Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) (Содержание, функции и задачи коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Содержание, функции и задачи коммерческой деятельности
1.2 Основные формы и методы коммерческой деятельности
1.3 Задачи коммерческой работы по розничной продаже товаров на современном этапе
2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «НАДЕЖДА»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Коммерческая работа в ОАО «Торговое Предприятие «Надежда»
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Отрицательные моменты в коммерческой деятельности предприятия
3.2 Разработка мер, направленных на совершенствование коммерческой деятельности ОАО ТП «Надежда»
Наименование товарных групп и товаров |
2014 |
2015 |
Отклонение, +/- 2011 от 2010 |
Мясо и птица |
1187 |
1412 |
225 |
Колбасные изделия и копчености |
3305 |
3126 |
-179 |
Рыба и морепродукты пищевые |
508 |
579 |
71 |
Масло животное |
308 |
317 |
9 |
Масло растительное |
277 |
304 |
27 |
Жир пищевой топленый и прочие жиры |
0,5 |
1 |
1 |
Маргариновая продукция |
13 |
19 |
6 |
Майонезная продукция |
182 |
207 |
25 |
Молоко и молочная продукция |
1458 |
1773 |
315 |
Сыр |
296 |
384 |
88 |
Консервы мясные |
52 |
50 |
-2 |
Консервы рыбные |
539 |
575 |
36 |
Консервы овощные |
212 |
207 |
-5 |
Консервы фруктово-ягодные |
122 |
126 |
4 |
Яйца и яйцепродукты |
150 |
196 |
46 |
Сахар |
785 |
921 |
136 |
Кондитерские изделия |
1350 |
1594 |
244 |
Варенье, джемы, повидло, мед |
10 |
18 |
8 |
Продолжение таблицы 2.4
Чай и кофе |
177 |
234 |
57 |
Соль |
53 |
57 |
4 |
Мука |
160 |
203 |
44 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
1443 |
1810 |
367 |
Крупа и бобовые |
309 |
352 |
43 |
Макаронные изделия |
158 |
189 |
31 |
Картофель |
138 |
150 |
12 |
Овощи |
361 |
439 |
78 |
Плоды, ягоды, виноград, арбузы, дыни |
368 |
441 |
73 |
Водка и ликероводочные изделия |
984 |
1193 |
209 |
Вино |
1041 |
934 |
-107 |
Коньяк |
70 |
88 |
18 |
Шампанское |
90 |
113 |
23 |
Пиво |
593 |
749 |
156 |
Безалкогольные напитки |
452 |
583 |
131 |
Мороженное |
240 |
309 |
69 |
Другие продовольственные товары |
130 |
209 |
79 |
Итого продовольственных товаров |
17524 |
19900 |
2376 |
Мыло хозяйственное |
12 |
19 |
7 |
Синтетические моющие средства |
35 |
42 |
7 |
Мыло туалетное |
28 |
35 |
7 |
Парфюмерно-косметические товары |
85 |
102 |
17 |
Галантерея |
76 |
78 |
2 |
Табачные изделия и махорка |
1187 |
1310 |
123 |
Спички |
29 |
34 |
5 |
Ковры и ковровые изделия |
284 |
343 |
59 |
Металлическая посуда |
54 |
70 |
16 |
Стеклянная посуда |
4 |
7 |
3 |
Фарфоровая и керамическая посуда |
31 |
46 |
15 |
Электротовары |
264 |
391 |
127 |
Инструменты |
6 |
17 |
11 |
Бумажно-беловые товары |
73 |
95 |
22 |
Школьно-письменные и канцелярские принадлежности, канцелярские машины |
20 |
29 |
9 |
Печатные издания |
47 |
56 |
9 |
Велосипеды и мотоциклы |
8 |
11 |
3 |
Игрушки |
22 |
29 |
7 |
Прочие культтовары |
8 |
12 |
4 |
Сельскохозяйственный и садово-огородный инструмент |
36 |
47 |
11 |
Хозяйственные товары |
199 |
234 |
35 |
Строительные материалы |
257 |
378 |
121 |
Товары бытовой химии |
121 |
183 |
62 |
Другие непродовольственные товары |
28 |
32 |
4 |
Итого непродовольственных товаров |
2911 |
3600 |
689 |
Всего товаров |
20435 |
23500 |
3065 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видно из представленной таблицы, наибольший оборот наблюдается по розничному товарообороту продовольственных товаров (на 2388 тыс. руб. в 2015 г. по сравнению с 2014 г.). Негативным моментом является то, что в 2015 г. темпы роста розничного товарооборота немного снизились. Это связано с сокращением продаж по таким позициям как: колбасные изделия и копчености (на 179 млн. руб.), консервы овощные и мясные (на 7 млн. руб.), вино (107 млн. руб.).
Также данное снижение связано с тем, что ассортимент реализуемых товаров отдельными магазинами далек от оптимального ввиду недостаточности выставочной площади и холодильного оборудования. В 2016 году предприятием планируется увеличение ассортимента реализуемых товаров как вширь (разнообразии товарных позиций), так и вглубь (рост товарных разновидностей в пределах одной товарной группы).
Кроме того, необходимо отметить значительный рост товарооборота непродовольственных товаров (на 689 млн. в 2015 г.). В первую очередь это связано с тем, что в октябре 2015 г. ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» открыло новый торговый центр «БУМ», который на сегодняшний день является самым крупным торговым центром по торговле непродовольственными товарами в г. Омске. Так как Торговый Центр открыт только в конце 2015 г, можно предположить, что в последующие года рост товарооборота непродовольственных товаров будет еще более значительным.
Более подробно удельный вес товаров рассмотрен в приложении 2.
Деятельность торгового предприятия связана с момента его создания с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия.
Структура затрат ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» представлена на рисунках 2.1, 2.2.
Рисунок 2.1 - Структура затрат ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» за 2014 г.
Рисунок 2.2 - Структура затрат «Торговое Предприятие «Надежда»
за 2015 г.
Как видно из представленных рисунков наибольший размер затрат приходится на расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.
Рассмотрим показатель среднемесячной заработной платы в разрезе по отрасли, в которой функционирует предприятие (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Среднемесячная заработная плата работников по отрасли торговля и общественное питание, тыс. руб.
Наименование отрасли |
Среднемесячная заработная плата по Российской Федерации |
Среднемесячная заработная плата по ОАО “Торговое Предприятие “Надежда” |
||
2014 г. |
2015 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Торговля и общественное питание |
24,2 |
26,2 |
19,7 |
21,2 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы, показатель среднемесячной заработной платы ОАО «Торговое предприятие «Надежда» значительно ниже общереспубликанского показателя. Показатель среднемесячной заработной платы по предприятию за 2015 г. (21,2 тыс. руб.) не достиг уровня 2015 г. по Российской Федерации (26,2 тыс. руб.).
Для анализа эффективности коммерческой работы предприятия немаловажным являются показатели рентабельности.
Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Рассмотрим показатели рентабельности в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Показатели рентабельности ОАО «Торговое Предприятие «Надежда»
Коэффициент |
Значения в % |
|
2014 г. |
2015 г. |
|
Коэффициент рентабельности активов |
3,3 |
2,6 |
Коэффициент рентабельности собственного капитала |
4,8 |
3,5 |
Коэффициент рентабельности продаж |
1,7 |
1,2 |
Коэффициент рентабельности основной деятельности |
2 |
1,4 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Согласно нормативам коэффициент рентабельности не должен быть ниже 15%, иначе это негативно сказывается на нормальном функционировании предприятия. На основе представленной таблицы можно сделать вывод, что коэффициенты рентабельности значительно ниже норматива. Необходимо отметить, что все коэффициенты рентабельности имеют положительное значение. Наиболее лучший показатель рентабельности – это коэффициент рентабельности собственного капитала. В то время как коэффициент рентабельности продаж самый низкий. Наблюдается снижение показателей рентабельности в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Это связано с уменьшением прибыли в 2015 г. ОАО «Торговое предприятие «Надежда» необходимо обратить на это особое внимание, поскольку это может значительно и негативно повлиять на состояние предприятия.
