Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) (Содержание, функции и задачи коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Содержание, функции и задачи коммерческой деятельности
1.2 Основные формы и методы коммерческой деятельности
1.3 Задачи коммерческой работы по розничной продаже товаров на современном этапе
2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «НАДЕЖДА»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Коммерческая работа в ОАО «Торговое Предприятие «Надежда»
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Отрицательные моменты в коммерческой деятельности предприятия
3.2 Разработка мер, направленных на совершенствование коммерческой деятельности ОАО ТП «Надежда»
Товар от данного поставщика поступает в магазин, согласно сделанной заявке. Нужно отметить, что по всем группам товаров ведутся анализы продаж. Они способствуют более правильному, более точному составлению заявок, избежание «затаривания» складов магазина. Поставщики - это партнеры по совместному предприятию, члены более крупной системы, союзники, вооруженные технологией, знаниями и убеждениями, которые наше торговое предприятие использует для совершенствования. Наши поставщики находятся на передовой в своей отрасли, чтобы конкурировать; должны быть преданы постоянному совершенствованию и активны в удовлетворении и опережении ожиданий потребителя.
ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» в своей деятельности в пределах определенных целевых групп выделяет наиболее выгодных для себя клиентов и устанавливает с ними более тесные отношения, организуя долгосрочные договора на оптовую продажу товаров посредством заключения договоров поставки или купли-продажи.
Для изучения спроса на товары предприятия была разработана анкета для проведения опроса потенциальных потребителей, определена выборка потребителей, необходимых для опроса - в количестве 120 человек. На основании полученных из анкет данных была выполнена сегментация потребителей и данные занесены в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 - Результат анализа опроса потенциальных потребителей
Принципы сегментации |
Сегментация рынка по потребителям |
Пол Структура в % |
Мужской женский 30% 40% |
Возраст Структура в % |
18-30 30-45 свыше 46 15% 60% 25% |
Социальный статус Структура в % |
Рабочий служащий личный бизнес 15% 55% 30% |
Личные качества |
Индивидуальность импульсивность амбициозность |
Требования к качеству покупаемого товара |
Высокие средние низкие 80% 15% 5% |
Требования к качеству обслуживания. |
Высокие средние низкие 80% 15% 5% |
Причина посещения предприятий розничной торговли. |
Материальное удовлетворение нужд покупателя. |
Примечание - Источник: собственная разработка
На основании полученных данных, можно сделать вывод о сегменте потребителей, на который магазину необходимо сделать упор: это, как правило, женщины в возрасте 30-45 лет.
Большинство опрашиваемых охарактеризовало себя как людей импульсивных, а при достаточной мотивации (реклама, убеждения, личная беседа) такие люди готовы потратить на покупку больше, чем планировали заранее. Потенциальные потребители предъявляют высокие требования к качеству покупаемого товара, требования к уровню сервиса средние (возможно это связано с тем, что данная категория посетителей не привыкла посещать заведения «высокого» уровня сервиса, и не избалована им).
Самым основным фактором увеличения продаж и повышения спроса на товары предприятия является эффективная ассортиментная политика предприятия.
Формирование ассортимента в ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» базируется на следующих принципах.
1. Обеспечение соответствия ассортимента товаров характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей.
В целом ассортимент товаров, реализуемый через магазины ОАО «Торговое Предприятие «Предприятие «Надежда», складывается из следующих товарных групп:
- пробных партий новых товаров (главная группа), 10%;
- традиционных (ранее апробированных) товаров данного предприятия, 80%;
- сопутствующих товаров, 10%.
Ассортимент по перечисленным группам составляется исходя из превалирующей функции обеспечения апробации новых товаров и изучения спроса. Остальные группы формируются по результатам ранее проведённого изучения спроса в целях составления ассортимента.
2. Рациональное построение ассортимента товаров.
Приоритетные группы товаров создают имидж предприятия, и именно с ними покупатели должны ассоциировать ОАО «Торговое Предприятие «Надежда».
Политика ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» в области ассортимента – нужно быть первыми и уникальными.
Задача ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» в области ассортимента – быть ведущим предприятием в приоритетных направлениях, поэтому в магазинах максимально возможная широта ассортимента представлена в приоритетных направлениях и достаточная во второстепенных.
3. Обеспечение глубины ассортимента.
Глубина ассортимента компании достаточна и оперирует понятиями «линеек» товаров. В наиболее важных подгруппах товаров количество линеек может достигать 5-6, в важных составлять 3-4 линейки, в остальных подгруппах составлять 2-3 линейки [13].
Второстепенные группы содержат 1 товарную линейку.
Под товарной линейкой понимается совокупность товаров, объединенных единой ценовой категорией, стилем, качеством, максимально «закрывающих» область применения, обозначенную подгруппой товара. Как правило, понятие линейки в отношении стиля, ценовой категории, качества, должно иметь максимально возможное продолжение и по другим группам и направлениям товарного ассортимента. В идеале, ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» должно иметь одни и те же товарные линейки во всех направлениях.
Таким образом, формирование и управление ассортиментом строится с учетом потребностей потребителя, что является положительным качеством в деятельности предприятия. Ценовое стимулирование продаж позволяет удовлетворить потребности любого покупателя.
