Файл: Организация и анализ расчётно-кассового обслуживания клиентов в банке (на примере РКЦ г. Колпашево).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 4. Количество введенных платежей поручений в г. Колпашево за 2014-2015 гг.

Рис. 5. Количество платежей проведенных системой Банка России в г. Колпашево за 2015 г.

Анализируя данные результаты использования системы электронных платежей на территории Томской области в РКЦ г. Колпашево, следует отметить, что с 2 по 4 квартал 2015 года количество и сумма электронных платежей в целом уменьшилось, однако данное уменьшение нельзя назвать равномерным.[14] Увеличение или спад, как суммы, так и количества не имеет закономерного характера и может возникнуть в любой период времени вследствие различного ряда причин.

Одной из главных в г. Колпашево причин снижения проводимых платежных поручений - это постепенное сокращение количества обслуживаемых РКЦ клиентов, тем самым вызванное с этим обстоятельством уменьшение объемов кассовых операций.

Кассовые операции уменьшились из-за уменьшения обслуживающих клиентов РКЦ Колпашево, что показано на Рисунке 6.

Рис. 6. Статистика обслуживаемых клиентов в РКЦ г. Колпашево за последние 5 лет.

Список обслуживающих клиентов РКЦ Колпашево на конец 2016 года:

1. Дополнительный офис № 4444/44/44 в г. Колпашево Томского Регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»;

2. Универсальный дополнительный офис № 8617/0204 Томского отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России»;

3. ДО № 010/1008 Филиала Банка ГПБ (АО) в г. Томске;

4. Колпашевский филиал ОАО «Томскпромстройбанк»;

5. ОО «Колпашевский» Филиала «Центральный» ОАО «Совкомбанк»

Ранее РКЦ Колпашево занимался расчетно-кассовым обслуживанием филиалов ФГУП «Почта России», расчетным обслуживанием финансовых управлений администраций муниципалитетов, а также кассовым обслуживанием внутренних структурных подразделений кредитных организаций (банков).[15]

Снижение числа клиентов в РКЦ г. Колпашево связанно с уменьшение объемов кассовых операций, выполняемых центрам. В районе обслуживающем РКЦ г. Колпашево, произошло значительное сокращение количества предприятий и организаций, большинство организаций ушли обслуживаться в органы федерального казначейства и также в местные органы УФЭП (управление финансов экономической политики). Еще одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов в сфере денежного обращения является пластиковая банковская карта, поэтому клиенты получают все доходы и производят расходы с помощью пластиковые карт.


Вследствие этого, произошло снижение числа клиентов, которые находятся на расчетно-кассовом обслуживании в РКЦ г. Колпашево.

Рис. 7. Процентное содержание количества электронных документов в платежной системе Томской области за 2015 год

Рассматривая непосредственно вклад РКЦ г. Колпашево как одного из изначальных элементов системы электронных платежей Томской области в формирование графика хода количества электронных платежей через РКЦ области, следует отметить, что изменение количества электронных платежей имеет ту же тенденцию общего роста, с теми же областями некоторого спада, что и для всей области в целом. На рисунке показано процентное содержание количества электронных документов в платёжной системе Томской области и РКЦ г. Колпашево за 2015 год.

2.3. Перспективы развития РКЦ г. Колпашево

Реорганизация расчетной сети идет в направлении сокращения расчетных подразделений Банка России.

Еще в 1991 году в Томской области было открыто 19 расчетно-кассовых центров:

1. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) г. Асино

2. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Бакчар

3. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) п.г.т. Белый Яр

4. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Зырянское

5. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) п.г.т. Каргасок

6. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Кожевниково

7. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) г. Колпашево

8. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Кривошеино

9. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Молчаново

10. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) г. Стрежевой

11. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Парабель

12. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Парбиг Бакчарсого района

13. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Подгорное

14. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Пудино

15. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Первомайское

16. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Тегульдет

17. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) с. Шегарсое

18. Расчетно-кассовый центр (РКЦ) Ленинского района в г. Томск

На сегодняшний день их насчитывается всего три РКЦ:

1. Расчетно-кассовый центр г. Колпашево;

2. Расчетно-кассовый центр г. Стрежевой;

3. Расчетно-кассовый центр Ленинского района в г. Томск.[16]

Но Центральный Банк пока не торопится закрывать кассовый центр в г. Колпашево, хоть и большинство банков уже не совершают операции через РКЦ. Уже несколько лет работники кассового центра ждут дня, когда из главного РКЦ поступит уведомление о закрытии РКЦ в. Колпашево. Их можно понять, многие отработали в этой организации более 20 лет.


В 90-х годах на расчетно-кассовые центры возлагала огромная ответственность за исполнение операций коммерческих банков. При малейшей ошибке сотрудника платеж мог уйти совсем не в ту кредитную организацию, которой он был адресован. Либо платежное поручение доходило до адресата, но не в полном объеме. РКЦ оказались не у дел, когда к началу нового века вся власть перешла к компьютерным технологиям.

Но вспомним, зачем создавались расчетно-кассовые центры в начале 90-х годов - для пресечения массовых краж денег путем создания фальшивых авизо и электронных платежей. Также для расчетов между коммерческими организациями. В обязательства работников структуры входили инкассация денег и проведение операций связанных с денежным оборотом, например выплата зарплат бюджетникам. Но по-прежнему, миссия РКЦ заключается в обслуживании расчетной деятельности банков. Движение документов проходит по оговоренной схеме: плательщик - банк плательщика - РКЦ банка плательщика - РКЦ банка получателя - Банк получателя - получатель.

