Файл: Авторитет педагога как фактор успешности спортивной деятельности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Современная государственная политика Российской Федерации приоритетным направлением в образовании подрастающего поколения видит воспитательную деятельность. Воспитательная деятельность, в свою очередь, может реализовываться в различных направлениях, одно из которых – физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.
Значение физической культуры и спорта в жизни человека бесспорно, они являются залогом укрепления и сохранения здоровья. При этом речь идет не только о здоровье физическом, но и о психическом, ведь взаимосвязь данных систем неоднократно доказана. Как известно, люди, регулярно занимающиеся спортом, гораздо реже болеют, лучше семя чувствуют и имеют большую продолжительность жизни. Те же, кто ведет малоподвижный образ жизни, в большей степени подвержены болезням, обладают сниженным иммунитетом, больше подвержены стрессам и в целом чувствуют себя хуже.
В современном мире с резким снижением активности населения значение спорта только возрастает. Государство заинтересовано в поддержании и укреплении здоровья населения, о которого зависит будущее страны, поэтому в последнее время место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Это проявляется в увеличении количества массовых спортивных соревнований для детей и молодежи как в регионах, так и на федеральном уровне, в создании благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, в обустройстве спортивными сооружениями дворов и микрорайонов, мест отдыха и др.
Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.
В образовательной системе также возросло значение спортивного направления. Большое внимание уделяют занятиям по физической культуре как на уроках, во внеурочной деятельности, так и на занятиях по дополнительному образованию.
В научном мире педагогическую деятельность и личность педагога рассматривали Е.П. Ильин, Е.Ф. Сивашинская, А.В. Станкевич, С.М. Горбачева и др. Состояние физической культуры и спорта в современной России описывали Е. Ширяева, Л.Н. Слепова, Т.Н. Хаирова, Л.Б. Дижонова, Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов и др. Особенности преподавания данных дисциплин изучали Д.С. Алхасов, Е.С. Борисенкова, Л.Н. Коваль, М.П. Мухина и др. Личность педагога физической культуры и спорта, ее авторитет рассматривали Е.П. Ильин, Станкевич А. В., Горбачева С. М., Долматов В. П., Сычёв Ю. В., Подлузская О. М., Евстафьева С. А. и др. Однако исследований влияния авторитета педагога на успешность спортивной деятельности учеников на достаточный момент недостаточно.
Цель представленного исследования – оценить влияние авторитета педагога на успешность спортивной деятельности обучающихся.
Задачи исследования:
- Дать характеристику деятельности педагога в сере физической культуры и спорта
- Представить теоретическое обоснование зависимости успешности спортивной деятельности обучающихся от личностных и профессиональных особенностей педагога (в том числе от его авторитета)
- Организовать и провести эмпирическое исследование зависимости успешности спортивной деятельности от авторитета педагога
- Описать результаты эмпирического исследования
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что ученики, которые более высоко оценивают уровень авторитета своего педагога, оказываются более успешными в спортивной деятельности.
Представленная работа состоит из введения, заключения, двух глав, четырех разделов и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первая глава данного исследования является теоретической, она раскрывает содержание основных используемых в ней понятий – спортивная деятельность, успешность спортивной деятельности, педагог, авторитет, авторитет педагога. В первом разделе дается характеристика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта. Второй раздел посвящен научно-теоретическим обоснованиям зависимости успешности спортивной деятельности от авторитета педагога.
1.1 Характеристика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта
Перед тем, как перейти непосредственно к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, необходимо определиться с понятиями «деятельность» и «педагогическая деятельность». Итак, «деятельность — это регулируемая сознанием психическая и двигательная активность человека, вызванная социально значимыми мотивами и направленная на достижение общественно значимых целей»[1]. Педагогическая деятельность вполне соответствует представленной дефиниции. Согласно одному из существующих определений, педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе[2].
Другое определение рассматриваемому понятию включает акцент на особое значение педагога в выполняемой им деятельности: «педагогическая деятельность — есть особый вид общественно полезной деятельности в которой достижение результата зависит от характера отношений между участниками. Решающее значение в успешном решении ответственных задач обучения и воспитания имеют личностные качества педагога, его нравственные позиции, профессиональное мастерство».[3]
Как известно, педагогической деятельностью могут заниматься непрофессионалы, например, родители, производственные группы, средства массовой информации и др. Профессиональной педагогической деятельностью же занимаются специалисты специальных образовательных учреждений.
Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.
Субъекты педагогической деятельности, то есть те, кто ее выполняют, — это педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объекты – те, на кого она направлена, кого воспитывают, формируют как личность. Объект педагогической деятельности сам является субъектом.
Общая цель педагогической деятельности – приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности[4].
Перед педагогом физической культуры и спорта стоит та же цель, которой он добивается средствами физкультурно-спортивной деятельности. Решение этой сложной задачи требует высокого уровня компетентности учителя.
Цель физического воспитания – способствовать развитию физических и психических качеств обучающегося, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные. Рассмотрим их подробнее.
- Воспитательные функции реализуются через развитие у обучающихся нравственных и идейных взглядов.
- Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче обучающимся специальных знаний и умений.
- Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков и внеурочной деятельности (занятия в спортивных секциях, кружках, спортивные соревнования и т.п.) и в управлении всей спортивной деятельностью обучающихся.
- Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть обучающиеся. При этом, осуществляя контроль за темпами реального развития детей, необходимо вносить коррективы в план работы. Особая роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Готовить материал для занятия необходимо с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей детей, специфики группы и с задачами урока. Все это находит отражение в конспекте урока. Кроме того, важно внести в конспект информацию о системе, содержании и последовательности собственных действий учителя, а также о приемах для повышения активности обучающихся на уроке.
- Административно-хозяйственные функции учителя физической культуры многообразны. Учителю необходимо заботиться о материальном обеспечении процесса физического воспитания:
- приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря,
- создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок,
- обеспечение туристических походов и многое другое[5].
Помимо педагогов физической культуры в образовательных учреждениях к педагогам в данной сфере относят тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов, методистов. Их деятельность по сравнению с общепедагогической имеет некоторые особенности. Рассмотрим особенности деятельности спортивного тренера:
- Тренер играет ведущую роль в воздействии на личность занимающегося. Он проводит с учениками много времени, лучше знает их возможности, их особенности, понимает их у может на них повлиять. Эта особенность предъявляет высокие требования как к профессионализму, так и к личности спортивного педагога.
- Тренер несет большую ответственность за физическое, психологическое, моральное благополучие подопечных. Он взаимодействует с учениками не только во время тренировок, но и на учебно-тренировочных сборах, во время спортивных соревнований на выезде. В связи с этим тренер должен играть: на ранних этапах – роль опекуна (замещает родителей); на более поздних этапах – роль наставника; на этапе спорта высших достижений – роль руководителя.
- Успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров взаимодействовать со своими воспитанниками. Отношение ученика к тренеру во многом связано с ростом его результатов, поэтому тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае они всегда могут уйти к другому тренеру.
- Еще одной особенностью тренерской деятельности является повышенная стрессогенность, приводящая к значительным нервным перегрузкам. Высокую стрессогенность деятельности тренера обусловливают следующие факторы: нерегламентируемый характер деятельности, ее осуществление в нестандартных малокомфортных условиях (во время выездов), необходимость агитировать новых учеников и удерживать уже имеющихся, необходимость прогнозировать спортивные достижения учащихся, возможность получения травм учениками и т.д.
Таким образом, деятельность тренера и педагога в области физической культуры и спорта обладает как сходствами с общепедагогической деятельностью, так и своими отличительными чертами.
Тенденции развития современного физкультурного образования согласуются с общеобразовательными реформами, направленными на повышение качества образования в стране. При этом «качество» включает все основные функции и направления деятельности образовательных организаций физической культуры, спорта и туризма: качество преподавания, подготовки и исследований, качество персонала и программ, качество обучения как результат совместной деятельности обучающего и обучающихся.
Успешное развитие сферы физической культуры и спорта во многом зависит от обеспеченности ее квалифицированными специалистами[6]. Успешность спортивной деятельности учеников во многом зависит от личности и профессионализма педагогов, от их профессиональной компетентности, от характера взаимоотношений с учащимися.
Большое значение имеет стиль работы педагога-тренера с учеником или группой учеников. Он определяет, каким образом он выстраивает техническую и тактическую подготовку спортсменов, какие технологии организации тренировочного и соревновательного процесса использует, какие методы для поддержания дисциплины спортсменов применяет, а также какую роль он отводит своим подопечным в принятии решений. Социально-психологические аспекты деятельности тренера фокусируются на стиле управления спортсменами, на устойчивой системе методов и средств, приемов общения со спортсменами.
Исследователи в области управления в сфере физической культуры и спорта обычно выделяют три основных стиля руководства педагога-тренера: авторитарный, демократический и либеральный[7].
Авторитарный стиль предполагает четкое разграничение ролей – тренер командует, спортсмены подчиняются. Все решения лежат на тренере, так как он более опытный и знающий. Команда или отельный спортсмен слушают его, подчиняются и выполняют все указания.
Демократический (совместный) стиль руководства предполагает большую активность и самостоятельность спортсменов. Считается, что этот стиль, по сравнению с авторитарным, более приемлемый и эффективный. Однако к такому стилю следует прибегать, когда этого позволяет специфика группы и благоприятное стечение обстоятельств. Высказываются мнения о предпочтительности для спортсменов высокой квалификации демократического стиля управления, причем, по мнению спортсменов, с ростом организованности, сплоченности коллектива демократичность должна увеличиваться в гораздо большей степени, чем считают тренеры. Управление командой должно быть демократичным, воспитывающим в спортсмене взаимное доверие, веру в общее дело, и это создает в команде дух сотрудничества и братства.
Либеральный (соглашательский) стиль предполагает минимальное вмешательство тренера во внутреннюю жизнь спортсмена или команды. Он дает достаточно общие указания и инструкции, обеспечивает минимальное руководство группой, занимается дисциплиной только при необходимости. Тренер предпочитает принимать насколько возможно меньшее количество решений и различных указаний[8].