Файл: Авторитет педагога как фактор успешности спортивной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По словам О.О. Николаевой и К.К. Маркова, специфика содержания успешной деятельности в спорте требует от тренера знаний и способностей в ситуативном использовании стиля работы со спортсменами.

В следующем разделе мы подробно рассмотрим личностные и профессиональные качества педагога в сфере физической культуры и спорта.

1.2. Теоретическое обоснование зависимости успешности спортивной деятельности от личностных и профессиональных особенностей педагога

В данном разделе рассмотрим, как в научной литературе основывается зависимость успешности учеников от личности и профессионализма педагога.

Е.П. Ильин представляет структуру педагогического мастерства, как состоящую из личностных качеств, профессиональной компетентности и интеллекта. Все эти качества одинаково важны, однако, с возрастом значение их составляющих меняется. Так, младшие школьники еще очень зависят от мнения и отношения к ним взрослого, поэтому для них особое значение имеют такие личностные качества, как теплота, заботливость, чуткость, на которые они также отвечают положительной эмоциональной реакцией. Дети в начальной школе охотно выполняют поручения учителя и довольствуются ролью исполнителей. Дети постарше начинают в большей степени ценить такие качества учителя, как искренность и честность, его интеллект. Подросткам важно чувствовать себя самостоятельными, поэтому для них важнее направляющий совет взрослого, а не прямые указания. В старших классах и вузе главной становится профессиональная компетентность педагога, те знания, умения и навыки, которые он может передать ученикам[9]. Педагог для них превращается в идейно-нравственный образец для собственного самоопределения.

Мастерство учителя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют скорость и качество овладения им различными умениями. Психолог В.А. Крутецкий предлагает такую структуру профессионально-значимых качеств личности:


  • Мировоззрение личности;
  • Положительное отношение к педагогической деятельности;
  • Педагогические способности;
  • Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.

Важнейшими профессиональными качествами являются:

  • владение предметом преподавания и методикой,
  • психологическая подготовка,
  • общая эрудиция,
  • широкий культурный кругозор,
  • педагогическое мастерство,
  • владение образовательными технологиями,
  • знание ученического коллектива
  • организаторские умения и навыки,
  • научная увлеченность,
  • педагогический такт,
  • педагогическая техника,
  • ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
  • коммуникативные навыки,
  • ораторское искусство и т.д.

Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

  • дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Эти способности проявляются в умении учителя таким образом подготовить материал, адаптировать, изменить его, чтобы трудное и неясное для учеников стало легким и понятным;
  • академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). В сфере физической культуры и спорта это проявляется в знании учителем своего предмета в объеме, значительно превышающем объем учебного курса;
  • перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ребенка (подростка), его психического состояния, причин его поведения;
  • речевые способности - это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. Речь учителя должна быть не только понятна ученикам, она должна быть средством убеждения, влияния, должна привлекать внимание, заинтересовывать;
  • организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Учителю не менее важно организовывать и свою деятельность, четко ее планировать, осуществлять, анализировать;
  • авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
  • коммуникативные способности - это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить с ними взаимоотношения, установить контакт, учитывая индивидуальные особенности каждого;
  • педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников, а также прогнозировать развитие учебного коллектива. Кроме того, это способность применять необычные, творческие педагогические методы и технологии обучения и воспитания;
  • аттенционные способности — это способность распределять свое внимание и удерживать его одновременно между несколькими видами деятельности. Учителю необходимо следить и за ходом самого образовательно-воспитательного процесса (за содержанием и формой изложения учебного материала), и за реакцией, состоянием и поведением учеников, за их взаимоотношениями во время учебы (тренировки), и за нарушениями дисциплины. При этом учителю важно анализировать и свое поведение. И это далеко не полный список объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.

Умения учителя физической культуры — это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Профессиограмма учителя физической культуры включает в себя пять блоков. Каждый из блоков содержит описание тех знаний и умений, которыми должен обладать учитель (тренер). Рассмотрим их:

I. Психолого-педагогические умения.

  1. Регулярно знакомится с современной психолого-педагогической литературой, а также специальной литературой по физическому воспитанию и спорту, анализировать ее.
  2. Поводить самоанализ своей профессиональной деятельности на основании наблюдения, анализа текущих педагогических явлений в процессе физического воспитания обучающихся.
  3. Анализировать передовой педагогический опыт.
  4. Наблюдать за эмоциональным состоянием учащихся, уметь сопереживать им, проявлять эмпатию.
  5. Организовать себя и свою деятельность, анализировать свое состояние, управлять им.

II. Профессионально-личностные качества.

  1. Потребность в самопознании.
  2. Самостоятельность и самокритичность.
  3. Трудолюбие и прилежание.
  4. Дисциплинированность.
  5. Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.
  6. Культура поведения и общения.

III. Частно-методические умения.

  1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.
  2. Проводить и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
  3. Использовать различные формы спортивно-массовой работы (секции, соревнования, туристические выезды и мн.др.), агитировать школьников к участию в спортивных мероприятиях, к занятиям в спортивных секциях; находить детей с развитыми способностями к спортивной деятелньности.
  4. Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств
  5. Руководить действиями школьников в спортивном отношении, проводить регулярный мониторинг их результатов, оценивать их деятельность.
  6. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.

IV. Коммуникативно-организаторские умения.

  1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
  2. Создавать благоприятный социально-психологический климат в группах, располагать к себе учеников.
  3. Регулировать внутриколлективные отношения учащихся во время спортивных игр, на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях, туристических походах и т.п.; сглаживать и урегулировать конфликты в группе.
  4. Анализировать ситуацию, при необходимости перестраивать своё поведение.

V. Исследовательские умения.

  1. Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и методики психолого-педагогического изучения личности и коллективов в целях достижения задач физического воспитания школьников.
  2. Знакомится с инновационными технологиями по своей специальности.
  3. Уметь организовать эксперимент. Уметь анализировать, описывать, литературно оформлять результаты исследований, формулировать рекомендации на основании результатов исследования.

Влияние педагога в становлении личности обучающегося во многом зависит от авторитета педагога. Многие известные педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, Е.П. Ильин, А.С. Макаренко и др.) писали о том, что на формирование личности ученика в первую очередь оказывает влияние именно личность учителя. Специфика образовательной системы, учебные планы и программы – все это вторично по сравнению с личностью педагога.

По словам Е.П. Ильина, «авторитетом в какой-то сфере жизни и деятельности называется человек, с мнением которого считаются, которому стремятся подражать и которому доверяют решение тех или иных вопросов».[10]

Прежде всего, авторитет педагога — это средство воспитательного воздействия на учащегося. В тех случаях, когда педагог является авторитетом для своего ученика, ему приписывается компетентность в различных областях и авансируется успех в любых начинаниях. Авторитет педагога — это сложное явление, которое является качественным показателем отношения к педагогу. К авторитетному педагогу отношения обучающихся имеют эмоционально положительную окраску. Авторитет педагога имеет свойство распространятся на все, что с ним связано: предмет, который он преподает, предъявляемые учителем требования, выставленные им оценки, сделанные замечания и т п. [11].

Педагог, являющийся для учащихся авторитетом, оказывает на них сильное воспитательное воздействие. Однако авторитет возникает в процессе педагогической деятельности, поэтому он является не исходным, первичным, а вторичным компонентом мастерства педагога. Его нельзя приобрести во время учебы в институте. Авторитет педагога слагается из следующих компонентов:

• авторитет профессионала зависит от профессиональных компетенций, знаний и умений педагога, его опыта как представителя той или иной области знаний;

• авторитет возраста: педагог обладает в глазах учащихся авторитетом как старший, более опытный человек;


• авторитет должности (власти), т. е. статус педагога, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

• нравственный авторитет — человека, личности. Данный авторите может приобрести человек только благодаря самому себе, своим взаимоотношениям с учениками, с коллегами. Его значение настолько велико, что отсутствие такого авторитета может обесценить все остальные компоненты авторитета педагога[12].

Сила воспитательного воздействия личности педагога с высоким авторитетом обусловлена признанием учениками его достоинств. Такой авторитет называют «истинным». Его можно только заслужить в процессе взаимодействия с учениками и необходимо поддерживать и укреплять.

Также существует авторитет «ложный» или «мнимый». К нему педагоги прибегают для того, чтобы добиться послушания учеников. Наиболее часто встречаются среди учителей встречаются следующие типы ложного авторитета:

  • Авторитет подавления – педагог постоянно демонстрирует своё превосходство в правах, держит учеников в страхе перед наказанием за неправильный ответ, высмеивает ученика.
  • Авторитет расстояния – педагог приемлет исключительно формальные отношения с учениками, предпочитая держать их на удалении. Педагог вступает с ними только в официальные контакты, тем самым сам возвеличивая свою персону, пытаясь казаться недоступным, загадочным и т. п.
  • Авторитет мнимой доброты – часто встречается среди молодых педагогов, которые считают, что ученики оценят их доброту и ответят на неё вниманием и послушанием. В итоге учащиеся часто игнорируют различные просьбы и указания учителя.
  • Авторитет резонёрства – педагог регулярно прибегает к нотациям, считая его основным средством воспитания. Чем чаще учитель прибегает к данному средству, тем меньше на него обращают внимание ученики. Не замечая нравоучений, ученики начинают даже подшучивать над учителем, высмеивая его манеру вести занятия.
  • Авторитет педантизма – у учителя существует система мелочных, только ему свойственных правил, условностей, установок, которых он неуклонно придерживается. Границы, которые выстраиваются учителем, чаще неприемлемы учащимися. В итоге одни дети грубо нарушают дисциплину, другие замыкаются в себе, держатся обособленно и скованно[13].

Все вышеперечисленные способы взаимодействия с учениками направлены лишь на то, чтобы установить в коллективе определенный порядок, добиться послушания, сохранить дисциплину. Ни один из них не является эффективным.