Файл: Метод STEM для зaдaчи принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Механистический тип:
  • консервативная, строгая структура;
  • максимально четко определены и стандартизованы задачи;
  • сопротивление меняющейся среде;
  • власть проистекает из иерархии уровней в организации;
  • иерархическая система контроля;
  • командный тип коммуникаций, то есть «сверху вниз»;
  • содержание коммуникаций: принятые руководством решения, приказы, распоряжения.
  1. Органический тип:
  • адаптивная структура;
  • динамичные, не жестко определенные задачи;
  • готовность к изменениям;
  • власть базируется на компетености и эмпирике;
  • самоконтроль и контроль коллег и членов команды;
  • многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные);
  • содержание коммуникаций: информация и советы.

Каждый из типов имеет определенные «за» и используется в зависимости от того, как динамичны перемены во внешней среде организации.

Конкретное управление работой организации - это процесс взаимосвязанных поступков по формированию и применению ресурсов организации для заслуги поставленных перед ней целей. В данной взаимосвязи целенаправленно кроме того припомнить концептуальные модели становления человеческого сообщества в целом.

В частности, органическая модель предполагает, что человеческое сообщество развивается по законам, недалёким к законам становления живого организма, в каком любой орган играет некую роль, а все органы образуют взаимозависимую текстуру.

Согласно этой концепции, каждая часть социума выполняет свою функцию, и чем больше они различаются, тем менее они являются взаимозаменимыми.

Процессная же модель общества предполагает, что общество развивается как неизменный процесс соединений и разъединений, слияний и поглощений, определяющих формат общества. Из этого следует, что сообщество не классифицируется стабильным и каждый день подвергается переменам, адаптируясь к переменам внутренней и внешней среды.

Неорганическая модель общества предполагает выявление и объединение положительных и отрицательных качеств различных частей общества в единое органическое целое.

Более конструктивными представляются целевая и проблемная модели. Согласно этим моделям, главным направлением деятельности организации является достижение целей, стоящих перед ней, и решение проблем, обеспечивающих, с одной стороны, достижение целей, а с другой - устойчивое развитие и выживание организации.


Глава 2. Процесс принятия управленческих решений

2.1. Основные подходы к принятию управленческих решений

В сегодняшний день экономическая обстановка, в силу своей нестабильности и подвижности, требует новых методов управления, соответствующих уровню современных организаций. Это определяет неизбежность овладения каждым специалистом в области управления теоретическими знаниями и практическими навыками разработки управленческих решений.

К определению понятия «управленческие решения» существуют различные подходы:

  1. в психологии – способ решения проблемы с учетом психологических компонентов личности – цели, оценки, мотивов, установок;
  2. с математических позиций -это выбор из множества альтернатив наиболее оптимальной;
  3. в философии - процесс и результат выбора цели и способа действий;
  4. в экономике - акт и результат выбора;
  5. в менеджменте - это сознательный выбор, результат конкретной управленческой деятельности менеджера. [13, c. 185]

Принятие решений является основой управления. Фабрикация и принятие решений – это созидательный процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  1. выработку и постановку цели;
  2. изучение проблемы на основе получаемой информации;
  3. выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  4. обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы;
  5. выбор и формулирование оптимального решения;
  6. принятие решения;
  7. конкретизацию решения для его исполнителей. [13, c. 186]

Процесс управления организациями носит циклический характер (рис. 2.1.):

Рис. 2.1. Процесс управления организацией.

Вполне возможно заявить, что это управленческие деяния, что производятся в явной последовательности с этапа конкретизации трудности до эпизода её разрешения. Так как сложность организаций и нрав работы, масштабы выдвигают свежие трудности, управленческий цикл повторяется постоянно.

Отсюда, центральным звеном управления считается управленческое решение. Все стадии и операции, предшествующие управленческим решениям, ориентированы на обеспечивание более приемлемой программы деятельности коллектива по решению назревшей проблемы. Значение управленческого решения проявляется в его основных функциях:


  1. направляющая – отражает необходимость учета долгосрочной стратегии развития организации, которая проявляется в конкретных плановых задачах;
  2. координирующая – необходимость согласования действий для реализации качественных решений в установленные сроки;
  3. мотивирующая – реализуется через систему организационных воздействий, экономических стимулов, социальных оценок (методы управления).

Рекуперация указанных функций в процессе подготовки и реализации решений определяет его полезное действие и качество, способность организации добиваться поставленных целей.

Существуют следующие подходы к принятию управленческих решений:

1. Интуитивный — решение принимается на основе ощущения, без анализа всех «за» и «против». Словно правило, интуиция развивается совместно с приобретением опыта. У разных людей это чувство выражено в большей или меньшей степени. Но, как показывает статистика, шансы сего подхода на верный выбор в принятии решения невысоки. Надлежит подкрепить свою интуицию другими подходами к принятию решений.

