Файл: Выявление проблем и направлений развития финансовой политики России в современных условиях.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования финансовой политики и ее составляющих
1.1. Понятие финансовой системы и финансовой политики государства
1.2. Специфика финансовой политики государства
2 Анализ современной финансовой политики России
2.1 Элементы и звенья финансовой политики в России
2.2 Проблемы, возникающие при реализации финансовой политики России
2.3 Перспективы развития финансовой системы России
3 Анализ и особенности развития финансовой политики в 2016-2018 гг.
3.1 Анализ системы государственных и муниципальных финансов РФ
Равноправие всех субъектов Федерации в сфере финансовой деятельности сегодня определяется статьей 5 Конституции РФ. Можно сказать, что на каждого из основных субъектов Федерации именно в равной мере сегодня распространяется действующее федеральное финансовое законодательство. Хотелось бы отметить, что вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения все субъекты Федерации могут осуществлять собственное определенное правовое регулирование современных финансовых отношений, абсолютно самостоятельную финансовую деятельность.
Самостоятельность финансовой деятельности различных органов местного самоуправления гарантируется Конституцией РФ. Данные органы в своей активной деятельности всегда руководствуются действующим законодательством РФ, а также законодательством субъекта Федерации. Они могу самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, они образуют, а также используют различные внебюджетные целевые фонды, они устанавливают какие-либо местные налоги в строгом соответствии с современным федеральным законодательством, а также законодательством субъекта Федерации [14, с.85].
Социальная направленность всей финансовой деятельности (ст. 7) в РФ, в целом, вытекает из основных положений Конституции РФ, характеризующей РФ именно как социальное государство, вся политика которого всегда направлена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь, а также свободное развитие человека. Распределение всех функций в сфере финансовой деятельности всегда осуществляется именно на основе деления законодательной и исполнительной властей. Действующая Конституция РФ, именно исходя из данного принципа, определяет ключевые полномочия законодательных, а также исполнительных органов власти.
Активное участие граждан РФ в определенной финансовой деятельности (ст. 32) государства, различных органов местного самоуправления, в целом, вытекает из положения Конституции РФ об определенном праве населения принимать участие в управлении делами государства непосредственно, а также через своих представителей.
Принцип гласности (ст. 15). Его основы устанавливаются нормами Конституции РФ, которые требуют официального опубликования законов, что относится также к законам, которые регулируют финансовую деятельность.
Таким образом, финансовая деятельность государства, а также муниципальных образований сегодня выступает как важнейшая и особенно необходимая составная часть современного механизма социального управления. Осуществление высокоэффективной финансовой деятельности государства – это фактор, который необходим для проведения определенной справедливой социальной политики, которая сегодня в условиях перехода к рынку требует полного устранения негативных сторон последней (нестабильность материального положения членов общества при значительном разрыве в уровнях доходов, безработица и т.п.).
2 Анализ современной финансовой политики России
2.1 Элементы и звенья финансовой политики в России
В финансовой системе нашей страны в последние годы произошли кардинальные изменения в связи с новыми политическими, а также экономическими условиями. Можно сказать, что данные изменения коснулись как содержания звеньев финансовой системы, так и состава финансовой системы в целом. На сегодняшний день на современном этапе развития экономики нашей страны в состав ее финансовой системы входят следующие элементы: кредит. Он может быть как государственный, так и муниципальный или же банковский; бюджетная система, которая состоит из государственных, а также местных муниципальных образований; внебюджетные целевые муниципальные и государственные фонды; финансы страхования; финансы учреждений, предприятий, а также организаций.
Далее следует рассмотреть некоторые отдельные звенья финансовой политики РФ более подробно. Вообще бюджетная система РФ основана на определенных экономических отношениях, государственном устройстве. Она является регулируемой законодательством совокупностью федерального бюджета, а также различных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов определенных государственных внебюджетных фондов [10, с.6].
Ключевой целью современной бюджетной системы РФ является перераспределение ВВП для финансового обеспечения разрешения основных экономических и социальных, а также культурных, политических задач страны. В данном звене финансовой системы особенно полно проявляются абсолютно все функции финансов. Это происходит с помощью таких инструментов, как, например, налоги и акцизы, а также таможенные пошлины и прочее. Производится перераспределение ВВП, а некоторые государственные органы занимаются организацией системы контроля над таким распределением.
Государственный, а также муниципальный кредит выражает определенную совокупность экономических отношений между муниципальными органами власти или государством, и прочими экономическими субъектами. Данные отношения происходят по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления ссуд или же гарантийного обеспечения, в результате этого РФ, субъект РФ или же муниципальное образование могут выступать, как заемщик, кредитор или гарант.
К ключевым задачам государственного кредита относятся следующие: проведение финансирования бюджетного дефицита; проведение международной, а также региональной финансово-кредитной политики; активная поддержка социально-приоритетных секторов, видов деятельности.
В последнее время особое значение во всей финансовой системе РФ начали играть финансы государственных, а также муниципальных компаний, которые находятся на самофинансировании. Государственной корпорацией является не имеющая членства определенная некоммерческая организация, которая учреждена РФ именно на основе имущественного взноса. Она создана для осуществления различных социальных и управленческих или прочих общественно полезных функций.
Еще одной разновидностью государственного участия в функционировании различных децентрализованных финансов являются так называемые унитарные предприятия. На сегодняшний день унитарным предприятием является коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Даже, несмотря на существенную долю государственного сектора в экономике любой страны, ключевую роль в формировании ВВП играют именно финансы коммерческих компаний. Можно сказать, что финансы коммерческих компаний являются системой экономических отношений, которые связаны с формированием и распределением, использованием определенных денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе ведения хозяйственной деятельности. Данная деятельность направлена на извлечение прибыли.
