Файл: Особенности развития европейской валютной системы (Становление европейской валютной системы).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление и особенности развития Европейской валютной системы
1.1 История, причины и цели создания Европейской валютной системы
1.2 Особенности развития Европейской валютной системы
Глава 2. Современное состояние Европейской валютной системы
2.1 Оценка уровня и динамики финансово-экономических показателей
2.2 Перспективы развития и пути решения проблем Европейской валютной системы
Затем EКЮ был переведен в евро по курсу один к одному. Центральные национальные банки сняли ответственность за денежно-кредитную политику и базовую процентную ставку и поместили ее на Европейский центральный банк. До 2002 года национальная валюта оставалась только в качестве параллельной денежной единицы. С 1 января 2002 года началось производство банкнот и монет евро, которые были обменены на национальную валюту. К середине 2002 года полный переход экономического оборота стран-участниц на единую валюту был завершен [19].
Сценарий перехода на евро проходил в 2 этапа:
1 этап перехода на евро. С 1 января 1999 года происходит жесткая фиксация курсов валют стран еврозоны к евро для пересчетов.
2 этап перехода на евро. Хотя формально переход к третьему этапу Европейского валютного союза с 1 января 1999 года открыт для всех государств-членов ЕС, маловероятно, что все они перейдут на евро с самого начала. Поэтому определение будущих отношений между присоединяющимися странами и неприсоединившимися странами сфокусировано на необходимости разработки приемлемого механизма обменного курса между евро и валютами, остающимися в национальном подчинении.
По решению этого вопроса в Совете Европы началась работа в 1996 году. А в июне 1997 года Амстердамский Европейский Совет принял резолюцию, определяющую принципы и фундаментальные основы этого механизма, получившую аббревиатуру «МОК-2» («Механизм обменного курса»). - 2 ") и быть введены в действие с 1 января 1999 г. Это постановление было поддержано главами центральных банков всех стран-членов ЕС и издано в виде специального соглашения об оперативных процедурах функционирования". МОК-2 "между национальными центральными банками и Европейским центральным банком.[18]
Принципы присоединения неприсоединившихся стран к единой европейской валюте заключались в следующем. Модель основана на «колесе со спицами», в котором евро будет играть роль центрального, «якорной валюты» и расчетной единицы, а валюты неприсоединившихся стран к единой европейской валюте будут связаны к нему исключительно на двусторонней основе. Рассмотрим установление центральных ставок и пределов допустимых колебаний обменного курса. Значения этих центральных обменных курсов по отношению к евро устанавливаются индивидуально с допустимым пределом колебаний ± 15%. Самым простым был переход на евро для бюджета ЕС и учреждений, которые долгое время работали на основе эквивалентного ему ЭКЮ.
Основными целями валютного союза и введения евро являются создание крупнейшего в мире экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого является новая валюта "евро"; содействие обмену: нестабильность обменных курсов в рамках текущей европейской валютной системы приводит к серьезным последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от валютных рисков; а также координация экономической политики; создание противовеса влиянию долларизации мировой экономики на США; укрепление политической позиции ЕС на мировой арене. [20]
В настоящее время евро является полноценной валютой, используемой в ЕС.
Таким образом, европейская валютная система возникла из всех трех форм государственной интеграции: валютная интеграция, интеграция финансового рынка и политическая интеграция. И все проблемы и преимущества, которые возникают в таком валютном союзе, проявляются во всем их многообразии.
Далее мы рассмотрим особенности европейской валютной системы на современном этапе. Опыт валютного союза в Европе за последние годы показал, что важная группа нерешенных проблем в его рамках связана с региональным развитием.
Основным инструментом координации бюджетной политики в рамках ЕС является применение стандартов дефицита бюджета и государственного долга. Они являются формой «финансовых правил», которые сейчас широко применяются в разных странах. «Финансовое правило» - обязательство, официально установленное органом или международным договором, в долгосрочной перспективе придерживаться определенных количественных значений любых бюджетных показателей, например, суммы дефицита бюджета, государственного долга, расходов.
