Файл: Выявление проблем и направлений развития финансовой политики России в современных условиях.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования финансовой политики и ее составляющих
1.1. Понятие финансовой системы и финансовой политики государства
1.2. Специфика финансовой политики государства
2 Анализ современной финансовой политики России
2.1 Элементы и звенья финансовой политики в России
2.2 Проблемы, возникающие при реализации финансовой политики России
2.3 Перспективы развития финансовой системы России
3 Анализ и особенности развития финансовой политики в 2016-2018 гг.
3.1 Анализ системы государственных и муниципальных финансов РФ
ВВЕДЕНИЕ
Финансовую систему можно представить в институциональной форме, т.е. как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами с соответствующим набором финансовых инструментов. Важно подчеркнуть, что в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. формирование устойчивой и полноценной финансовой системы является одной из приоритетных задач для поддержания высоких темпов роста национальной экономики.
Степень изученности темы. Исследование процессов развития, общего механизма функционирования современной финансовой системы основано на различных идеях классической политэкономии, в целом, представленной трудами таких ученых, как Милль Дж. С., Кенэ Ф., Тюрго А.Ж., Смит А., Риккардо Д., Маркс К. и т.д. Новый вклад непосредственно в теорию активного функционирования современного рыночного хозяйствования внесли различные представители посткейнсианства, а именно Робинсон Дж., Харкорт Дж., Калдор Н., Домар Е., Хансен Э., Иткэлл Дж. и другие.
Теоретические, а также методологические аспекты современной финансовой и денежно-кредитной системы, различные проблемы общей финансовой стабилизации в определенных условиях так называемой «шоковой терапии», антиинфляционного регулирования, бюджетной, финансовой, кредитно-банковской определенной стратегии подробно рассматривались в научных трудах таких ученых, как Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж., Архипов А.Н., Быстряков А.Я., Грязнова А.Г., Кудрин A.Л, Любимцев Ю.И., Погосов И.А., Роговая О.Л., Рыбин В.И., Сенчагов В.К., Тосунян Г.А. и других.
Объектом исследования является финансовая система и финансовая политика государства.
Предметом исследования является современное состояние и направления развития финансовой системы России.
Целью курсовой работы является выявление проблем и направлений развития финансовой политики России в современных условиях.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть понятие финансовой системы и финансовой политики государства;
- раскрыть специфику финансовой политики государства;
- описать элементы и звенья финансовой политики в России;
- выявить проблемы, возникающие при реализации финансовой политики России;
- наметить перспективы развития финансовой системы России;
- провести анализ системы государственных и муниципальных финансов РФ;
- провести анализ системы финансов хозяйствующих субъектов в РФ.
Структурно курсовая работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
1. Теоретические основы формирования финансовой политики и ее составляющих
1.1. Понятие финансовой системы и финансовой политики государства
Финансы, как целостная экономическая категория, имеют свою определенную внутреннюю структуру, которая представлена несколькими взаимосвязанными звеньями. Для каждого из данных звеньев характерны свои определенные особенности при сохранении каких-либо общих качеств, которые свойственны финансам. Необходимость выделения данных звеньев обусловлена именно многообразием потребностей общества. Именно они и призваны обслуживать финансы, охватывая данным взаимодействием всю экономику государства в целом.
Следовательно, можно сказать, что финансовая система в экономическом аспекте является внутренним строением финансов, а также своеобразной совокупностью входящих в них звеньев, которые связаны между собой. Каждое из данных звеньев представляет определенную группу финансовых отношений [6 с. 122].
Финансовая система в целом является определенной совокупностью разнообразных сфер финансовых отношений. В процессе данных отношений и образуются, а также используются различные денежные фонды. То есть можно сказать, что именно таким образом и реализуются основные функции финансов.
Наличие звеньев финансовой системы определяется именно существованием самостоятельных экономических субъектов, которые участвуют в хозяйственной жизни страны. Экономическим субъектом является физическое или же юридическое лицо, которое является носителем обязанностей и прав. Сегодня в современных рыночных отношениях участвуют четыре субъекта, а это: гражданин или же физическое лицо; государство; хозяйствующий субъект; регион.
Финансовые системы стран мира являются разными. В некоторой степени каждое государство характеризуется уникальной определенной финансовой системой. Но рассматривая разные стороны деятельности данных систем, в итоге можно отметить общие черты, которые позволяют обобщить определенный страновой анализ, а также провести некоторую экономическую классификацию. Помимо этого, основные типы современных финансовых систем, в целом, показывают эволюцию мировой финансовой системы.
Банковская определенная финансовая система. Можно сказать, что это первый, наиболее простой тип современной финансовой системы. В данной ситуации финансовые ресурсы преимущественно распределяются через определенный банковский сектор. Коммерческие банки здесь действуют именно как единственные или же доминирующие активные финансовые посредники. Прочие источники финансирования или вообще отсутствуют, или же являются незначительными. Современными примерами данной финансовой системы можно назвать Японию и Германию [10, с.7].
Биржевая финансовая система. Здесь финансирование всего реального сектора современной экономики осуществляется именно через рынок различных ценных бумаг. В данной ситуации наблюдается отделение собственности на предприятия от контроля за строгим осуществлением каких-либо повседневных операций. Здесь рынки капитала постепенно становятся особенно важными источниками финансирования. Коммерческие банки свою доминирующую позицию уступают различным инвестиционным банкам, каким-либо небанковским определенным финансовым посредникам. Сегодня финансовые системы таких стран, как Великобритания и США преимуществу относятся именно к этому типу.