Роль финансов коммерческих компаний в работе всей финансовой системы страны заключается именно в том, что они являются: ключевым источником образования некоторых централизованных денежных фондов, а также основным направлением регулирующих действий государственных органов власти, основным источником образования финансовых ресурсов всех домашних хозяйств. Финансами некоммерческих компаний являются отношения, которые связаны с формированием и распределением, а также использованием определенных финансовых ресурсов в процессе реализации ключевых социальных и общественных, а также образовательных и религиозных и прочих задач, которые не связаны с получением прибыли. Предпринимательскую деятельность какая-либо некоммерческая компания может осуществлять только в рамках решения ключевых поставленных перед ней целей и задач [12, с.9].
Рассмотрим финансы домашних хозяйств. Они являются системой формирования, использования определенных денежных доходов групп лиц, которые проживают в одном помещении. Они ведут общее хозяйство для совместного потребления, накопления. Некоторая специфика финансов домашних хозяйств заключается именно в том, что данная сфера финансовых отношений в намного меньшей степени является регламентированной государством. Хотелось бы отметить, что финансы индивидуальных предпринимателей могут совмещать в себе различные особенности финансов коммерческих компаний, а также личные финансы. В данной ситуации акцент может смещаться именно в сторону коммерческих финансов, так как работа индивидуальных предпринимателей в первую очередь связана с осуществлением коммерческой деятельности, которая направлена на извлечение прибыли.
Хотелось бы отметить, что в современной концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г. непосредственное формирование полноценной и устойчивой финансовой системы – это приоритетная задача для поддержания достаточно высоких темпов роста современной национальной экономики.
Таким образом, можно сказать, что каждое из звеньев современной финансовой системы непосредственно концентрирует свои достаточно специфические определенные финансовые отношения, при помощи которых образуются и используются и соответствующие виды денежных фондов для удовлетворения общественных потребностей.
2.2 Проблемы, возникающие при реализации финансовой политики России
Финансовая система нашей страны в современных условиях достаточно динамично развивается. Однако уровень ее развития не полностью соответствует постоянно растущим различным потребностям экономики. Она отстает от европейских различных параметров. Финансовая система нашей страны еще не является высокоэффективным механизмом реализации различных инвестиционных программ государства, различных субъектов предпринимательства, а также домашних хозяйств. Сложность и комплексность процессов формирования финансовой системы России требуют разработки специализированных научно-методических различных подходов, то есть, методического обеспечения управления развитием и формированием финансовой системы нашей страны. Данная проблема требует учета различных глобализационных процессов, которые присущи мировой современной финансовой системе. Очевидным является то, что трансформация и изменения финансовой системы нашей страны должны всегда учитывать также прогрессивные основные достижения развитых государств.
Важнейшей сложностью процесса формирования финансовой системы России можно назвать низкую долю определенного небанковского сегмента во всей структуре финансового рынка. Преграда сегодня состоит в поиске различных путей обеспечения достаточно высокого уровня финансовой устойчивости и капитализации небанковских различных финансовых институтов, а также реформировании современной системы надзора за активным функционированием основных субъектов финансового рынка. Высокоэффективное использование возможностей определенного банковско-страхового взаимодействия в итоге будет способствовать непосредственному обеспечению стабильности всей экономики. Можно сказать, что достаточно скромные размеры современного страхового рынка, а также неразвитость пенсионных фондов – это существенные препятствия для активного развития российской финансовой системы.
Еще одной важной проблемой можно назвать проблему развития основного звена современной финансовой системы, то есть, банковского сектора. Хотелось бы отметить, что ускоренные темпы активного развития всего банковского сектора, стремительный рост кредитования на протяжении 2000-2007 гг. демонстрировали постепенный переход экономики нашей страны к намного более зрелому определенному финансовому состоянию. Одновременно данные процессы сопровождались постепенным нарастанием дисбалансов. Это в итоге привело к определенной концентрации валютного и кредитного, процентного рисков в отсутствии высокоразвитых инструментов непосредственного их страхования. В итоге реализация данных рисков в период кризиса практически парализовала активную деятельность банковской системы России. В современных условиях стагнации современного кредитования, сложностей расширения существующей ресурсной базы коммерческие банки в итоге работали с различными убытками по причине: роста уровня конкуренции за различных надежных заемщиков, а это вынуждало учреждения понижать существующие процентные ставки непосредственно по кредитам; понижения доходной базы именно в условиях увеличения стоимости, общего объема различных привлеченных ресурсов; существенно объема потенциально проблемной и проблемной задолженности во всем кредитном портфеле российской банковской системы; существенных затрат на непосредственное формирование резервов по каким-либо активным операциям.
Хотелось бы отметить, что фундаментальным фактором функционирования российской банковской системы можно назвать состояние всего реального сектора экономики России. Разрывы в общих темпах роста основных макроэкономических показателей, ключевых индикаторов современной банковской деятельности в итоге становятся основными потенциальными источниками каких-либо системных рисков. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на российскую финансовую систему, инициирует постепенное нарастание каких-либо негативных ожиданий во всем обществе.
Обобщая все сложности формирования и активного развития финансовой системы России можно выделить такие проблемные моменты, как:
- фрагментарное и несовершенное, непоследовательное определенное правовое поле активного функционирования всех участников российской финансовой системы;
- полное отсутствие своего собственного опыта непосредственной организации каких-либо финансовых институтов;
- достаточно ограниченный выбор основных финансовых инструментов;
- отставание в активном развитии сфер и сегментов российской финансовой системы.