Файл: Понятие денежной системы, генезис ее названия (Происхождение, сущность и виды денег).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях острой фазы кризиса Банк России, например, повышал ставку рефинансирования в условиях, когда все другие центральные банки ее снижали, что было вызвано необходимостью валютного регулирования. Именно такое «несовпадение» динамики ставки рефинансирование Банка России с динамикой в иных странах дало положительный эффект для России.

Во-вторых, насколько успешно может центральный банк осуществлять таргетирование инфляции, используя инструмент краткосрочных процентных ставок. Например, в 2015 г. ЕЦБ принимает решение о повышении учетной ставки в связи с ростом инфляции в марте 2015 г. до 2,6%, что превышает установленный банком менее, чем 2%-ный лимит. Повышение ставки рефинансирования Банком России в 2015 г. и неизменность ее на протяжении 2015г. и первой половины 2016 г. обусловлено также необходимостью регулирования ликвидности банковского сектора и инфляцией. Но известно, что эффекты повышения или «неизменения» процентной ставки ради достижения ценовой стабильности могут сдерживать темпы экономического развития или, если национальные финансовые институты не стремятся использовать операции рефинансирования для увеличения своей ресурсной базы, могут вообще не дать запланированных результатов. [25]

В-третьих, эксперты стран с развитыми и развивающимися рынками отмечают актуальность постановки цели достижения макрофинансовой стабильности как приоритетной цели деятельности денежного регулятора.

В-четвертых, глобализация регулирования для достижения целей стабильности денежной системы и ее устойчивого развития должна иметь характер именно монетарного регулирования, предполагающего взаимосвязь денежно- кредитного и финансового регулирования.

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики зависит от состояния денежного рынка, уровня развития и стабильности кредитной системы. Временные лаги денежно-кредитной политики длительны и слабо предсказуемы в связи с многофакторностью монетарных процессов, хотя Банк России обладает оперативной самостоятельностью в определении уровня процентных ставок, режимов рефинансирования.

Говоря о влиянии глобализации финансово-экономического регулирования на денежную систему России, нельзя не отметить и проблему формирования новых международных коллективных валют. Сегодня сформировался определенный консенсус о необходимости перехода от моновалютной к поливалютной системе, которая основана на наборе международных коллективных валют, на формировании региональных валютных зон.


Указанные проблемы и направления развития национальной денежной системы и ее отдельных сегментов приводят к обоснованию необходимости формирования единой денежной программы государства, понимаемой как система управленческих решений мер, и действий государства, которые осуществляются в целях обеспечения устойчивого, реального экономического роста, повышения покупательной способности и устойчивости национальной валюты, определенного уровня занятости населения, активизации роли финансовой и кредитной системы в реализации экономической политики инновационного экономического роста.

Для формирования эффективной денежной программы, направленной на обеспечение устойчивости всей денежной системы, необходимо принять ряд организационно-управленческих рекомендаций и предложений институциональных преобразований, следование которым представляется важным для достижения итогового позитивного результата.

В рамках единой денежной программы следует учитывать и координировать формирование и использование всех денежных, финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики с учетом тенденций ее развития и взаимодействия с мировой экономикой.

В рамках единой денежной программы разрабатывать единую монетарную политику, предполагающую тесное взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политик. Монетарную политику следует рассматривать как элемент экономической политики государства.

По-новому определить принципы этой политики как совокупности определенных государством правил воздействия субъектов денежно-кредитной и финансовой политики на ее объекты. Эти принципы должны в большей степени ориентироваться на реальный экономической рост и отражать активную роль центрального банка в достижении целей государственной экономической политики. [18]

Совершенствовать нормативную базу функционирования национальной денежной системы. В частности, представляется возможным разработать новый закон «О денежной системе Российской Федерации», где отразить произошедшие новации в денежной системе и современные направления ее развития.

Необходимо, с одной стороны, обеспечить полную операционную независимость Банка России и законодательно закрепить его ответственность за достижение ценовой стабильности, а с другой – обеспечить координацию монетарной и налогово-бюджетной политики, а также выработку единого прогноза инфляции для всех экономических регуляторов (Минэкономразвития РФ, Министерства финансов РФ, Банка России).


Не секрет, что и сегодня, и в предыдущие годы прогнозы инфляции и объяснения ее причин у Банка России и МЭРа расходились, а неравномерность осуществления бюджетных расходов Минфином зачастую подстегивала инфляцию и затрудняла работу Банка России.

На протяжении нескольких лет в России обсуждался вопрос и принято решение о создании в стране единого органа регулирования финансового рынка – мегарегулятора, но для устойчивости денежной системы важны не только надзор за состоянием ликвидности финансового рынка как единого целого, но и взаимодействие между его сегментами, обеспечение стабильности финансового сектора. Поэтому важно, чтобы мегарегулятор сформировал постоянно действующую систему независимого макроэкономического мониторинга денежной сферы, целью которого будет раннее выявление потенциальных внутренних и внешних рисков в денежно-кредитной и финансовой сферах. Эти риски вызывают неустойчивость в различных элементах национальной денежной системы, «разрушая» ее единство и, соответственно, негативно влияя на развитие всей экономической системы. Деятельность данного органа должна быть максимально прозрачной, отчеты о его заседаниях, а также разработанные прогнозы должны публиковаться в открытом доступе.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» необходимо утвердить поддержание финансовой стабильности в качестве основной задачи Банка России. При такой институциональной структуре возникают предпосылки для снижения информационной неопределенности вокруг прогноза инфляции, укрепления независимости Банка России, сокращения влияния немонетарных факторов, а также четкого раз- деления зон ответственности.

