Файл: Организация и анализ расчётно-кассового обслуживания клиентов в банке (на примере РКЦ г. Колпашево).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наличные деньги, которые были приняты РКЦ от кредитных организаций, подлежат пересчету, сортировке, формированию и упаковке. Не исключается присутствие представителя кредитной организации при пересчете пачек банкнот или мешков с монетой в упаковке этой кредитной организации.

Выдача денег производится по предварительной заявке кредитной организации на основании денежного чека (контрольная марка от чека остается у представителя кредитной организации), полученного операционным работником РКЦ от кредитной организации накануне дня выдачи.

Выдача банкнот производится полными и неполными пачками и полными корешками, монеты - полными и неполными мешками, пакетами, тюбиками при условии сохранения неповрежденной упаковки. Полистным и пересчетом по одной штуке выдаются кассиром РКЦ неполные корешки, пачки банкнот и мешки в поврежденной упаковке, а также отдельные банкноты и монеты.

Не отходя от кассы, представитель кредитной организации, в присутствии кассового работника расходной кассы РКЦ проверяет полные и неполные пачки по количеству пачек и корешков в них, не упакованные в пачку корешки и отдельные банкноты полистным пересчетом, монету проверяет по количеству мешков и суммам, указанным на ярлыках, пакеты, тюбики и отдельные монеты - пересчетом по кружкам.

Денежная наличность, которая была принята заведующим кассой кредитной организации, заносится в кассу кредитной организации на основании приходного кассового ордера. Также в кассах РКЦ производится для кредитных организаций обмен банкнот на монету необходимых достоинств.

2. Проблемы и перспективы развития рассчетно-кассового обслуживания в РКЦ г. Колпашево

2.1. Проблемы развития операций авизирования в РКЦ

Совершение безналичных расчетов с применением авизо осуществляется исключительно через подразделения и учреждения Банка России по операциям, связанным с направлением платежей кредитных организаций (филиалов) и клиентов Банка России на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях.


Авизо - это документ, представляющий собой официальное извещение о выполнении расчетной операции, составляемый на основании платежного поручения, мемориального ордера. В зависимости от способа направления авизо подразделяются на почтовые и телеграфные, а от содержания операции - дебетовыми и кредитовыми.[12]

Общую схему документооборота в данном случае можно представить в виде схемы (рисунок 3).

Рис. 3. Документооборот межбанковских расчетов через систему РКЦ

В данной схеме филиалом «А» условно называется РКЦ, начавший операцию (начальный провод), а филиалом «Б» - РКЦ, принявший документы к ответному проводу. Операции друг с другом РКЦ осуществляют на основании специальных документов-авизо.

В соответствии с Положением Банка России от 19.07.2000 г. N 117 -П авизо должно содержать следующие обязательные реквизиты:

- Заголовок (дебетовое или кредитовое авизо), номер и дата авизо;

- Адрес и наименование РКЦ филиала «Б», его БИК (банковский идентификационный код);

- Адрес, наименование и БИК филиала «А»;

- Сумма авизо;

- Код подтверждения достоверности авизо;

- Дата кодирования; печать и подпись филиала «А»;

- Перечень к авизо, который составляется в разрезе кредитных организаций - получателей платежа; по клиентуре, обслуживаемой непосредственно в РКЦ, формируется отдельный раздел.

В первой строке каждого раздела перечня печатается: порядковый номер раздела, номер и дата авизо; в следующих строках - адрес, наименование участников расчётов согласно «Справочника БИК РФ», далее указываются номер строки, корреспондентские счета филиалов «А» и «Б», лицевой счет плательщика, вид операции, номер документа, лицевой счет получателя средств и частная сумма авизо. Если по характеру операции отсутствует необходимость в указании номера корреспондентского счёта кредитной организации либо номер лицевого счёта клиента, соответствующие реквизиты в перечне к авизо заполняются нулями в пределах значности реквизита. Распечатка информации в разделах перечня осуществляется в порядке возрастания сумм расчётных документов. В конце всех реквизитов перечня в первой графе печатается общее количество строк, содержащих частные суммы сводных авизо, далее текст «сумма авизо», справа - сумма авизо, а в последней строке - место печати РКЦ филиала «А» и подпись ответственного исполнителя.

