Файл: Авторитет педагога как фактор успешности спортивной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Современная государственная политика Российской Федерации приоритетным направлением в образовании подрастающего поколения видит воспитательную деятельность. Воспитательная деятельность, в свою очередь, может реализовываться в различных направлениях, одно из которых – физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.

Значение физической культуры и спорта в жизни человека бесспорно, они являются залогом укрепления и сохранения здоровья. При этом речь идет не только о здоровье физическом, но и о психическом, ведь взаимосвязь данных систем неоднократно доказана. Как известно, люди, регулярно занимающиеся спортом, гораздо реже болеют, лучше семя чувствуют и имеют большую продолжительность жизни. Те же, кто ведет малоподвижный образ жизни, в большей степени подвержены болезням, обладают сниженным иммунитетом, больше подвержены стрессам и в целом чувствуют себя хуже.

В современном мире с резким снижением активности населения значение спорта только возрастает. Государство заинтересовано в поддержании и укреплении здоровья населения, о которого зависит будущее страны, поэтому в последнее время место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Это проявляется в увеличении количества массовых спортивных соревнований для детей и молодежи как в регионах, так и на федеральном уровне, в создании благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, в обустройстве спортивными сооружениями дворов и микрорайонов, мест отдыха и др.

Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.

В образовательной системе также возросло значение спортивного направления. Большое внимание уделяют занятиям по физической культуре как на уроках, во внеурочной деятельности, так и на занятиях по дополнительному образованию.

В научном мире педагогическую деятельность и личность педагога рассматривали Е.П. Ильин, Е.Ф. Сивашинская, А.В. Станкевич, С.М. Горбачева и др. Состояние физической культуры и спорта в современной России описывали Е. Ширяева, Л.Н. Слепова, Т.Н. Хаирова, Л.Б. Дижонова, Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов и др. Особенности преподавания данных дисциплин изучали Д.С. Алхасов, Е.С. Борисенкова, Л.Н. Коваль, М.П. Мухина и др. Личность педагога физической культуры и спорта, ее авторитет рассматривали Е.П. Ильин, Станкевич А. В., Горбачева С. М., Долматов В. П., Сычёв Ю. В., Подлузская О. М., Евстафьева С. А. и др. Однако исследований влияния авторитета педагога на успешность спортивной деятельности учеников на достаточный момент недостаточно.


Цель представленного исследования – оценить влияние авторитета педагога на успешность спортивной деятельности обучающихся.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику деятельности педагога в сере физической культуры и спорта
  2. Представить теоретическое обоснование зависимости успешности спортивной деятельности обучающихся от личностных и профессиональных особенностей педагога (в том числе от его авторитета)
  3. Организовать и провести эмпирическое исследование зависимости успешности спортивной деятельности от авторитета педагога
  4. Описать результаты эмпирического исследования

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что ученики, которые более высоко оценивают уровень авторитета своего педагога, оказываются более успешными в спортивной деятельности.

Представленная работа состоит из введения, заключения, двух глав, четырех разделов и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первая глава данного исследования является теоретической, она раскрывает содержание основных используемых в ней понятий – спортивная деятельность, успешность спортивной деятельности, педагог, авторитет, авторитет педагога. В первом разделе дается характеристика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта. Второй раздел посвящен научно-теоретическим обоснованиям зависимости успешности спортивной деятельности от авторитета педагога.

1.1 Характеристика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта

Перед тем, как перейти непосредственно к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, необходимо определиться с понятиями «деятельность» и «педагогическая деятельность». Итак, «деятельность — это регулируемая сознанием психическая и двигательная активность человека, вызванная социально значимыми мотивами и направленная на достижение общественно значимых целей»[1]. Педагогическая деятельность вполне соответствует представленной дефиниции. Согласно одному из существующих определений, педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе[2].


Другое определение рассматриваемому понятию включает акцент на особое значение педагога в выполняемой им деятельности: «педагогическая деятельность — есть особый вид общественно полезной деятельности в которой достижение результата зависит от характера отношений между участниками. Решающее значение в успешном решении ответственных задач обучения и воспитания имеют личностные качества педагога, его нравственные позиции, профессиональное мастерство».[3]

Как известно, педагогической деятельностью могут заниматься непрофессионалы, например, родители, производственные группы, средства массовой информации и др. Профессиональной педагогической деятельностью же занимаются специалисты специальных образовательных учреждений.

Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

Субъекты педагогической деятельности, то есть те, кто ее выполняют, — это педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объекты – те, на кого она направлена, кого воспитывают, формируют как личность. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. 

Общая цель педагогической деятельности – приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности[4].

Перед педагогом физической культуры и спорта стоит та же цель, которой он добивается средствами физкультурно-спортивной деятельности. Решение этой сложной задачи требует высокого уровня компетентности учителя.

Цель физического воспитания – способствовать развитию физических и психических качеств обучающегося, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные. Рассмотрим их подробнее.