Секьюритизированная современная финансовая система. Хотелось бы отметить, что конца 1990-х – начала 2000-х гг. различные коммерческие банки постепенно начинают себе возвращать утраченные важнейшие роли на различных рынках определенного корпоративного финансирования. Какие-либо технологические достижения непосредственно в сфере телекоммуникационной и компьютерной техники в итоге позволили создавать, а также оценивать риски достаточно сложных финансовых продуктов под названием «секьюритизированные активы». Многие виды различных кредитов теперь можно превратить в совершенно особые ценные бумаги, то есть, секьюритизировать. Ранее неликвидные банковские продукты в данной ситуации становятся активно обращающимся на современном фондовом рынке определенным инструментом, а это повышает существующие возможности привлечения различных финансовых ресурсов непосредственно через банки на предприятия.
Глобальная финансовая система. Можно сказать, что мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. в итоге привел к формированию совершенно новой финансовой архитектуры всего мира, а также к становлению глобальной современной финансовой системы. Ее ключевыми чертами можно назвать: [13, с.19]
- высокую степень интеграции различных финансовых систем каких-либо отдельных государств в единую современную глобальную финансовую сеть, через которую различные финансовые кризисы в итоге могут передаваться быстро от какой-либо одной экономики к совершенно другой;
- существенное усиление определенной роли государства во всей глобальной экономике в рамках каждой отдельной страны, а также на современном наднациональном уровне, существенное углубление межгосударственного активного сотрудничества государств в области финансового регулирования;
- четкий контроль различных регулирующих органов непосредственно за достаточно сложными определенными финансовыми продуктами, а также хедж-фондами;
- строгий контроль за современными рейтинговыми агентствами, которые оценивают степень доверия ко всем банкам, прочим видам различных финансовых посредников;
- рост значимости современного финансового анализа;
- деление инвесторов непосредственно на квалифицированных, а также неквалифицированных;
- разработка совершенно новой, единообразной современной системы раскрытия различной информации для каких-либо финансовых институтов.
Таким образом, можно сказать, что финансовая система современного общества является исторически сформировавшейся и закрепленной действующим определенным финансовым законодательством совокупностью сфер различных финансовых отношений, финансовых фондов и финансовых учреждений, обеспечивающих общий процесс мобилизации, дальнейшего использования различных финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей всего общества.
1.2. Специфика финансовой политики государства
Необходимость эффективного использования финансов (финансовой системы), в целом, обуславливает осуществление государством, различными муниципальными образованиями определенной специальной, финансовой деятельности. Можно сказать, что в процессе финансовой деятельности всегда производится целенаправленное и планомерное образование (формирование), использование и распределение государственных, а также муниципальных децентрализованных и централизованных денежных фондов.
Финансовую деятельность государства можно определить как осуществление им различных функций по планомерному формированию, распределению, непосредственному использованию различных денежных фондов (финансовых ресурсов) для реализации основных задач социально-экономического развития, а также обеспечения безопасности и обороноспособности государства [17, с.28].
Современная финансовая деятельность различных муниципальных образований, которая осуществляется через определенные органы местного самоуправления, прежде всего, направлена на разрешение основных задач местного значения. Они определены действующим законодательством о современном местном самоуправлении. Данная деятельность представляет собой активное осуществление ключевых функций по планомерному формированию, эффективному распределению и непосредственному использованию различных муниципальных (местных) денежных фондов для реализации ключевых социально-экономических задач именно местного значения, а также обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами деятельности всех органов местного самоуправления.
В целом, финансовая деятельность различных органов государственной власти, а также местного самоуправления тесно связана общей определенной целенаправленностью на основные потребности общества, она носит сегодня публичный характер, хотя и отличается конкретными задачами. Основной, определяющей целью данной деятельности по Конституции РФ должно быть создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь, а также свободное развитие современного человека.
Общее содержание финансовой деятельности государства, различных муниципальных образований всегда выражается в определенных функциях, действующих в наиболее общих направлениях: образование (формирование), активное распределение, а также использование государственных или же муниципальных (местных) денежных фондов. Важнейшим элементом каждой из них можно назвать функцию контроля, что, в целом, вытекает из сущности современных финансов. Данный контроль также является финансовым соответственно общему содержанию всей этой деятельности.
Именно исходя из того, что современная финансовая деятельность в РФ – это хозяйственно-экономическая функция, в которой сегодня государство выступает хозяйствующим субъектом, владельцем и распорядителем, пользователем определенной государственной собственности, действующее конституционное законодательство призвано на нее оказывать определяющее воздействие. Закрепление экономических и политических, организационных основ современной финансовой деятельности в Конституции РФ указывает на особую значимость правового регулирования всей финансовой деятельности.
Общее содержание основных принципов финансовой деятельности сегодня определяется Конституцией РФ, а именно ее общими положениями, а также специально относящимися именно к финансовой деятельности государства, которые конкретизированы в нормах современного финансового права. Рассмотрим данные принципы.
Принцип приоритета различных публичных интересов в современном правовом регулировании всех общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства, а также муниципальных образований, подразумевает под собой использование различных финансово-правовых институтов для эффективного государственного регулирования экономики, исходя из основных общезначимых задач общества.
Принцип федерализма подразумевает под собой направленность современного финансово-правового регулирования на оптимальное сочетание общефедеративных интересов с различными интересами всех субъектов Федерации. Он направлен на обеспечение всеми необходимыми финансовыми ресурсами выполнения основных функций, имеющих важнейшее значение, в целом, для Федерации, так и для жизнедеятельности, общей самостоятельности (в рамках Конституции РФ) всех субъектов Федерации.
Единство современной финансовой политики, а также денежной системы (ст. 8). Согласно различных финансово-правовым нормам сегодня самостоятельность всех субъектов Федерации, в целом, не должна выходить за рамки определенных основ федеральной финансовой политики, различных установленных совместно наиболее общих принципов налогообложения.