Таким образом, вся информация об истории конкретного платежа поступала в ЦБ. Проводя анализ оборотов и остатков денежных средств на корсчетах банков в расчетно-кассовых центрах, Центральный банк имел возможность получения информации об их ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии, а также начинающихся случаях мошенничества.

Со временем, работа IT-технологий стала улучшаться, и все расчеты стали автоматизированными, работающие главным образом в режиме реального времени. Другие структуры заменили РКЦ: часть операций была передана органы Федерального казначейства, большинство предприятий стали обслуживаться в Сбербанке. А для расчетов между собой кредитные организации открывают друг у друга корсчета. Для организаций это стало удобнее, потому не было нужно представлять свои счета регулятору.

Порой происходит так, что у банков нет возможности провести платеж между собой напрямую, и они вынуждены обращаться за услугами в расчетно-кассовый центр. Например, если между банками нет корреспондентских отношений, подобное что происходит часто - ведь бессмысленно открывать корреспондентский счет для единственной операции в банке, если не имеются с ним каких-либо совместных проектов. В таком случае как раз подручнее воспользоваться услугами расчетно-кассового центра. Но эксперты Центрального банка России считают, что торопиться с закрытием РКЦ Колпашево не стоит. Потому что последствия от ликвидации РКЦ сейчас могут быть гораздо больше, чем содержание расчетно-кассового центра. Действенной экономии все равно не будет. А вот система расчетов в каждом случае почувствует стресс.


На мой взгляд, реорганизация РКЦ если и нужна — а она действительно нужна, — то надо это делать глобальным методом. А пока главным документом остается бумага. До тех пор пока не существует четко отлаженной электронной системы, которая работала бы нормально и без сбоев, необходимость в операциях через РКЦ останется.

Впрочем, причина не только в этом. Согласно Бюджетному кодексу, коммерческие банки не имеют права обслуживать счета бюджетов и государственных внебюджетных органов (если на данной территории есть учреждения ЦБ). Последние несколько лет банкам разрешалось обслуживать только так называемые временно свободные остатки бюджета, которые возникают из-за кассовых разрывов. На практике это не совсем так: многие счета школ, больниц и других госучреждений по-прежнему находятся в коммерческих структурах.

Но с недавнего времени, после внесения поправок в законы, банки больше не смогут размещать временно свободные средства госучреждений - деньги должны быть переведены в территориальные органы Федерального казначейства, которые обслуживаются в ЦБ. Так что если бюджетные счета действительно будут полностью выведены из кредитных организаций (во что верится с трудом), то РКЦ прибавится работы. Но РКЦ не готово забрать эти бюджетные счета, тем самым это замедляет преобразование.

Заключение

Расчетно-кассовые центры - это составная часть единой централизованной системы, у которой имеется вертикальная структура управления Центрального Банка Российской Федерации.

Основная цель деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, которое осуществляет банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, - это обеспечение эффективного, безопасного и надежного функционирования платежной системы Российской Федерации. Основной функцией РКЦ является проведение межбанковских расчетов с открытием корреспондентских счетов банков, а также проведение эмиссионно-кассовых и некоторых других операций.

Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетов коммерческих банков в РКЦ Банка России. Эти счета используются для перевода денежных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашей страны, банки обеспечивают своевременное поступление денежные средства на счета корреспондентских счетов, а также зачисление денежной выручки инкассированной банком.


РКЦ пропускают через себя большое количество расчетов и поэтому РКЦ играют большую роль в безналичных расчетах. Благодаря РКЦ платежная система функционирует надежно и эффективно.

В начале 2013 года произошла оптимизации структуры ЦБ РФ в целях увеличения качества и скорости по принятию управленческих решений и сокращению расходов. В структуре ЦБ РФ были созданы Главные управления Центрального банка РФ по федеральным округам, которых на тот момент было 8, но после присоединения Крыма их стало насчитываться девять. Таким образом, в Российской Федерации появился Крымский федеральный округ. Главным управлением. Стали называться территориальные учреждения Банка России, которые объединяют территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В связи с этим Банк России организовал строгий контроль за своевременным экспедированием банковских документов между головными РКЦ через специальную связь, и за доставкой банковской информации через территориальные управления спецсвязи и инкассаторский аппарат банков внутри регионов, по эту реорганизацию попали все Головные РКЦ и РКЦ, в том числе ГРКЦ по Томской области и РКЦ г. Колпашево. Также в России была проведена большая работа по предотвращению несанкционированного доступа в расчётную систему, а также, разработки технологии защиты банковской информации. Всё это позволило улучшить действующую систему расчётов и перейти с бумажной рутинной работы на электронные платежи. Поэтому произошла реорганизация большего числа РКЦ.

Думается, что реорганизация РКЦ если и нужна — а она действительно нужна, — то надо это делать глобальным методом. А пока главным документом остается бумага. До тех пор пока не существует четко отлаженной электронной системы, которая работала бы нормально и без сбоев, необходимость в операциях через РКЦ останется.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 28. - Ст. 2790.
  3. Письмо ЦБ РФ от 07.10.1996 № 336 «Типовое положение о расчётно-кассовом центре Банка России» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.03.2017)
  4. Положение Банка России от 14 марта 2011 г. № 368-П «О расчетно-кассовом центре Банка России» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.03.2017)