Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в ресторанном бизнесе
1.1. Особенности и основные методы управления персоналом в ресторанном бизнесе
1.2. Современный опыт управления персоналом в ресторанном бизнесе в России и за рубежом
Глава 2. Анализ управления персоналом в ресторане «Ирландский паб «О’Хара»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ресторана «Ирландский паб «О’Хара»
2.2. Оценка управления персоналом в ресторане «О’Хара»
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления персоналом в ресторане «О’Хара»
Экономические показатели работы ресторана «О’Хара»
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение |
|||
2016/2015 |
2017/2016 |
||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
||||
Выручка от продаж услуг и товаров, тыс. руб. |
91721 |
96501 |
103844 |
4780 |
106 |
7343 |
108 |
Численность персонала, чел. |
35 |
40 |
45 |
5 |
114 |
5 |
112,5 |
Выработка на 1 работающего, тыс. руб. |
2620 |
2412 |
2308 |
-208 |
92,0 |
-104 |
95,6 |
Себестоимость, тыс. руб. |
74294 |
77201 |
82037 |
2907 |
104 |
4836 |
107 |
Затраты на 1 рубль продаж, руб. |
0,81 |
0,80 |
0,79 |
-0,01 |
99 |
-0,01 |
99 |
Прибыль, тыс. руб. |
17427 |
19300 |
21807 |
1873 |
111 |
2507 |
113 |
Рентабельность, % |
19 |
20 |
21 |
1 |
- |
1 |
- |
Из данных, которые представлены в таблице 3, видно, что выручка от продаж товаров и услуг в 2017 г. в сравнении с 2016 г. возросла на 7 343 тыс. руб., что составило 108%. В 2016 г. в сравнении с 2015 г. рост выручки составил 106%.
За три анализируемых года наблюдался рост численности персонала ресторана, что представляет собой положительную сторону деятельности организации. Выручка на одного сотрудника в 2017 г. возросла на 13 %, что обусловлено, главным образом, ростом цен на услуги ресторана.
При анализе себестоимости, отметим ее рост в 2016 г. в сравнении с 2015 г. на 4%, а в 2017 в сравнении с 2016 г. на 7%. Рост себестоимости связан с постоянным ростом тарифов на услуги коммунального типа, с ростом заработной платы и увеличением цен на материалы расходного типа.
Рентабельность и прибыль представляют собой важнейшие показатели
эффективности работы организации. В 2016 г. произошел рост прибыли на
11 % и в 2017 г. на 12%, что является свидетельством правильно выбранной
стратегии работы ресторана. Уровень рентабельности в среднем растет на
1 п.п. в год.
На конец 2017 г. в ресторане работало сорок пять человек, включая директора. Средний возраст персонала предприятия составляет 31 год.
Таблица 4
Структура персонала
ресторана «О’Хара» за 2015-2017 гг.
Категория персонала |
Численность 2015 год, |
Удельный |
Численность 2016 |
Удельный |
Численность 2017 |
Удельный |
Численность персонала – всего |
35 |
100 |
40 |
100 |
45 |
100 |
Руководители |
2 |
5,7 |
2 |
5 |
2 |
4,4 |
Администраторы |
3 |
8,6 |
3 |
7,5 |
4 |
8,9 |
Официанты |
23 |
65,7 |
29 |
72,5 |
29 |
64,4 |
Повара |
3 |
8,6 |
4 |
10 |
4 |
8,9 |
Мойщики посуды |
2 |
5,7 |
2 |
5 |
2 |
4,4 |
Обслуживающий персонал |
2 |
5,7 |
2 |
5 |
2 |
4,4 |
По данным таблицы 4 видно, что число администраторов ресторана на
протяжении 3 лет практически не менялось, а вот число официантов увеличилось с 2015 по 2017 гг. на 6 человек в связи с увеличением потока клиентов. Удельный вес рабочих в общей численности персонала в 2015 г. составил 71,4%, в 2016 г. – 72,5%, в 2017 – 68,9%. А удельный вес администраторов в общей численности персонала в 2015 г. составил 8,6%, в 2016 г. – 7,5%, в 2017 – 8,9%. Численность обслуживающего персонала на протяжении рассматриваемого периода не изменялась. Удельный вес обслуживающего персонала в общей численности составил в 2015 г. 5,7%, в 2016 г. -5,0%, в 2017 г. - 4,4%.
Показатели движения персонала приведены в таблице 5. Из анализа движения персонала видно, что в 2015 г. среднесписочная численность работников составляла 35 человек, в 2016 г. – 40, а в 2017 г. – 45 человек. При этом увеличилось количество людей, принятых на работу: в 2016 г. на один человек по сравнению с 2015 г., но в 2017 г. уменьшилось на один человек по сравнению с 2016 г.
