Файл: Анализ и оценка показателей оборотных активов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Экономическая сущность и состав оборотных активов предприятия

1.1 Оборотные активы

1.2 Анализ оборотных средств предприятий общественного питания

Глава 2 Особенности планирования потребности в оборотных средствах на предприятиях общественного питания на примере ресторана ООО «Хуторок»

2.1 Организационно – экономическая характеристика изучаемого предприятия

2.2 Расчет производственной программы ресторана

2.3 Расчет расхода сырья и продуктов для выполнения производственной программы

Глава 3 Мероприятия по повышению эффективности управления оборотным капиталом

3.1 Основные направления повышения эффективности управления оборотными средствами предприятия

3.2 Факторинг как мера повышения эффективности управления оборотными активами предприятия

3.3 Мероприятия, направленные на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия

Заключение

Список литературы

Коэффициент загрузки показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной (товарной продукции), показывает обеспеченность оборотными средствами:

Кз = Соб / РП (ВР) (1.5)

КЗ = 1 / Коб (1.6)

Итог: Сравнение этих показателей и коэффициентов в динамике позволяет выявить тенденции, на сколько рационально и эффективно используются оборотные средства.

Наряду с общими показателями оборачиваемости рассчитываются частные, которые позволяют провести углубленный анализ использования оборотных средств.

Эффект ускорения оборачиваемости выражается в следующем:

- сокращается потребность в оборотных средствах;

- высвобождаются ресурсы, которые используются либо для нужд производства, либо для накопления на расчетных счетах;

- улучшается платежеспособность и финансовое состояние предприятия

Чем меньше оборотных средств используется в производстве, тем лучше.

Существует два вида высвобождения оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости:

- абсолютное высвобождение – прямое уменьшение потребности в оборотных средствах для выполнения планового объема производства;

- относительное высвобождении означает, что при плановой потребности в оборотных средствах происходит (обеспечивается) перевыполнение плана производства продукции

Существует три метода (способа) расчета относительной экономии оборотных средств:

Эок = Сок.пл – Сок баз * Кр (коэффициент роста производства продукции) (1.7)

Кр = ВРпл / ВРбаз (1.8)

Эок = ВРпл * (ОБок пл – ОБок баз) / 360 (1.9)

Эок = ВРпл / Коб пл – ВРпл / Коб баз[6] (1.10)

Таким образом, эффективность использования оборотных средств предприятий, следовательно, зависит прежде всего от умения управлять ими, улучшать организацию торговли, повышать уровень коммерческой и финансовой работы. Снизить запасы товаров, материалов, сырья, топлива до оптимальных размеров можно путем их оптовой реализации или бартерных сделок, равномерного и частого завоза. Нормализации остатков товаров и денежных средств в кассе и в пути способствует ритмичное развитие розничного товарооборота. Остатки порожней тары можно минимизировать за счет своевременного ее возврата поставщикам, ускорения сдачи тарособирающим предприятиям, организации централизованного вывоза тары.

На счетах в банке должны храниться минимально необходимые суммы денежных средств, а все свободные их остатки следует перечислять в досрочное погашение полученных кредитов, вкладывать в ценные бумаги, предоставлять кредит юридическим и физическим лицам. При перерасходе средств фондов специального назначения и резервов основное внимание уделяется разработке мер по его погашению и предупреждению.


В качестве примера рассмотрим основные показатели эффективности управления оборотными активами ресторана «Хуторок».

В таблице 2.1 проведем расчет показателей, характеризующих оборачиваемость предприятия в разах, а также в днях (таблица 2.2) дадим оценку оборачиваемости относительно периодов.

Таблица 2.1

Оценка и анализ коэффициентов оборачиваемости предприятия (в разах) за 2010 – 2012 годы

Наименование показателя

2010 год

2011 год

2012 год

Изменение

2011 год к 2010 году

2012 год к 2011 году

Абс. вел.

% к началу

Абс. вел.

% к началу

Выручка от продаж, тыс. руб.

392528

413976

442384

+21 448

+5.46

+28 408

+6.86

Валюта баланса, тыс. руб.

123876

127366

131802

+3 490

+2.82

+4 436

+3.48

Коэффициент общей оборачиваемости капитала

3.17

3.25

3.35

+0.08

+2.52

+0.1

+3.07

Коэффициент закрепления оборотного капитала

0.315

0.307

0.297

-0.008

-5.08

-0.01

-3.26

Оборотные активы, тыс. руб.