При изготовлении почтового программного авизо и перечня к нему полистно, листы нумеруются по порядку и заверяются теми же подписями и печатью филиала «А». При печати номера авизо и номера раздела перечня недостающие знаки дополняются нулями слева. В зависимости от числа разделов перечня различают почтовые одиночные (один раздел) и сводные авизо (более двух разделов). При этом формирование одиночного почтового программного авизо на основании нескольких расчётных документов не допускается. Авизо печатается в трёх экземплярах, перечень к нему - в двух экземплярах. Никакие исправления в авизо и перечне не допускается.


Начальные операции по межфилиальным расчётам осуществляются в РКЦ на основании платёжных документов, представляемых коммерческими банками и клиентами РКЦ, прошедших логическую проверку и правильность оформления.

Поступившие в РКЦ - филиал «Б» почтовые (телеграфные) авизо рассортировываются на дебетовые и кредитовые, после чего производится проверка правильности оформления и составления авизо, а также принадлежность авизо данному РКЦ. При поступлении авизо, не относящегося к данному РКЦ, оно регистрируется в журнале произвольной формы с указанием реквизитов авизо, а затем отправляется по надлежащему адресу и без проводки. При этом, в журнале регистрации делается отметка о дате отправки авизо и указывается БИК РКЦ получателя. РКЦ филиала «А» не позднее следующего рабочего дня направляется соответствующее сообщение.

На авизо и переводных телеграммах проставляется дата ответного провода, на телеграммах делается отметка «проведено» и заверяется подписью работника РКЦ с расшифровкой Ф.И.О.

РКЦ обязаны делать ответные проводки полностью на всю сумму адресованных ему авизо, кроме дефектных авизо. Авизо считаются дефектными и не подлежат проводке до получения подтверждения от филиала «Б» авизо в случаях:

- Отсутствия оттиска печати учреждения Банка России - филиала «А»;

- Оформления неясным оттиском печати;

- Отсутствия подписей в установленном порядке;

- Отсутствия подписи контролирующего работника по операциям, требующим дополнительного контроля.

Дефектными считаются сводные авизо, у которых наряду с вышеперечисленными признаками:

- Сумма итогов разделов перечня не соответствует сумме авизо;

- Подсчёт частных сумм в разделе перечня расходится с итогом раздела;

- В перечне отсутствуют подписи и оттиск печати филиала «А»;

- Перечень оформлен неясным оттиском печати;

- Отсутствие в частной строке перечня к почтовому программному авизо подписи контролирующего работника по операциям, требующим дополнительного контроля.

Регистрация дефектных авизо производится работником РКЦ в отдельной тетради, в которой указываются реквизиты авизо и причины дефекта авизо. Главный бухгалтер или его заместитель делают записи в тетради, подписываются, и рассматривают вопрос в обязательном порядке о возможности принятия, в виде исключения, к проводу авизо, которые относятся к операциям, не вызывающим сомнений. С последующим получением подтверждения от РКЦ - филиала «А», начавшего провод, в котором сообщаются необходимые реквизиты для совершения операции.


Но постепенно расчетная система стала реорганизовываться и расчеты при помощи авизо стали устаревшими. Основной проблемой совершения безналичных расчетов с применением авизо стала рутинная бумажная технология межхозяйственных расчётов. При расчете с платежными поручениями используются расчетные документы в пяти экземплярах при каждой операции, что обуславливает огромный поток бумаг. При высокой трудоемкости при подобных расчетных операциях, образовывалась большая вероятность ошибок разног рода при проведении.

Такими ошибками могли стать:

- Неполное комплектование авизо;

- Разукомплектование и утеря их в ходе сортировки, пересылки и обработки в банках РКЦ;

-Засылка авизо не по адресу.

Замедление межбанковских расчётов в РКЦ г. Колпашево так же иногда происходило в результате задержки документов экспедицией, сбоев в работе органов связи (территориальные органы спецсвязи, служба инкассации).