Таблица 5
Движение персонала ресторана «О’Хара»
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение |
|||
2016/2015 |
2017/2016 |
||||||
Абс. +/- |
Отн. % |
Абс. +/- |
Отн. % |
||||
Среднесписочная численность персонала, чел. |
35 |
40 |
45 |
5 |
114,3 |
5 |
112,5 |
Количество принятого на работу персонала, чел |
7 |
8 |
7 |
1 |
114,3 |
-1 |
87,5 |
Количество уволившихся, чел. |
4 |
3 |
2 |
-1 |
75,0 |
-1 |
66,7 |
Количество уволившихся по |
3 |
2 |
2 |
-1 |
66,7 |
0 |
100,0 |
Количество уволившихся по |
1 |
1 |
0 |
0 |
100,0 |
-1 |
0 |
Количество работников проработавших весь год, чел. |
24 |
29 |
32 |
5 |
120,8 |
3 |
110,3 |
Коэффициенты оборота: |
|||||||
по приему |
0,2 |
0,2 |
0,16 |
0,0 |
100 |
-0,04 |
77,78 |
по выбытию |
0,1 |
0,1 |
0,04 |
0,0 |
65,63 |
-0,03 |
59,26 |
Коэффициент текучести, в том числе: |
|||||||
по собственному желанию |
0,1 |
0,1 |
0,04 |
0,0 |
58,33 |
-0,01 |
88,89 |
по решению администрации |
0,0 |
0,03 |
0,00 |
0,0 |
|||
Коэффициент постоянства в кадрах |
0,7 |
0,7 |
0,71 |
0,0 |
87,50 |
-0,03 |
0,00 |
Также можно сделать вывод, что в ресторане уделяется большое внимание трудовой дисциплине. Об этом говорит тот факт, что в 2017 г. не было уволено ни одного работника за нарушение дисциплины.
2.2. Оценка управления персоналом в ресторане «О’Хара»
Обязанности управления персоналом в ресторане возложены на управляющего.
Поступая на работу, человек преследует конкретные цели, потребности и нормы поведения. В соответствии с запросами, каждый сотрудник составляет определенные требования к предприятию, к условиям своего труда и мотивации. Вновь поступивший работник вступает в систему внутриорганизационных отношений, где занимает в ней определенное место. Каждая позиция соответствует комплексу определенных требований, норм, правил поведения, которые определяют социальную роль личности в коллективе как сотрудника, коллеги, подчиненного. От человека, который занимает каждую из названных позиций, ожидается соответствующее поведение.
Адаптация нового сотрудника в ресторане представляет собой многосторонний процесс его привыкания к данной социальной среде, к содержанию и условиям трудовой деятельности. Также предполагается совершенствование деловых и личных качеств вновь поступившего персонала. Данный процесс требует, как от сотрудника, так и от коллектива взаимной заинтересованности друг в друге и активности. В ресторане разработана программа адаптации персонала, план и график проведения мероприятий.
Программа адаптации персонала в ресторане включает в себя этапы:
Ознакомление. То есть знакомство с особенностями данного предприятия индустрии питания, также включение его в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративной этикой, правилами поведения, корпоративными особенностями коммуникации. Существующая программа адаптации включает небольшой ряд лекций и практикумов: это может быть и работа с определенным оборудованием или на определенном рабочем месте. В обязательном порядке производятся инструктаж по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности. Управляющий проводит ознакомление нового сотрудника с рестораном, его историей, условиями труда и правилами, а также кадровой политикой. Новичку объясняются задачи и требования, которые предъявляются к работе, сотрудника вводят в рабочую среду предприятия.
Проводится знакомство нового сотрудника на практике со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются. Также поощряется помощь со стороны опытного персонала новому сотруднику. В роли наставников выступают опытные работники. Наставник помогает новому сотруднику влиться в коллектив, передает собственный опыт, помогает понять корпоративную культуру и лучше освоить свои профессиональные обязанности. На наставника возлагается основная часть работы по организационной и профессиональной адаптации нового работника. Сделать эту обязанность привлекательной для опытных работников помогают надбавки за обучение новых сотрудников, размер которых оговорен в Положении о наставничестве.
Функционирование. Этим этапом в ресторане «О’Хара» завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к постоянной и продуктивной работе.
В ресторане четко сформулированы миссия, стратегия и цели, ориентированные на клиентов, а также на эффективность и качество обслуживания и на развитие персонала. Присутствует ориентация, в целом, на клиента и результат. Так же необходимо отметить и тот факт, полученный в результате анкетирования, что не весь персонал имеет четкое представление о миссии, целях и стратегии предприятия. Это во многом происходит из-за отсутствия корпоративного кодекса, как нормативного документа.
Социально-психологический климат ресторана изучался посредством анкеты. В ней были отражены разные аспекты отношений производственного типа. Их было предложено оценить в соответствии с пятибалльной шкалой. Пять баллов присваивается, если показатель является явно выраженным. 0 баллов присваивается, если показателя нет. В результате получены данные, представленные на рис. 4.
Рисунок 4. Социально-психологический климат в ресторане
Восприятие отношений производственного типа в ресторане «О’Хара» в целом оценивается в 3,9 балла. Это является соответствующим уровню выше среднего.
Оценки отношения работников к содержанию деятельности трудового типа варьируются от 2,9 до 4,7 баллов. Максимальный показатель имеет характер адаптации новых работников в коллективе – 4,7 балла.
Уровень дохода работниками оценивается невысоко – 3,7 балла.
Степень удовлетворенности работой руководителя высокая и составляет 4,3 балла.
Самое выраженное позитивное качество, которое характеризует социально-психологический климат ресторана, это эмоциональное отношение работников друг к другу. Оценка составляет 4,6 балла.