103090

108348

114554

+5 258

+5.1

+6 206

+5.72

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

3.8

3.82

3.86

+0.02

+0.52

+0.04

+1.05

Коэффициент закрепления оборотных активов

0.26

0.26

0.26

-

-

-

-

Денежные средства, тыс. руб.

3 342

3 796

7 930

+454

+13.58

+4 134

+108.9

Коэффициент оборачиваемости денежных средств

117.45

109.05

55.78

-8.4

-7.15

-53.27

-48.85

Коэффициент закрепления денежных средств

0.008

0.009

0.018

+0.001

+12.5

+0.009

+100

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), тыс. руб.

34 586

36 968

38 314

+2 382

+6.88

+1 346

+3.64

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

11.35

11.2

11.54

-0.15

-1.32

+0.34

+3.03

Коэффициент закрепления дебиторской задолженности

0.088

0.09

0.087

+0.002

+2.27

-0.003

-3.33

Запасы + НДС, тыс. руб.

31 322

31 824

31 782

+502

+1.6

-42

-0.13

Коэффициент оборачиваемости запасов

11.9

12.36

13.25

+0.46

+3.86

+0.89

+7.2

Коэффициент закрепления запасов

0.084

0.08

0.075

-0.004

-4.76

-0.005

-6.25

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

68 958

67 672

69 176

-1 286

-1.86

+1 504

+2.22

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

5.7

6.12

6.4

+0.42

+7.37

+0.28

+4.58

Коэффициент закрепления кредиторской задолженности

0.175

0.163

0.156

-0.012

-6.86

-0.007

-4.3

Стоимость основных средств, тыс. руб.

19 202

17 410

15 624

-1 792

-9.33

-1 786

-10.26

Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача)

20.44

23.78

28.3

+3.34

+16.34

+4.52

+19

Коэффициент закрепления основных средств

0.05

0.042

0.035

-0.008

-16

-0.007

-16.7


Расчет показателей оборачиваемости показывает улучшение деловой активности, что является благоприятной тенденцией, предприятие имеет по всем направлениям растущие значения, исключение составляет оборачиваемость денежных средств, однако это вызвано чрезмерно высоким уровнем показателя (он в целом характеризует эффективную политику управления абсолютно ликвидными активами).

Положительным моментом также является тот факт, что оборачиваемость дебиторской задолженности имеет большую величину, то есть расчеты по ней осуществляются более активно, чем по кредиторской, что позволяет формировать резервы денежной наличности, необходимой для расчетов.

Улучшение фондоотдачи на 7.86 оборота позволяет сделать вывод о том, что оборудование используется более эффективно, что снижает потребность в дополнительном привлечении капитала, необходимом для осуществления инвестиций.

Вычислив показатели оборачиваемости статей имущества (в количестве оборотов) проведем анализ с точки зрения продолжительности оборотов по разным видам активов предприятия.

Таблица 2.2

Оценка и анализ коэффициентов оборачиваемости предприятия (в днях) за 2010 – 2012 годы

Наименование показателя

2010 год

2011 год

2012 год

Изменение

2011 год к 2010 году

2012 год к 2011 году

Абс. вел.

% к началу

Абс. вел.

% к началу

Период оборота капитала, дни

113.56

110.77

107.46

-2.79

-2.45

-3.31

-2.98

Период оборота оборотных активов, дни

94.73

94.24

93.26

-0.49

-0.5

-0.98

-1.03

Период оборота денежных средств

3.07

3.3

6.45

+0.23

+7.5

+3.15

+95.45

Период оборота дебиторской задолженности

31.72

32.14

31.2

+0.42

+1.32

-0.94

-2.92

Период оборота запасов, дни

30.25

29.12

27.17

-1.13

-3.74

-1.95

-6.7

Период оборота кредиторской задолженности, дни

63.16

58.82

56.25

-4.34

-6.87

-2.57

-4.37

Период оборота основных средств, дни

17.6

15.14

12.72

-2.46

-13.97

-2.42

-15.98

Продолжительность операционного цикла, дни

65.04

64.56

64.82

-0.48

-0.74

+0.26

+0.4

Продолжительность финансового цикла, дни

1.88

5.74

8.57

+3.86

+205.32

+2.83

+49.3


Как показывают расчеты, продолжительность операционного цикла сократилась за период 2010 – 2012 годы на 0.22 дня, что является положительным моментом, так как улучшается деловая активность, происходит высвобождение денежных средств и, как следствие, финансовое положение улучшается.