Реализация политики «финансовых правил» в ЕС отличается от политики других стран. Главной особенностью сообщества является установление четких бюджетных стандартов. Практика наложения финансовых санкций за превышение нормативных показателей действует только в ЕС. Большое значение для эффективного исполнения «финансовых правил» имеет контроль за их соблюдением. В странах ЕС такой контроль осуществляется: Советом министров экономики и финансов (ECOFIN) и Комиссией ЕС. Евростат контролирует установленные процедуры расчета статистических показателей [3].
Наличие такой дифференциации в корпоративных доходах, безусловно, является препятствием для координации фискальной политики в ЕС. Это предопределяет различные условия конкуренции внутри сообщества и дополнительное перераспределение финансовых ресурсов. Налог на индивидуальный доход в ЕС намного выше, чем в США и Японии - 28,4%, 15%, 10% соответственно. Ставки этого налога широко варьируются по всему Европейскому Союзу. Максимальные ставки установлены в Бельгии - 40%, Дании - 35%, Франции - 35%; минимальный - в Люксембурге - 11,2%, Греции - 15%, Великобритании - 20%. Очевидно, что эта дифференциация является дополнительным фактором мобильности рабочей силы, особенно квалифицированной. [4]
Следует отметить, что сравнение только установленных законом ставок корпоративного налога не позволяет объективно оценить налоговое бремя конкретных стран. Это связано с использованием налоговых льгот и налоговых льгот в законодательстве, а также с использованием скрытых субсидий национальным производителям. Поэтому для объективной оценки налогового бремени необходимо проанализировать эффективную ставку налога на корпоративный доход. При его расчете учитываются фактически предоставляемые налоговые льготы и другие преференции. Создание валютного союза и введение евро призваны логически завершить экономическую интеграцию в ЕС.
Основные цели валютного союза и евро заключаются в следующем:
Во-первых, это создание крупнейшего в мире экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого является новая валюта евро. По замыслу его основателей, EMU является мощным стимулом для устранения барьеров между финансовыми рынками Западной Европы и должен способствовать их интеграции. В результате у Европы должен появиться крупнейший в мире финансовый рынок, а евро в будущем будет претендовать на место ведущей мировой валюты.
Во-вторых, это облегчение обменов: нестабильность обменных курсов в рамках нынешней европейской валютной системы приводит к серьезным последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от валютных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и бизнесу ежегодно экономить 8 миллиардов долларов из-за исчезновения этого риска в Западной Европе.[21]
В-третьих, создание зоны экономической стабильности, одновременно устраняя риск, связанный с обменными курсами, придаст предприятиям уверенность в совершении платежей, следствием чего будет повышение прозрачности и усиление конкуренции. В условиях растущей конкуренции в мире это создаст условия для снижения процентных ставок, стабильности цен и обеспечения рабочих мест.
В-четвертых, это координация экономической политики.
В-пятых, это создание противовеса влиянию США, долларизация мировой экономики
В-шестых, это укрепление политической позиции ЕС на мировой арене. [9]
Таким образом, создание европейской валютной системы и введение евро были тщательно продуманы и вызваны рядом причин, послуживших рычагом для появления новой валюты, которая укрепила позиции ЕС на мировой арене и составила достойная конкуренция и противовес доллару США.
1.2 Особенности развития Европейской валютной системы
Европейские страны были заинтересованы в собственной валютной интеграции с 1950-х годов. Так, уже в Римском договоре 1957 года содержались положения о политике стран, направленной на достижение платежного баланса и поддержание доверия к валютам, его координацию на основе сотрудничества между правительствами и центральными банками.
Первая попытка создания европейской валютной системы получила название «план Вернера». В нем были даны рекомендации по постепенному формированию экономического и валютного союза к 1980 году, предусматривающие:
- сужение (до 0) границ колебаний обменного курса;
- полное введение взаимной конвертируемости валют;
- унификация денежно-кредитной политики;
- координация экономической, финансовой и денежно-кредитной политики, а в перспективе - создание европейской валюты и союза центральных банков.
