7. Souissi M. A Comparative Analysis Between The Balanced Scorecard And The French Tableau de Bord // International Business & Economics Research Journal. – July 2008. – Vol. 7, №7. – P. 83-86
8. Drucker P.F. The Practice of Management. – New York: Harper Business, 1954
9. Ансофф И. Стратегическое уп- равление. – СПб.: Питер. – 2009.
10. Афанасьев М.И. Стратегия и практика фирмы/ О.В. Афанасьев: Маркетинг – М.: Финстатинформ, 2009. – 290 с.
11. Виханский, О.С. Менеджмент./ О.С.Виханский, А.И. Наумов - М.:Экономистъ, 2013.- 528 с.
12. Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы/ М.А. Алексеева – М.: Финансы и статистика, 2008. – 112 с.
13. Афанасьев М.И. Стратегия и практика фирмы/ О.В. Афанасьев: Маркетинг – М.: Финстатинформ, 2009. – 290 с.
14. Воронов А.О. Устойчивое развитие предприятия как стратегическая цель маркетинга./А.О. Воронов – М.: Маркетинг, 2008. - 367с.
15. Абдулжанов А.Г. Маркетинг. Исследования. Организация. Внедрение./А.Г. 16. Абдулжанов, И.Х. Баширов – М.: Кассиопея, 2009. - 297 с.
17. Афанасьев М.И. Стратегия и практика фирмы/ О.В. Афанасьев: Маркетинг – М.: Финстатинформ, 2009. – 290 с.
18. Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы/ М.А. Алексеева – М.: Финансы и статистика, 2008. – 112 с.