Основными поступлениями денежных средств предприятий общественного питания являются доходы от реализации (около 50%), доходы от аренды помещений (примерно 20%), доходы от проведения торжеств и праздников (около 15%), остальные 15% приходятся на кейтеринг.

Относительно расходов можно отметить, что деятельность является материалоемкой (около 45%), другую, значительную часть составляют расходы на заработную плату и социальные отчисления (около 30%), другие 25% приходятся на остальные элементы затрат (амортизация, общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

Глава 2 Особенности планирования потребности в оборотных средствах на предприятиях общественного питания на примере ресторана ООО «Хуторок»

2.1 Организационно – экономическая характеристика изучаемого предприятия

Подлинные ценители белорусской и европейской кухни отправляются в центр Москвы, где на одной из самых знаменитых улиц — Большой Никитской расположен единственный в Москве уголок белорусской земли — ресторан «Хуторок». Спокойная обстановка делает это место идеальным пристанищем для деловых встреч в течение трудового дня и по его завершении

Где как не за обедом или ужином решать важные вопросы с  солидными людьми, встречаться с друзьями, ворковать с любимой. Лучшая белорусская и европейская кухня, множество видов самых разнообразных и популярных блюд, всегда свежая рыба, морепродукты и мясо, разнообразие вкуснейших салатов. Великолепные десерты. Большой выбор итальянских и французских вин. Лучшее в Москве не фильтрованное разливное пиво — «Хуторок». К услугам зал общего пользования на 50 посадочных мест, два банкетных зала для празнования Свадеб, Юбилеев, Дней рождений и Детских праздников, приятная музыка «Песняров» и «Сябров», спокойная и уютная обстановка. Ресторан рассчитан примерно на 70 посадочных мест. Наш ресторан приятно удивит Вас разнообразием, высоким качеством и изысканностью блюд белорусской и  европейской кухни, прекрасным сервисом.

В нашем ресторане работают лауреаты международных и белорусских конкурсов — одни из лучших поваров белорусской кухни. Ежедневно кроме выходных с 11:30 до 17:00 «Бизнес ланч». По воскресением с 12:00 до 17:00 семейные обеды с детским меню. Часы работы ресторана «Хуторок» с 11:30 до 23.00.


Предприятие действует согласно форме самофинансирования.

Предприятие имеет функциональную структуру управления со следующим видом (рисунок 3.1).

Директор

Менеджер по сбыту

Менеджер по рекламе

Менеджер по производству

Горячий цех

Цех закусок

Рисунок 3.1. – Организационная структура предприятия

Данная структура имеет ряд преимуществ:

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкрет­ных функций;

- расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управле­нию производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по во­просам функциональной деятельности.

Целью создания было открытие предприятия общественного питания для предоставления услуг культурного отдыха. Директор предприятия – частный предприниматель. Составлен и утверждён устав предприятия, штатное расписание, согласно которому приняты рабочие. Укомплектовано предприятие необходимым оборудованием.

Дерево целей проектируемого заведения представлено на рисунке 3.2.

Миссия: организация высококлассного комфортного отдыха клиентов и повышение эффективности социальной политики

экономические

социальные

маркетинг

Повышение эффективности

Увеличение уровня рентабельности продукции

Создание комфортных условий труда

Внедрение новых премий

Разработка новой политики оплаты труда

Введение в практику инструментов социального обеспечения (лечение, путевки)

Завоевание определенного сегмента рынка

Увеличение ассортимента

Улучшение качества обслуживания

Рисунок 3.2 – Дерево целей развития проектируемого заведения

Как показывает схема, миссией предприятия является обеспечение высококачественного отдыха с целью увеличения количества фактических клиентов.

В связи с разработанной миссией можно выделить долгосрочные цели проектируемых заведений:

- повышение эффективности деятельности;

- создание комфортных условий труда;

- завоевание определенной доли рынка.

Из долгосрочных целей исходят тактические (краткосрочные) цели:

- повышение уровня рентабельности продукции, для чего необходимо разрабатывать новые дополнительные услуги, контролировать издержки с целью большей экономии;

- разработка новой системы оплаты труда, например, системы Ракера (то есть участие персонала в распределении прибыли), что существенно повысит уровень мотивации;