Файл: Авторитет педагога как фактор успешности спортивной деятельности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
Подавляющий учитель создает для учеников тяжелую стрессовую обстановку, в которой ученики чувствуют себя небезопасно, тревожно и не могут полноценно воспринимать учебный материал. Кроме того, такая обстановка благоприятна для возникновения в коллективе травли отдельных учеников, ведь сам педагог провоцирует высмеивание и подчеркивание слабых сторон учащихся.
Педагог, предпочитающий держаться на расстоянии от учеников, часто ощущает свою внутреннюю неуверенность перед ними. Подчеркивание своей значительности помогает ему «обрести опору», стать увереннее.
Неуверенность также часто является причиной панибратских отношений молодых педагогов с учениками. Опасаясь того, что ученики не будут их слушаться, ответят грубо, педагоги предпочитают вести себя мягко, мало требовать, закрывать глаза на неподобающее поведение.
В данной работе нас интересует именно истинный авторитет, завоеванный педагогом благодаря своему профессиональному мастерству и умелому выстраиванию отношений с учениками. В следующей главе мы опишем организацию, проведение и результаты эмпирического исследования взаимосвязи авторитета педагога и успешности спортивной деятельности учеников.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА
2.1. Организация и проведение исследования
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, что ученики, которые более высоко оценивают уровень авторитета своего педагога, оказываются более успешными в спортивной деятельности, нами было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проходило на базе школы футбола для детей «СДЮСШОР Воробьевы горы» (Москва),
В исследовании приняли участие 30 учеников 12-14 лет, все мужского пола. Все участники являлись членами трех футбольных команд школы:
- Команда 1 - «СДЮСШОР Воробьевы горы »,(2006 год)
- Команда 2 - «СДЮСШОР Воробьевы горы »,(2005 год)
- Команда 3 - «СДЮСШОР Воробьевы горы».(2004 год)
У всех испытуемых схожий опыт спортивной деятельности – в школе они занимаются 3-4 года. Тренировки проходят три раза в неделю по 1,5 часа.
Для проверки гипотезы нам необходимо было оценить в исследуемой выборке два параметра: успешность спортивной деятельности учеников и авторитет педагога.
Первый исследуемый параметр – успешность спортивной деятельности - оценивался по результатам участия учеников (команд) в спортивных соревнованиях (Первенство Москвы Третья лига).
Соревнования проводились в период апрель-май 2018 г. на разных спортивных площадках г. Москва. Всего в соревнованиях приняло участие 10 команд.
По параметру успешности в профессиональной деятельности команды, принявшие участие в исследовании, были проранжированы следующим образом:
Команда 1 СДЮСШОР Воробьевы горы 2006 год – самая успешная (после 9 туров не имела поражений и ничьих);
Команда 2 СДЮСШОР Воробьевы горы 2005 – менее успешная (после 9 туров 2 поражения, 2 ничих);
Команда 3 Сдюсшор Воробьевы горы 2004 – наименее успешная (после 9 туров 4 поражения).
Второй исследуемый параметр – авторитет педагога – оценивался по авторскому опроснику.
На основании анализа теоретической литературы по теме исследования нами был разработан опросник, оценивающий уровень авторитета педагога (тренера) в глазах его учеников. Опросник включает 10 вопросов, отвечая на которые, ученики оценивали профессиональное мастерство тренера, результативность его деятельности, его взаимоотношения с учениками, а также свое отношение к нему.
Каждое утверждение опросника ученики оценивали по 5-балльной шкале:
- Совершенно не согласен
- Скорее не согласен
- Затрудняюсь ответить
4- Скорее согласен
5- Совершенно согласен
Таким образом, минимальное количество набранных баллов – 10, максимальное – 50. (Таб. 1)
Таблица 1.
Авторский опросник «Авторитет тренера»
№ |
Утверждение |
Совершенно не согласен |
Скорее не согласен |
Затрудняюсь ответить |
Скорее согласен |
Совершенно согласен |
Тренер может точно предсказать мои успехи (успехи команды) |
||||||
Тренер справедлив |
||||||
Тренер умело готовит меня (команду) к соревнованиям |
||||||
Слово тренера для меня закон |
||||||
Я доволен тренером |
||||||
Я полностью доверяю тренеру |
||||||
Тренер уважительно относится к ученикам |
||||||
Тренер хорошо знает мои сильные и слабые стороны |
||||||
Оценка тренера очень важна для меня |
||||||
Я хотел бы стать похожим на тренера |
Опрос проводился индивидуально и анонимно, что повышало достоверность результатов.
Результаты исследования представлены в следующем разделе.
Опишем средние результаты оценки авторитета педагога, представленные членами каждой из команд.
Уровень авторитета тренера, выявленный по оценкам учеников Команды 1, представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Авторитет тренера (команда 1)
Среднее |
Минимум |
Максимум |
|
Авторитет тренера |
46 |
42 |
50 |
Можно заметить, что ученики Команды 1 оценивают авторитет своего тренера очень высоко. Средний результат в команде близок к максимальному. Ученики уверенны в профессиональном мастерстве своего тренера, верят в его способность передать им свои умения, привести их к победе. Они ориентируются на его мнение, стремятся быть похожими на тренера, доверяют ему, всегда готовы обратиться к нему за помощью.