Необходимо завершить переход к свободному плаванию валютного курса, а также сделать приоритетом политики ближайших 2 лет повышение уровня монетизации ВВП за счет расширения внутреннего кредитования, для чего требуется продолжение постепенного снижения базовых ставок ЦБ РФ с сокращением спрэда процентных ставок по различным операциям ЦБ РФ. Это позволит уменьшить зависимость экономики от краткосрочных спекулятивных иностранных капиталов, увеличит финансовую глубину и устойчивость экономики к внешним шокам.

Необходимо создать благоприятные условия для развития хеджирования валютных операций, повышать финансовую дисциплину предприятий, что позволит экономике в целом менее болезненно перейти к плавающему обменному курсу. [18]

Необходимо повысить прозрачность монетарного регулирования путем обязательной публикации отчетов об отклонениях от целей по инфляции, развернутых разъяснений действия трансмиссионного механизма, а также создания единой базы данных по монетарной статистике, включая регулярную публикацию официальных прогнозов основных макроэкономических показателей. Это укрепит доверие к органу регулирования и уменьшит информационную неопределенность. Учитывая негативный опыт валютного таргетирования в России, который привел к построению спекулятивной модели экономики и высокой волатильности во время кризиса, считаем необходимым как можно скорее завершить переход к инфляционному таргетированию путем проведения ряда институциональных преобразований, а также политики, направленной на сокращение бюджетного дефицита и рост монетизации ВВП за счет внутренних факторов. [18]


Предложенная институциональная и функциональная основа государственного регулирования монетарных процессов создаст определенные возможность для обеспечения прозрачности регулирования, повысит доверие к Центральному банку Российской Федерации и в дальнейшем, будет способствовать модернизации экономики России.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1) На основе анализа различных подходов к исследованию происхождения денег доказано, что в системе российского законодательства отсутствует доктринальное определение денег как экономической, социальной или юридической категории. Прежде всего, это связано с тем, что деньги представляют собой сложный феномен в современном понимании и различными взглядами, как на сами деньги, так и на их природу, в том числе и правовую. Деньги представляют собой не просто вещь, а общепризнанный символ материального богатства.

2) Современная денежная система – сложная саморазвивающаяся интегративная система, в рамках которой организуются, регулируются различные формы денежных отношений, выступающие в практической сфере как товарно - денежные, денежно-кредитные, финансовые и платежные отношения.

3) Как свидетельствуют данные проведённого анализа, банковская система России недостаточно обеспечивает денежными средствами потребности хозяйственного оборота для инвестиций. Причинами низкого значения денежного мультипликатора в определенной мере явились избыточные (до 20%) добровольные ликвидные активы в совокупных банковских активах, а также политика Банка России поддержки неликвидных банков на основе рефинансирования. При пороговом значении коэффициента монетизации 60% (с точки зрения экономической безопасности по расчетам академика Сенчагова В.К.) фактическое значение этого показателя не превышает 50%.

4) Низкая монетизация ведет к неудовлетворению инвестиционного спроса и торможению экономического роста, усилению зависимости экономики от коротких инвестиций, завышенной цене денег в экономике, низкой капитализации банков и др. институтов финансового рынка, ухода ликвидности на внешние финансовые рынки, и т.п.

Конечно, искусственно повысить показатель монетизации невозможно. Для обеспечения его роста необходимы определенные макроэкономические предпосылки, не стимулирующие инфляционный рост, среди которых можно отметить следующие:


- рост кредитной активности банков в инновационные инвестиционные проекты;

- укрепление национальной валюты и рост депозитной базы в рублях;

- увеличение доли безналичных денег, расчетов платежными картами, денежного мультипликатора. Можно утверждать, что чем выше уровень монетизации (индикатор финансовой глубины), тем значительнее может быть капитализация рынка акций. А чем больше экономика насыщена деньгами на единицу экономического оборота, тем в большей мере она заполнена кредитами, облигациями, коммерческими бумагами, лизинговым финансированием и другими долговыми инструментами. При этом цена денег (процент) становится ниже.

Для формирования эффективной денежной системы, направленной на обеспечение устойчивости денежного обращения в России, необходимо принять ряд организационно-управленческих рекомендаций и предложений институциональных преобразований, следование которым представляется важным для достижения итогового позитивного результата.

В рамках единой денежной программы следует учитывать и координировать формирование и использование всех денежных, финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики с учетом тенденций ее развития и взаимодействия с мировой экономикой.

Совершенствовать нормативную базу функционирования национальной денежной системы. В частности, представляется возможным разработать новый закон «О денежной системе Российской Федерации», где отразить произошедшие новации в денежной системе и современные направления ее развития.

Необходимо, с одной стороны, обеспечить полную операционную независимость Банка России и законодательно закрепить его ответственность за достижение ценовой стабильности, а с другой – обеспечить координацию монетарной и налогово-бюджетной политики, а также выработку единого прогноза инфляции для всех экономических регуляторов (Минэкономразвития РФ, Министерства финансов РФ, Банка России).

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» необходимо утвердить поддержание финансовой стабильности в качестве основной задачи Банка России. При такой институциональной структуре возникают предпосылки для снижения информационной неопределенности вокруг прогноза инфляции, укрепления независимости Банка России, сокращения влияния немонетарных факторов, а также четкого раз- деления зон ответственности.

Необходимо завершить переход к свободному плаванию валютного курса, а также сделать приоритетом политики ближайших 2 лет повышение уровня монетизации ВВП за счет расширения внутреннего кредитования, для чего требуется продолжение постепенного снижения базовых ставок ЦБ РФ с сокращением спрэда процентных ставок по различным операциям ЦБ РФ. Это позволит уменьшить зависимость экономики от краткосрочных спекулятивных иностранных капиталов, увеличит финансовую глубину и устойчивость экономики к внешним шокам.