Несмотря на некоторые успешные шаги в его реализации, план Вернера потерпел неудачу из-за разногласий в МВФ.
Вторая попытка привела к созданию европейской валютной системы (ЕВС), основанной на следующих принципах:
- введение ЭКЮ (европейская валютная единица), стоимость которой была определена на основе корзины валют, в том числе валют 12 стран ЕЭС, взвешенных по параметрам как внешней торговли, так и ВВП;
- используя золото как реальный резервный актив. Совместный золотой фонд был создан путем объединения 20% официальных золотых резервов, чтобы частично обеспечить выпуск ЭКЮ;
- введение для реализации режима обменного курса совместного обмена валюты в виде «европейской валютной змеи» в установленных пределах (2,25% от центрального курса, с августа 1993 г. 15%);
- осуществление межгосударственного регионального валютного регулирования путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежного баланса и расчетов, связанных с валютными интервенциями.[22]
Европейская валютная система рассматривалась как прелюдия к объединению денег. Его тактическая цель состоит в том, чтобы установить более высокий уровень денежно-кредитной стабильности в обществе. Стратегический план наметил достижение долгосрочного и стабильного роста, возврат к полной занятости на новой основе, гармонизацию жизненного уровня и смягчение региональных различий в рамках ЕЭС.
Денежно-кредитная система должна была способствовать сближению экономического развития и придать новый импульс Европейскому союзу. Европейские страны проявили достаточную настойчивость в реализации идеи объединения Европы, несмотря на большое количество неудачных реализаций определенных пунктов запланированных программ. В июне 1988 года было принято решение полностью либерализовать рынки капитала стран-участниц, а 27 февраля 1992 года представители 12 европейских стран подписали Маастрихтский договор о Европейском валютно-экономическом союзе. Договор содержал программу дальнейших действий с тремя основными целями:
- переход от единого рынка к экономическому и валютному союзу;
- осуществление экономической интеграции социальных изменений на основе общей социальной политики;
- дополняет построение наднациональной интеграции внутри общественных институтов постоянным межгосударственным сотрудничеством в области внешней политики, политики безопасности, а также в сфере юстиции и внутренних дел в рамках Европейского союза.
Экономическое сотрудничество между европейскими странами привело к знаменательному событию - введению единой валюты ЕВРО (ЕВРО). В соответствии с критериями присоединения к новой валюте 2 мая 1998 года в зону евро были приняты Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Испания и Совет ЕС. Две страны - Великобритания и Великобритания. Швеция - тоже соответствовала большинству этих критериев, но отказалась входить в «еврозону» в качестве своих первых участников. У Дании были конституционные проблемы, и финансовые показатели Греции не соответствовали необходимым требованиям.[23]
Критерии вступления были довольно строгими:
- дефицит бюджета - не более 3% ВВП (в случае нарушения этого стандарта санкции применяются к нарушающим государствам);
- размер государственного долга - не более 60% ВВП;
- долгосрочные процентные ставки по кредитам не должны превышать двух процентных пунктов выше среднего для трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами;
- инфляция не более чем на 1,5 процентных пункта выше среднего для трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами;
- участие в европейской валютной системе, не выходя за пределы допустимого колебания обменного курса за последние два года.
С 1 января 1999 года на основе Маастрихтского договора все подписавшие страны объединились в новое финансовое сообщество - Европейский валютный союз, а с 1 июля 2002 года евро полностью и окончательно заменил национальные валюты стран-членов. участвующие страны.
Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и его единая валюта имеют прочную основу:
- на долю стран-членов ЕВС, где проживает 5% населения мира, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США - 20,2%, Япония - 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США - 14,8%, Япония. -9,7%);
- в рамках Европейского союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. [24]
Уже более 30 лет существует таможенный союз и общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, на торговлю внутри ЕС приходится около 60% общего внешнеторгового оборота его государств-членов. Национальные валюты стран-членов ЕС были относительно сильными и стабильными по сравнению с валютами многих стран мира. Существующая система законодательства и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами;