Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) (Содержание, функции и задачи коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Содержание, функции и задачи коммерческой деятельности
1.2 Основные формы и методы коммерческой деятельности
1.3 Задачи коммерческой работы по розничной продаже товаров на современном этапе
2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «НАДЕЖДА»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Коммерческая работа в ОАО «Торговое Предприятие «Надежда»
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Отрицательные моменты в коммерческой деятельности предприятия
3.2 Разработка мер, направленных на совершенствование коммерческой деятельности ОАО ТП «Надежда»
Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет особенности. Так, на товары простого ассортимента, имеющие незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердо сформулированный и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при покупке товаров сложного ассортимента, насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость.
Многие продовольственные товары можно в производственных условиях максимально подготовить к употреблению в виде полуфабрикатов, концентратов, кулинарных изделий. При современном ритме жизни спрос на эти товары постоянно растет [12, с. 77].
На спрос и потребление многих товаров, в особенности продуктов питания, оказывает влияние сезонность их производства (молочные продукты, мясо, овощи, фрукты и др.). Вследствие этого происходит неравномерность их потребления в течение года и спрос переключается на товары их заменяющие. Например, в зимний период увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы; летом при обилии овощей, ягод и фруктов резко снижаются объемы продаж круп и макаронных изделий и т. д. Проблема сглаживания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается путем создания сезонных запасов соответствующих товаров.
На спрос оказывают также влияние следующие факторы социального и экономического характера:
- размеры денежных доходов населения, его численность, социальный, профессиональный и половозрастной состав;
- уровень розничных цен и их соотношений;
- деятельность предприятий общественного питания;
- объем привозов продуктов из других регионов;
- географические и климатические особенности проживания населения;
- национальные и исторические особенности данного района и др.
При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.
Устойчивый, или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные товары характеризуется высокой степенью устойчивости.
Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе ознакомления покупателей с товаром и допускает взаимозаменяемость товаров. К товарам альтернативного спроса можно отнести, например, кондитерские изделия, обувь, одежду и др.
Импульсный спрос возникает под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсный спрос зачастую вызывается наличием в магазинах новинок в товарном ассортименте.
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену. Поэтому следует обеспечить сочетание ассортимента товаров с различной стоимостью.
Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.
2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «НАДЕЖДА»
2.1 Общая характеристика предприятия
ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» зарегистрировано 13 сентября 2003 года. Это коммерческая организация, обладающая правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, печать, имеет штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак. Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Отраслевая принадлежность общества Министерство торговли, форма собственности – частная.
Юридический адрес: Россия, г. Омск, ул. К. Маркса д.39.
ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» включает 7 продовольственных магазинов, 3 магазина, осуществляющих торговлю непродовольственной группой товаров, 2 предприятия общественного питания, бильярдный клуб, склад оптовой торговли, пункт таможенного оформления, 6 приемных пунктов стеклопосуды, предоставляет услуги оверлока, услуги аренды, продажу товаров в кредит.
Розничная торговля – основной вид деятельности акционерного общества. Доля розничного товарооборота во всем обороте г. Омска составила за 2015 год 14,6%. Все без исключения магазины работают по методу самообслуживания.
Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия;
- прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
- выращивание плодов и ягод;
- деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;
- фармацевтическая деятельность;
- неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами;
- сдача внаем собственного недвижимого имущества;
- деятельность спортивных объектов;
- розничная торговля строительными материалами;
- розничная торговля по образцам;
- производство мясных продуктов;
- хранение и складирование;
- организация перевозок грузов;
- предоставление услуг барами.
Общество имеет право для обеспечения внутренних потребностей осуществлять вспомогательные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
Организационно-правовая форма и структура управления ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» соответствует нормам Закона Российской Федерации (приложение 1).
Данные об основных финансовых показателях деятельности организации за последние три года представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные финансово-экономические показатели ОАО «Торговое Предприятие «Надежда», тыс. руб.
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. в % к 2014г. |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и др. платежей) |
7694 |
10502 |
136,5 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг |
6477 |
8822 |
136,2 |
Расходы на реализацию |
1112 |
1618 |
145,5 |
В том числе: |
|||
Материальные затраты |
373 |
243 |
65,1 |
Продолжение таблицы 2.1
Расходы на оплату труда |
507 |
812 |
160,1 |
Отчисления на социальные нужды |
190 |
291 |
153,2 |
Амортизация основных средств и нематериальных активов |
42 |
54 |
128,6 |
Прочие затраты |
0 |
218 |
0 |
Прибыль (убыток от реализации) |
104 |
62 |
59,6 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
129 |
121 |
93,8 |
Налоги, сборы, платежи из прибыли |
26 |
42 |
161,5 |
Чистая прибыль (убыток) |
103 |
79 |
76,7 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Необходимо отметить, что в течение анализируемого периода наблюдается значительный рост выручки от реализации товаров и услуг – на 36,5 % в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Кроме того, наблюдается снижение материальных затрат на 34,9% в 2015 по сравнению с 2014 г. Это связано с увеличением удельного веса непродовольственной группы товаров.
Необходимо отметить, что в 2015 г. наблюдается снижение прибыли от реализации товаров и услуг на 42 млн. руб. в 2015 г. по сравнению с 2014 г., что является отрицательным моментом в деятельности предприятия.
2.2 Коммерческая работа в ОАО «Торговое Предприятие «Надежда»
Основным видом деятельности ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» - полносервисное предприятие, с удобным режимом работы (с 9 – до 22), предлагает своим посетителям широкий выбор товаров, обслуживает самый широкий контингент потребителей.
Наибольший удельный вес в розничном товарообороте предприятия занимает реализация таких товаров как:
колбасные изделия – 15,29%;
хлеб и хлебобулочные изделия – 9,98%;
- молоко и молочная продукция – 8,33%;
- кондитерские изделия – 6,83%;
- водка и ликеро-водочное изделия – 5,96%;
- вина – 4,6%;
- мясо птицы – 4,03%;
- пиво – 3,47%;
- табачные изделия – 4,55%;
- электротовары – 1,79%;
- строительные материалы – 1,26%.
В соответствии с товарной специализацией и размеров торговой площади осуществляется формирование ассортимента разных групп товаров, их видов и разновидностей.
Основная услуга, которую оказывает розничная торговля - это реализация товаров в магазинах. Услуга розничной торговли - результат непосредственного воздействия продавца и покупателя, а также собственной деятельностью продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента; приемка товаров; обеспечение хранения; предпродажная подготовка; выкладка товаров; предложение товаров покупателю; расчет с покупателем; отпуск товара.
Общие требования к услугам торговли:
- помещений предприятия торговли, установление режима работы, выбора метода обслуживания, формирования ассортимента. Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают: точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.; наличие товаров надлежащего качества;
- наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента; обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг; информативность, то есть наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуги, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей; соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями.
Деятельность ОАО «Торгового Предприятия «Надежда» начинается с изучения и поиска поставщиков способных не только предоставить продукцию, удовлетворяющую потребности рынка, но и наиболее выгодные условия поставки своих товаров, в т.ч. и доставку товара транспортом поставщика.
В 2015 году заключено 375 договоров на поставку товаров, из них 160 договоров по продовольственной группе, 215 – по непродовольственной группе товаров. Основными поставщиками ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» являются: «Экотекс», «Санфлор», ООО «Раменский мясокомбинат», ОАО «Омский бекон», ООО «Мясной двор», ООО «Мясокомбинат Деликат», ООО «Воскресенскхлеб», ООО «Каравай-СВ», ООО «Хлебодар», ОАО «Елецкий сахарный завод», ОАО «Крымский консервный завод», ОАО «Донской консервный завод», ЗАО «Советский маслосырзавод», ОАО «Болтовский маслосырзавод», ОАО «Порховский», ОАО «Останкинский пивоваренный завод», ОАО «САН ИНБЕВ», СООО «Перфект», ОДО «Арлон», ЗАО «Лигетт-Дукат», ЗАО «Империя Тобакко».
Основные рынки сбыта ОАО «Торговое Предприятие «Надзея» это Омская область и город Омск.
Руководитель отдела снабжения, как руководитель среднего звена определяет принципиальные вопросы закупочной политики, в частности ориентацию на определенных поставщиков. Он по согласованию с директором ОАО «Торговое Предприятие «Надежда», вправе определить круг поставщиков, деловые отношения с которыми предприятие будет поддерживать в первую очередь.
Руководитель отдела снабжения занимается выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Он постоянно следит за рекламными объявлениями в средствах массовой информации, специальных изданиях, анализирует проспекты, каталоги, издаваемые поставщиками, но следует отметить, что есть фирмы-поставщики, с которыми предприятие работает постоянно.
Работа магазинов с поставщиком построена таким образом: еженедельно или 2 раза в неделю администраторы магазинов снимают фактический остаток по товарам, высчитывают реализацию и составляют заявку.