Уровень авторитета тренера, выявленный по оценкам учеников Команды 2, представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Авторитет тренера (команда 2)
Среднее |
Минимум |
Максимум |
|
Авторитет тренера |
38 |
32 |
46 |
Ученики Команды 2 оценивают авторитет своего тренера достаточно высоко. Они в целом уверенны в профессиональном мастерстве своего тренера, чувствуют, что он способен увидеть их сильные и слабые стороны, помочь, подсказать. В некоторых ситуациях ученики могу обратиться к тренеру за помощью и советом.
Уровень авторитета тренера, выявленный по оценкам учеников Команды 3, представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Авторитет тренера (команда 3)
Среднее |
Минимум |
Максимум |
|
Авторитет тренера |
34 |
28 |
40 |
Ученики Команды 3 оценивают авторитет своего тренера достаточно высоко. Они также уверенны в его профессиональном мастерстве, чувствуют, что он способен увидеть их сильные и слабые стороны. В данной команде ученики в меньшей степени доверяют своему тренеру и хотят быть на него похожим. Они также не уверены, что он способен привести их к победе.
На рисунке представлен уровень авторитета тренера в каждой из трех команд (Рис. 1)
Рис. 1. Уровень авторитета тренера в командах 1, 2, 3
Полученные результаты указывают на то, что самый высокий уровень авторитета тренера был выявлен в Команде 1, а самый низкий – в Команде 3, что согласуется с результатами спортивной деятельности данных команд. Таким образом, участники наиболее успешной команды оценивают своего тренера как мастера своего дела, они верят, что он приведет их к победе, доверяют ему, уважают его, стремятся быть похожим на тренера.
ВЫВОДЫ
Итак, деятельность педагога в сфере физической культуры и спорта является одним из видов педагогической деятельности, т.е. социальной общественно полезной деятельностью, в которой педагог передает ученикам опыт, создает условия для их развития, для выполнения ими определенных ролей. При этом результат деятельности зависит от характера отношений между педагогом и учениками.
Деятельность тренера несколько отличается от деятельности педагога физически культуры и спорта в образовательном учреждении. Тренер работает в более разнообразных условиях, его работа насыщенна различными контактами, организационными проблемами, стрессовыми ситуациями, он несет большую ответственность за состояние юных спортсменов, теснее с ними контактирует. С одной стороны, это делает работу тренера более сложной, с другой, предоставляет больше возможностей для влияния на личность учеников, их поведение.
В ходе своей деятельности спортивный педагог ставит целью развить физические и психические качества учащихся средствами физической культуры и спорта. При этом он выполняет следующие функции: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческие, проектировочные, административные.
Успешность спортивной деятельности во многом зависит от характера взаимоотношений между педагогом и учащимися. Взаимоотношения, в свою очередь, зависят от стиля руководства коллективом (спортсменом), от личностных качеств педагога (эмпатия, чуткость, способность поддержать, честность и т.д.), от его профессиональных компетенций.
Профессиональные качества педагога физической культуры и спорта определяются наличием у него следующих способностей: дидактические , академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, аттенционные, педагогическое воображение и др.
Влияние педагога на личность учащихся зависит от его авторитета. В педагогической психологии авторитетным педагогом называют такого, которому ученики хотят подражать, кого слушают и кому доверяют в сложных ситуациях. В педагогике авторитет – отличный способ влияния на личность учеников.
На основании анализа теоретического материала была выдвинута гипотеза, что ученики, которые более высоко оценивают уровень авторитета своего педагога, оказываются более успешными в спортивной деятельности. Для проверки данной гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 мальчиков-подростков – учеников детской футбольной школы.
Для проверки гипотезы оценивались следующие параметры: успешность спортивной деятельности учеников (результаты соревнований) и авторитет педагога (оценка учеников). Авторитет педагога оценивался по ответам учеников на вопросы авторского опросника.
Результаты показали, что участники наиболее успешной команды оценивают своего тренера как мастера своего дела, они верят, что он приведет их к победе, доверяют ему, уважают его, стремятся быть похожим на тренера. Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение.
На основании представленных выводов целесообразно сформировать рекомендации для специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта (педагогам, тренерам, спортивным педагогам, педагогам дополнительного образования и т.д.).
РЕКОМЕНДАЦИИ
В ходе исследования была подтверждена гипотеза, что ученики, которые более высоко оценивают уровень авторитета своего педагога, оказываются более успешными в спортивной деятельности. На основании этого были сформулированы рекомендации для педагогов, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Для того чтобы повысить или укрепить авторитет перед учениками, педагог должен:
- Поддерживать свое спортивное мастерство на высоком уровне, чтобы иметь возможность быть примером для учеников;
- Регулярно повышать свое педагогическое мастерство, чтобы применять современные технологии обучения и воспитания;
- Уважительно относится к каждому ученику;
- Использовать при обучении учеников личностно-ориентированный подход;
- Наблюдать за эмоциональным состоянием учеников, уметь проявлять эмпатию;
- Уметь определять сильные и слабые стороны учащихся, корректировать первые и опираться на вторые;
- Гибко применять различные стили управления коллективом в зависимости от ситуации и состояния учеников;
- Уметь создавать безопасную психологическую обстановку во время тренировки;
- Грамотно использовать методы поощрения и наказания.