В связи с этим Банк России организовал строгий контроль за своевременным экспедированием банковских документов между головными РКЦ через специальную связь, и за доставкой банковской информации через территориальные управления спецсвязи и инкассаторский аппарат банков внутри регионов, по эту реорганизацию попали все Головные РКЦ и РКЦ, в том числе ГРКЦ по Томской области и РКЦ г. Колпашево. Также в России была проведена большая работа по предотвращению несанкционированного доступа в расчётную систему, а также, разработки технологии защиты банковской информации. Всё это позволило улучшить действующую систему расчётов и перейти с бумажной рутинной работы на электронные платежи. Электронные расчеты стали вытеснять бумажные авизо.

2.2. Развитие системы электронных платежей в РКЦ г. Колпашево

За последнее время сервисы электронных расчетов в платежной системе Банка России получили значительное развитие благодаря удобству и существенному сокращению сроков завершения расчетных операций. Этому также способствовало развитие и распространение электронных технологий. РКЦ Колпашево, также стали совершать операции через электронные платежи. С их помощью в настоящее время осуществляется около 99% платежей, проводимых через платежную систему Банка России.

Функция по организации и учёту электронных платежей возлагается на начальников и главных бухгалтеров ГРКЦ и РКЦ. Учреждения Банка России, начавшие платёж, осуществляют контроль за совершением ответных операций в РКЦ (ГРКЦ) филиала «Б».


Гарантированность и безотзывность данных является основной особенностью электронных платежей.

В г. Томске система электронных платежей (СЭП) запущена в марте 1995 года в рамках соответствующего «Операционного дня».

С апреля 2001 года в связи с переходом на эксплуатацию ТПК «РАБИС-НП», Главным управлением изменены технологии проведения платежей через платежную систему региона. При этом, доработаны и внедрены автоматизированные рабочие места (АРМ) обмена кредитных организаций и особых клиентов, что позволило клиентам продолжить работу по обмену электронных документов с ранее установленного АРМ. В данной системе электронных платежей, которая охватывает все расчётно-кассовые центры Томской области (ГРКЦ г. Томска, РКЦ Ленинского района г. Томска, РКЦ г. Колпашево), реализован усовершенствованный технологический процесс обработки учетно-операционной информации, направленной на повышение гибкости управления корреспондирующими счетами и увеличение надежности системы использования новых информационных технологий позволило повысить скорость обработки платежей как за счет повышения общей производительности системы, так и за счет возможности организации подокументальной передачи данных между компонентами системы и повысить производительность системы путем введения параллельной обработки информации от разных клиентов.

Интерес к новой электронной технологии с момента её внедрения в действие быстро увеличился. Такое повышение интереса к электронным платежам связано с непрерывным исполнением электронных платежных документов, поступающих в течение операционного дня, на валовой основе в режиме реального времени. Клиенты передают платежные документы в электронном виде непосредственно в Центр обработки информации, при этом им предоставляется возможность получения по запросу в режиме реального времени информации о текущем остатке на счете, проведенных ответных внутрирегиональных и межрегиональных платежах. Данный вид платежа является самым дешёвым региональным способом платёжных операций и в то же время наиболее быстрым и надёжным.

С использованием электронных технологий через платежную систему Банка России в РКЦ г. Колпашево за 2015 год прошло 2419 электронных платежа на сумму 31026951 тысячи рублей.[13] Так, в 2 квартале 2015 года в РКЦ г. Колпашево было совершено 648 электронных платежей на сумму 5548275 тысячи рублей, что составило 26,79 % от общего количества документов, а по Томской области за этот же период 14290 документов, что составило 94,55% от общего количества документов; в 4 квартале 2015 года в РКЦ г. Колпашево было проведено 546 электронных документа на сумму 12502110 тысяч рублей, что составило 22,57 % от общего количества документов. За 2014 год в РКЦ г. Колпашево было совершено примерно 93000 введенных платежных поручений, а в 2015 году - примерно 56000 введенных платежных поручений, что показывает (Рисунок 4) уменьшение платежей на 37%.