Необходимо отметить, что для привлечения покупателей торговля осуществляется с применением передовой технологии на основе использования современного торгово-технологического оборудования.
Для размещения товаров в зале магазинов предприятием использованы пристенные и островные горки, демонстрационные стенды, прилавки-витрины. Выложенные на них образцы товаров снабжены ярлыками с указанием названия изделия цены, артикула, а также наименования предприятия-изготовителя. В зале есть администратор, осуществляющий консультации и принимающий заявки на завоз товаров, оформляющий отборочные листы или счета-фактуры, изучающий спрос оптовых покупателей.
Планировка торгового зала магазинов является наиболее удобной, так как покупатель движется по кругу против часовой стрелки и возвращается к начальному пункту движения, где сдает, взятые у входа, инвентарные корзины (тележки). Расчет производится через кассы, а также через терминалы, посредством пластиковых карт. В магазинах имеются электронные весы, кассы типа SAMSUNG – EK – 250 RF.
Продажа товаров на основе самообслуживания – один из удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров.
Самообслуживание – способ продажи товаров, в процессе которой покупатель имеет свободный доступ к товарам, самостоятельно их осматривает, отбирает, рассчитывается за подобранные товары в узле расчета и контроля и выносит из супермаркета купленные товары.
Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным товарам в торговом зале, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, оплата за отобранные товары осуществляется в контроль-кассовом узле расчета. В магазине функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи в магазине состоит из следующих основных операций (встреча покупателя, вручение инвентарной корзины, самостоятельный отбор товаров покупателем, подсчет стоимости покупки, оплата, упаковка товаров и возврат инвентарной корзины).
К средствам, стимулирующим процесс продажи товаров в магазинах ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» относятся:
- материально-техническая база (внешний вид магазина, внутреннее оформление торгового зала, современное оборудование – горки, витрины, контрольно-кассовое оборудование, подъемно-транспортное и др.);
- высокое качество реализуемых товаров;
- широкий ассортимент товаров, позволяющий свободу выбора и взаимозаменяемости;
- приемлемые цены на товары (невысокие наценки);
- применение прогрессивных методов продажи товаров;
- оказание дополнительных услуг как платных, так и бесплатных;
- предпраздничное снижение цен на товары;
- реклама товаров (по радио, телевидению, газетах, на транспорте, устная реклама и др.);
- уровень квалификации продавцов, чем выше квалификация работника, тем и качественнее обслуживание;
- честность работников магазина – она тоже влияет на процесс продажи товаров, если в магазине часто обсчитывают покупателей, то это залог того, что покупатель будет такой магазин обходить стороной;
- высокая культура обслуживания также оказывает влияние на процесс продажи товаров (это и реклама работы магазина, быстрота обслуживания, отсутствие очередей, грубости по отношению к покупателям и современные способы и приемы показа и отпуска товаров и многое другое).
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Анализ розничного товарооборота является предшествующим этапом планирования розничного товарооборота. Цель анализа состоит в выявлении неиспользованных резервов предприятия с целью увеличения объемов товарооборота.
Объем розничного товарооборота ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» по итогам работы за 2015 год составляет во всем объеме оборота Омской области 14,6%, а по реализации оборота торговой сети 14,9%.
ОАО «Торговое предприятие «Надежда» реализует в своих магазинах практически все виды продовольственных и непродовольственных товаров. Доля товарооборота отечественных товаров в общем объеме товарооборота 93%.
Данные о продаже отдельных групп товаров приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Данные о продаже отдельных групп товаров за 2014-2015 гг. по ОАО «Торговое Предприятие «Надежда»
Товарные группы |
Ед. изм. |
Количество |
|
Продано в 2014 |
Продано в 2015 |
||
Птица |
тонн |
182 |
190 |
Рыба с/м |
тонн |
95 |
103 |
Масло растительное |
тонн |
53 |
57,5 |
Майонезная продукция |
тонн |
47 |
51 |
Молоко и молочная продукция |
тонн |
1094 |
1185 |
Сыр |
тонн |
42 |
45,5 |
Сахар |
тонн |
306 |
332 |
Кондитерские изделия |
тонн |
179 |
194 |
Водка и ликеро-водочные изделия |
дал. |
11077 |
12000 |
Пиво |
дал. |
34338 |
37200 |
Продолжение таблицы 2.3
Фрукты |
тонн |
126 |
137 |
Овощи |
тонн |
346 |
375 |
Крупы |
тонн |
134 |
145 |
Холодильники и морозильники |
млн. шт. |
195 |
211 |
Стиральные машины |
млн. шт. |
119 |
129 |
Пылесосы |
млн. шт. |
51 |
55 |
Стройматериалы |
млн.руб. |
251 |
272 |
Сигареты |
млн. шт. |
21 |
22,9 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видно из представленной таблицы, по всем представленным группам товаров наблюдается устойчивый рост. Главным критерием в достижении прироста явилось широкое предложение товара, особенно отечественного производства, постоянное наличие его в торговой сети, предложение нового товара, товара по низким ценам, обновление ассортимента, возможность с июля месяца реализовывать алкогольную продукцию и табачные изделия оптом, продажа товаров кредит.
Структура товарооборота в числовом выражении за 2014-2015 гг. приведена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Структура товарооборота за 2014-2015 гг., тыс. руб.