  • Воспитательные функции реализуются через развитие у обучающихся нравственных и идейных взглядов.
  • Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче обучающимся специальных знаний и умений.
  • Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков и внеурочной деятельности (занятия в спортивных секциях, кружках, спортивные соревнования и т.п.) и в управлении всей спортивной деятельностью обучающихся.
  • Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть обучающиеся. При этом, осуществляя контроль за темпами реального развития детей, необходимо вносить коррективы в план работы. Особая роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Готовить материал для занятия необходимо с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей детей, специфики группы и с задачами урока. Все это находит отражение в конспекте урока. Кроме того, важно внести в конспект информацию о системе, содержании и последовательности собственных действий учителя, а также о приемах для повышения активности обучающихся на уроке.
  • Административно-хозяйственные функции учителя физической культуры многообразны. Учителю необходимо заботиться о материальном обеспечении процесса физического воспитания:

- приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря,

- создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок,

- обеспечение туристических походов и многое другое[5].

Помимо педагогов физической культуры в образовательных учреждениях к педагогам в данной сфере относят тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов, методистов. Их деятельность по сравнению с общепедагогической имеет некоторые особенности. Рассмотрим особенности деятельности спортивного тренера:

  • Тренер играет ведущую роль в воздействии на личность занимающегося. Он проводит с учениками много времени, лучше знает их возможности, их особенности, понимает их у может на них повлиять. Эта особенность предъявляет высокие требования как к профессионализму, так и к личности спортивного педагога.
  • Тренер несет большую ответственность за физическое, психологическое, моральное благополучие подопечных. Он взаимодействует с учениками не только во время тренировок, но и на учебно-тренировочных сборах, во время спортивных соревнований на выезде. В связи с этим тренер должен играть: на ранних этапах – роль опекуна (замещает родителей); на более поздних этапах – роль наставника; на этапе спорта высших достижений – роль руководителя.
  • Успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров взаимодействовать со своими воспитанниками. Отношение ученика к тренеру во многом связано с ростом его результатов, поэтому тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае они всегда могут уйти к другому тренеру.
  • Еще одной особенностью тренерской деятельности является повышенная стрессогенность, приводящая к значительным нервным перегрузкам. Высокую стрессогенность деятельности тренера обусловливают следующие факторы: нерегламентируемый характер деятельности, ее осуществление в нестандартных малокомфортных условиях (во время выездов), необходимость агитировать новых учеников и удерживать уже имеющихся, необходимость прогнозировать спортивные достижения учащихся, возможность получения травм учениками и т.д.

Таким образом, деятельность тренера и педагога в области физической культуры и спорта обладает как сходствами с общепедагогической деятельностью, так и своими отличительными чертами.

Тенденции развития современного физкультурного образования согласуются с общеобразовательными реформами, направленными на повышение качества образования в стране. При этом «качество» включает все основные функции и направления деятельности образовательных организаций физической культуры, спорта и туризма: качество преподавания, подготовки и исследований, качество персонала и программ, качество обучения как результат совместной деятельности обучающего и обучающихся.


Успешное развитие сферы физической культуры и спорта во многом зависит от обеспеченности ее квалифицированными специалистами[6]. Успешность спортивной деятельности учеников во многом зависит от личности и профессионализма педагогов, от их профессиональной компетентности, от характера взаимоотношений с учащимися.

Большое значение имеет стиль работы педагога-тренера с учеником или группой учеников. Он определяет, каким образом он выстраивает техническую и тактическую подготовку спортсменов, какие технологии организации тренировочного и соревновательного процесса использует, какие методы для поддержания дисциплины спортсменов применяет, а также какую роль он отводит своим подопечным в принятии решений. Социально-психологические аспекты деятельности тренера фокусируются на стиле управления спортсменами, на устойчивой системе методов и средств, приемов общения со спортсменами.

Исследователи в области управления в сфере физической культуры и спорта обычно выделяют три основных стиля руководства педагога-тренера: авторитарный, демократический и либеральный[7].

Авторитарный стиль предполагает четкое разграничение ролей – тренер командует, спортсмены подчиняются. Все решения лежат на тренере, так как он более опытный и знающий. Команда или отельный спортсмен слушают его, подчиняются и выполняют все указания.

Демократический (совместный) стиль руководства предполагает большую активность и самостоятельность спортсменов. Считается, что этот стиль, по сравнению с авторитарным, более приемлемый и эффективный. Однако к такому стилю следует прибегать, когда этого позволяет специфика группы и благоприятное стечение обстоятельств. Высказываются мнения о предпочтительности для спортсменов высокой квалификации демократического стиля управления, причем, по мнению спортсменов, с ростом организованности, сплоченности коллектива демократичность должна увеличиваться в гораздо большей степени, чем считают тренеры. Управление командой должно быть демократичным, воспитывающим в спортсмене взаимное доверие, веру в общее дело, и это создает в команде дух сотрудничества и братства.

Либеральный (соглашательский) стиль предполагает минимальное вмешательство тренера во внутреннюю жизнь спортсмена или команды. Он дает достаточно общие указания и инструкции, обеспечивает минимальное руководство группой, занимается дисциплиной только при необходимости. Тренер предпочитает принимать насколько возможно меньшее количество решений и различных указаний[8].