2. Основанный на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Логика этих решений просматривается нетвердо, во всяком случае, достоинством этого подхода является скорость и общедоступность процесса выбора альтернатив. Используя навыки и опыт, опираясь на здравый смысл, управленец выбирает тот вариант, который приносил максимальный успех в аналогичной ситуации ранее. Если же в прошлом опыте руководителя не было аналогичной ситуации, то данный подход, как правило, не срабатывает.

3. Рациональный — не зависит от прошлого опыта и обосновывается аналитически. Рациональное решение какой-либо проблемы проходит несколько стадий:

  • диагностика проблемы;
  • формулировка ограничений и критериев для принятия решений;
  • выявление альтернатив;
  • оценка альтернатив;
  • окончательный выбор.

Диагностика проблемы - это осознание и установление «симптомов» текущих обстоятельств. В частности, учреждение не получает прибыли по результатам своей производственно-хозяйственной деятельности; затраты производства перекрывают цену спроса на продукцию; в организации критический морально-психологический климат; увеличивается процент текучести кадров. На основе «симптомов» на этой стадии формулируется проблема в общем виде. Например, в данном примере «корнем зла» являются высокие издержки, поэтому проблему можно сформулировать так: «Снизить издержки производства на продукцию» (то есть существует проблема снижения издержек).


Впоследствии этого менеджеру требуется установить суть ограничений, зависящих от него самого и от конкретной ситуации. Факторами, которые ограничивают потенциал принятия решений, могут являться: недостаток ресурсов и финансовых средств; низкий степень квалификации рабочих; недостаток необходимой техники и прогрессивных технологий; этические соображения. В продолжении примера таким ограничением может оказываться дефицит высокопроизводительной техники и прогрессивных технологий.

После чего вырабатываются критерии принятия решений: экономичность, надежность, дизайн и так далее. В данном примере критерием принятия решения может быть максимальная экономичность ресурсов (применение ресурсосберегающих технологий).

В след за определения критериев выдвигаются альтернативные решения. В данном примере, учитывая возможности организации, можно предположить несколько вариантов ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих снижение издержек производства.

На последних этапах рационального подхода к принятию управленческого решения необходимо сделать оценку альтернативных решений, осуществить выбор. В приведенном примере следует рассчитать снижение издержек производства в результате внедрения в производство альтернативных вариантов новых технологий (двух или более), определить затраты на их внедрение, рассчитать сроки окупаемости этих затрат.

Принципиально новым подходом к принятию управленческих решений относится соблюдение принципа консенсуса (результата согласования спорных вопросов и различных мнений в процессе выработки решений). Консенсус достигается путем обсуждений и консультаций, а также путем применения различных методик рационализации выдвигаемых вариантов (альтернатив).

2.2. Анализ и принятие управленческих решений

В условиях неполноты информации по изучаемой проблеме, невозможности все строго рассчитать и проанализировать, а также множественности мнений о целях, критериях их предпочтительности и тому подоное может не существовать единого, лучшего решения. В критериях рыночной экономики ступень неопределенности финансового поведения субъектов рынка довольно высока. В этой связи грандиозное фактическое значение получают способы многообещающего анализа, как скоро необходимо брать на себя управленческие решения, расценивая вероятные ситуации и выбирая из нескольких других разновидностей.


Теоретически существует 4 типа ситуаций, в которых необходимо проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне предприятия: в условиях определенности, риска, неопределенности, конфликта. Рассмотрим каждый из этих случаев.

Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности. Это самый простой случай: известно количество возможных вариантов вариантов развития и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов. Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов. Рассмотрим две возможные ситуации:

а) Имеется два допустимых варианта: в данном случае аналитик должен выбрать (или рекомендовать к выбору) один из двух возможных вариантов. Последовательность действий здесь следующая:

  • определяется критерий, на основании будет делаться выборка;
  • методом «прямого счета» исчисляются значения критерия для сравниваемых вариантов;
  • вариант с лучшим значением критерия рекомендуется к отбору.

б) Число альтернативных вариантов больше двух:

Процедурная сторона анализа значительно усугубляется в следствии множественности разновидностей, техника «прямого счета» в такой ситуации фактически не применима. Более комфортный вычислительный агрегат - способы рационального программирования (при таком варианте данный термин означает «проектирование»). Данных способов большое количество (линейное, нелинейное, динамическое и так далее), хотя на практике в финансовых изысканиях условную знаменитость возымело только линейное программирование. Например, обширно знаменита автотранспортная проблема, решаемая способами линейного программирования.

При проведении анализа в критериях определенности имеют все шансы успешно использовать приемы машинного имитирования, дозволяющие множественные расчеты на ЭВМ. Другими словами, строится имитационная модель объекта либо процесса (компьютерная программа), имеющая установленное число факторов и переменных, значения которых в всевозможных композициях подвергается варьированию. Следовательно, машинное имитирование - это опыт, хоть и не в настоящих, а синтетических критериях. По итогам данного опыта отбирается один либо несколько разновидностей, являющихся базисными для принятия конечного решения на базе дополнительных формальных и неформальных критериев.

Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска. Такое положение вещей встречается на практике чаще всего. Тут пользуются вероятностным раскладом, предполагающим моделирование вероятных исходов и присвоение им вероятностей. При этом пользуются: