Файл: Выявление проблем и направлений развития финансовой политики России в современных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очень важным фактором экономического развития можно назвать процесс глобализации. Международный опыт указывает на то, что для достаточно успешной интеграции современных национальных экономик во все мировое пространство требуется достаточно прочная определенная институциональная база, которая дает возможность управлять всей экономической деятельностью. Именно от успешности постепенной интеграции российской финансовой системы в современную мировую финансовую систему зависит разрешение вопросов, а также задач национального экономического роста.

Таким образом, для приспособления к совершенно новым условиям, сегодня требуется продолжительное время, кропотливая и трудоемкая работа, которая должна в итоге стать основным предметом глубокого и целостного анализа непосредственно на уровне государства.

2.3 Перспективы развития финансовой системы России

В условиях кризиса российская экономика стоит на грани дефолта и финансовая система нуждается в реформах. Но прежде, чем делать изменения, требуется определить основные проблемы. В основе российской рыночной экономики лежит опыт развитых стран, который не учитывал исторических и ментальных особенностей России. Это привело к невысокой эффективности национальной финансовой системы. В целом, современная экономическая система России, находящаяся под гнетом санкций со стороны западных держав, не проявляет признаки того, чтобы гарантировать экономический подъем собственными финансовыми ресурсами.

В наши дни, обществу ежедневно приходится сталкиваться с большим разнообразием финансовых отношений, среди которых и разнообразные и ежедневные финансовые операции. Очевидно, что для роста экономики государства, для удачного функционирования всей рыночной экономики, нужно наличие стойкой финансовой системы, которые будет представлять собой совокупность взаимосвязанных частей финансовых отношений. Таким образом, надежная и крепкая финансовая система – одна из важнейших задач государства. Она является основой для всей национальной экономики и играет важнейшую роль в ней.

Укрепление современной финансовой системы России, существенное ускорение роста, а также модернизация экономики РФ является возможным только при существенном увеличении нормы накопления за счет использования определенной добавленной стоимости, приносимой превышением экспорта над импортом. Кроме главных основ финансовой системы у каждого развитого государства есть свои отличия, которые дали ей возможность достигнуть определенных высот в новейшей истории [2, с.76].


Таким образом, можно сказать, что изучение тенденций развития финансовой системы РФ представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Современный финансовый рынок РФ сегодня ведет себя как целостный финансовый актив с прочими рынками. В ближайшем будущем прогнозируется дальнейшее сохранение зависимости динамики финансового рынка РФ от движения цен на зарубежных рынках, поведения всех глобальных инвесторов. Определенный среднесрочный прогноз развития всей финансовой систем РФ основывается на экстраполяции тенденций, которые сформировались в 2000-е годы. Данный прогноз не предполагает каких-либо глубоких посткризисных изменений в политике, а также модели функционирования финансовой системы РФ. Вообще в среднесрочной перспективе будет в дальнейшем продолжена глобализация финансов, а также сформируется так называемая мультиполярная финансовая архитектура при сохранении некоторой доминирующей роли англо-саксонской модели. Может увеличиться финансовая глубина, а также секьюритизация мировой экономики, будет активно развита международная система финансового регулирования. Все это означает для РФ возможность длительной, а также пронизанной существенными рисками трансформации своего статуса именно как сырьевой экономики, которая теряет свою технологическую базу, и ядерной сверхдержавы, которая поддерживает особенно затратную военную инфраструктуру, в совершенно новую индустриальную экономику. Данная экономика обеспечит достаточно устойчивый экономический рост и национальную безопасность, в том числе и за счет ядерной компоненты, и высокое качество жизни.

В дальнейшем продолжится переход РФ в категорию намного более зрелых финансовых систем. Будет происходить постепенное преодоление среднего уровня развития формирующихся рынков. Самым ближайшим аналогом РФ по оценке конкурентоспособности и в дальнейшем останется Бразилия. Ключевые параметры финансовой системы РФ и в дальнейшем останутся в пределах, которые характерны для срединной позиции кластера развивающихся рынков. Можно сказать, что прогнозируется определенный рост финансовой глубины, а также монетизации экономики. В дальнейшем продолжится диверсификация финансовой структуры, а повышенная инфляция так и останется встроенным компонентом экономики.

Прогнозируется расширение разрыва в динамике реального, а также номинального эффективных валютных курсов, продолжится политика вывода так называемой «избыточной» ликвидности в эксцессивные международные резервы. В дальнейшем сохранится сверхконцентрация финансовых ресурсов, институтов, операционной деятельности в Москве именно как финансовом центре РФ.


Двигателем финансовой системы РФ является финансовый рынок. Хотелось бы отметить, что эволюция современного финансового рынка в России, в целом, имеет достаточно многообещающие направления.

Таким образом, основной целью активного развития различных финансовых рынков, современной банковской системы в долгосрочной и среднесрочной перспективе можно назвать формирование высокоэффективной и конкурентоспособной на всем мировом уровне финансовой системы, которая может обеспечить достаточно высокий уровень инвестиционной активности во всей экономике, активную финансовую поддержку определенной инновационной деятельности.

3 Анализ и особенности развития финансовой политики в 2016-2018 гг.

3.1 Анализ системы государственных и муниципальных финансов РФ

Современная структура финансовой системы Российской Федерации представлена в таблице 1.