Подводя итог анализа показателей коммерческой деятельности, необходимо отметить, что для усиления конкурентоспособности ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» необходимо увеличить ассортимент реализуемых товаров и оптимизировать издержки, что позволит снизить цены.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Отрицательные моменты в коммерческой деятельности предприятия
На основании проведенного анализа коммерческой деятельности ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» был выявлен ряд отрицательных моментов:
1. Затоваривание на складе. Не хватает необходимого количества товарных запасов, необходимых для поддержания бесперебойной торговли. Непродуманно раздувается ассортимент по многим товарным группам, который в дальнейшем не поддерживается. Розничная торговля составляет более 50% от общего товарооборота и поэтому необходимо более внимательно подходить к этому вопросу. На предприятии не проводится маркетинговых исследований, социологических опросов, масштабных рекламных акций. Не существует карт постоянного покупателя.
2. На предприятии неэффективная система оплаты труда, заработная плата «стоит» на месте. При достойной зарплате, у работников была бы большая нацеленность на результат. Неоднократно изменялся график работы, система оплаты труда, процент от продаж. На предприятии необходимы мероприятия по совершенствованию оплаты труда для заинтересованности работников в получении прибыли.
3. В процессе становления фирмы проводилось анкетирование менеджеров по реализации товаров, но, к сожалению всё так и осталось на бумаге. В данное время таких попыток руководство не предпринимает, хотя менеджер непосредственно работает с покупателем и в процессе своей работы способствует увеличению сбыта и прибыли. Проводилось составление списков необходимых товарных запасов, непосредственно от менеджеров по реализации товаров. Но опять же, этот прием не находит применения на предприятии. Товар, который долгое время не мог реализоваться, по договору с поставщиками, возвращался, в последнее время ни кто этим не занимается.
3. Оптовый склад на фирме не отвечает своему назначению. Поступивший товар распределяется в равном количестве по магазинам, хотя основная часть его должна храниться на оптовом складе. С увеличением оборота, увеличиваются и товарные запасы, а складские помещения остаются прежними.
4. Предприятие состоит из одиннадцати магазинов, в процессе торговли, магазины заказывают и перемещают товар, который закончился в другом магазине. Происходит круговорот товара на предприятии. Утром товар «уходит» в другой магазин, а вечером поступает с оптового склада. Несогласованность работы администраторов и менеджеров по закупке товаров.
5. На предприятии, в последнее время не проводятся курсы по повышению квалификации сотрудников.
6. На предприятии, в проекте был разработан фонд помощи сотрудникам, в котором работник мог получить беспроцентный заем, но проект не был реализован.
3.2 Разработка мер, направленных на совершенствование коммерческой деятельности ОАО ТП «Надежда»
Одним из путей совершенствования коммерческой деятельности ОАО «Торговое Предприятие «Надежда» является разработка анкеты для сотрудников (приложение 3) и покупателей фирмы.
При проведении анкетирования сотрудников 80% опрошенных работников ответили на поставленные вопросы, 20% не приняли участия в опросе, следовательно, многие работники хотели бы изменить ситуацию на предприятии, но их никто об этом не спрашивает, 20% коллектива течет по течению и их всё устраивает.
На рисунке 3.1 представлена диаграмма, составленная по результатам анкетирования сотрудников ОАО «Торговое Предприятие «Надежда».
Рисунок 3.1 - Характеристика ОАО «Торговое Предприятие «Надежда»
Примечание - Источник: собственная разработка
На основании проведенного анкетирования сотрудников предприятия можно сделать вывод, что отрицательными сторонами коммерческой деятельности предприятия являются:
- Слабо развита работа по управлению и контролю над товарными запасами.
- Оптовый склад не выполняет своих прямых функций.
- Неумение администрации магазина организовать торговый процесс.