Таблица 1 Структура финансовой системы РФ

Сфера финансовой системы

Звенья финансовой системы

Финансы государственные и местные

Федеральный бюджет РФ

Бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты

Государственные специальные внебюджетные фонды;

Государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы коммерческих предприятий (организаций);

Финансы государственных и муниципальных предприятий;

Финансы некоммерческих предприятий и организаций;

Финансы общественных организаций и объединений

Кредитно-банковская система

Центральный Банк РФ (Банк России);

Сбербанк России ВТБ;

Коммерческие банки (акционерные и кооперативные)

Система государственных

финансовых учреждений

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство;

Финансовые органы субъектов РФ;

Министерство РФ по налогам и сборам

Система страхования

Социальное страхование

Личное страхование

Имущественное страхование

Страхование ответственности

Страхование рисков


В целом, укрупнено можно выделить в составе финансовой системы РФ две основные сферы- сферу государственных и муниципальных финансов и сферу финансов хозяйствующих субъектов. Сфера государственных и муниципальных финансов характеризуется в первую очередь бюджетной системой.

Общее представление о состоянии сферы государственных финансов можно получить по данным о доходах и расходах консолидированного бюджета РФ, которые включают в себя доходы и расходы бюджетов государства и внебюджетных фондов.

Проанализируем их динамику по данным Государственной статистики РФ.

Таблица 2 Доходы и расходы консолидированного бюджета РФ [22]

2016г

2017г

Отклонение

млрд.руб.

%

млрд.руб.

%

млрд.руб.

%

ДОХОДЫ – всего, в т.ч.

32799,5

100

33369,9

100

570,4

Федеральный бюджет

14496,9

44,2

13655,7

40,9

-841,2

-3,3

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

7979,4

24,3

8817,1

26,4

837,7

2,1

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

8905,7

27,2

9308,2

27,9

402,5

0,7

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

1417,5

4,3

1588,9

4,8

171,4

0,4

РАСХОДЫ – всего, в т.ч.

33645,1

100

36183,6

100

2538,5

0,0

Федеральный бюджет

14831,6

44,1

15610,9

43,1

779,3

-0,9

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

8005

23,8

9496,9

26,2

1491,9

2,5

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

9353,3

27,8

9479,7

26,2

126,4

-1,6

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

1455,2

4,3

1596,1

4,4

140,9

0,1

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

1455,2

4,3

1596,1

4,4

140,9

0,1

Дефицит (-), профицит (+)

-845,6

-

-2813,7

-

-3659,3

-

Как показывают данные таблицы, доходы консолидированного бюджета РФ увеличились на 570,4млрд.руб. При этом доходы федерального бюджета уменьшились на 841,2млрд.руб.


Доходы бюджетов федеральных и территориальных государственных внебюджетных фондов увеличились соответственно на 837,7млрд.руб. и 171,4 млрд.руб. Также возросли доходы бюджетов субъектов РФ на 402,5млрд.руб.

Расходы консолидированного бюджета РФ увеличились на 2538,5млрд.руб. При этом наиболее значительно возросли расходы федеральных государственных внебюджетных фондов. Доля этих расходов возросла на 2,5%. Расходы федерального бюджета возросли на 779,3млрд.руб. Расходы территориальных бюджетов и территориальных внебюджетных фондов увеличились соответственно на 126,4млрд.руб. и 140,9млрд.руб.

Также наблюдается рост дефицита консолидированного бюджета РФ – если в 2016 году он составлял всего 845,6млрд.руб., то в 2017 году – уже 2813,7млрд.руб.

Таким образом, можно сделать вывод о перераспределении доходов и расходов между уровнями и звеньями бюджетной системы РФ в пользу внебюджетных фондов и территориальных бюджетов, что будет способствовать повышению экономической активности на местах.

Однако отрицательным является рост дефицита бюджета, что негативно сказывается на стабильности финансовой системы РФ.

Далее проанализируем исполнение федерального бюджета на основании данных Федерального казначейства РФ. Данные для анализа представлены в таблице 3.

Согласно данным таблицы, в 2016 году федеральный бюджет РФ был исполнении с профицитом 666,6млрд.руб. В 2017 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 2048,1млр.руб. Причинами этого явилось сокращение доходов федерального бюджета на 1035млрд.руб. при одновременном росте расходов на 1679,2млрд.руб.

Таблица 3 Доходы и расходы Федерального бюджета РФ в 2016-2017гг

2016г

2017г

Отклонение

Млрд.руб.

%

Млрд.руб.

%

Млрд.руб.

%

1.Доходы бюджета - всего

14488,20

100

13452,7

100

-1035,50

-

В т.ч.

1.1.Налоговые и неналоговые доходы

14377,40

99,2

13218

98,3

-1159,40

-1,0

Из них:

-налоговые доходы

7912,80

54,6

8583,50

63,8

670,70

9,2

-неналоговые доходы

6464,60

44,6

4634,50

34,5

-1830,10

-10,2

1.2.Безвозмездные поступления

110,8

0,8

234,7

1,7

123,90

1,0

2.Расходы

13821,60

0,00

15500,80

0,00

1679,20

-

3. Дефицит (-), профицит (+)

666,60

100,00

-2048,10

100,00

-2714,70

-