Файл: Корпоративная культура в организации (Понятие и сущность культуры).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2 Роль корпоративной культуры в управлении современной организацией
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Особенности формирования корпоративной культуры
2.2 Корпоративная культура как инструмент эффективного управления
Глава 3 ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И АМЕРИКИ
3.1 Особенности российской и американской корпоративной культуры и их влияние на систему управления
3.2 Возможности и формы применения практики российской и американской корпоративной культуры
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность вопросов корпоративной культуры в современных условиях обуславливается тем, что проблема развития корпоративной культуры является одной из центральных в жизни современного российского общества.
Главнейшими вопросами современной российской корпоративной культуры являются:
- во-первых - сохранение ее национальных положительных черт,
- во-вторых - переосмысление достижений периода Советского государства,
- в-третьих – необходимость целенаправленной диффузии зарубежной практики корпоративного управления.
Прошедший мировой кризис экономики сказалось на корпоративной культуре отрицательно, так как принцип «выживает сильнейший» опять актуален.
Культурная сфера одна из наиважнейших сфер жизни нашего общества. Отсутствие культурных связей между людьми, работающих в одной организации, незнание обычаев и устоев, необразованность могут привести к пагубным последствиям, как для отдельной личности, так и для общества в целом. От уровня культуры зависит духовное состояние людей, влияющее на их поступки. От того, что через «корпоративные культурные каналы» возможно транслироваться людям, и как это будет восприниматься, будет зависеть наше будущее, предпосылки инновационного корпоративного развития, основанного на взаимоуважении, соблюдении законов и норм морали.
Объект исследования: корпоративная культура.
Предмет исследования: российская и американская практика корпоративной культуры в управлении.
Целью является выявление особенностей практики применения корпоративной культуры как инструмента управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Обобщить теоретические аспекты понятия и сущности корпоративной культуры
- Показать роль корпоративной культуры в управлении современной организацией
- Выявить особенности формирования корпоративной культуры
- Рассмотреть корпоративную культуру как инструмент эффективного управления
- Проанализировать особенности российской и американской корпоративной культуры и их влияние на систему управления
- Привести возможности и формы применения практики российской и американской корпоративной культуры.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
Современными исследователями по-разному трактуются понятие и типология организационной (корпоративной) культуры.
В современной науке существует достаточно много определений корпоративной культуры.[1] Это множество может быть сведено к двум определениям. Смысл первого из них состоит в том, что корпоративная культура представляет собой нечто такое, что организация имеет.
То есть корпоративная культура является атрибутом организации и представляет собой совокупность поведенческих норм, символов, ритуалов, мифов, традиций и т. п., которые соответствуют ценностям, присущим организации, разделяемым ее сотрудниками, передающимся в виде «жизненного опыта» организации, отражающим ее индивидуальность и определяющим ее восприятие самой себя и других организаций в социальной и материальной среде.
Смысл второго определения состоит в том, что корпоративная культура — это то, чем организация является, т. е. то, как она реализует свою миссию внутри и вне самой себя, или, другими словами, — способ существования организации. С практической точки зрения выбор того или иного определения задает и способы воздействия на корпоративную культуру, пути ее изменения и развития.
Большинство авторов[2] сходится на том, что культура организации представляет собой сложную систему устойчивых стереотипных стилей поведения (определяемых специфическими нормами и правилами), принимаемых большинством работников организации и отклонение от которых, как правило, не поощряется как на формальном, так и, что еще более важно, на неформальном уровне внутриорганизационных коммуникаций.
Рис. 1.1. Сущность корпоративной культуры[3]
Как бы ни трактовали исследователи корпоративную культуру, коллектив любого предприятия не сможет успешно выполнять свои производственные задачи, если между его членами не сформируются устойчивые отношения, основанные на доверии. Эти отношения нельзя создать искусственно, но можно способствовать формированию соответствующей атмосферы, поддержанию у сотрудников интереса к работе в коллективе и решению многих производственных проблем сообща. Создание подобной атмосферы доверия и есть главная задача специалистов по управлению корпоративной культурой.[4]
Чтобы процесс формирования доверительной атмосферы мог опереться на реально существующие нормы, ценности и правила поведения, необходим анализ структуры социально-экономических коммуникаций как в рамках организации, так и в рамках социо-институциональной среды функционирования организации.
Чтобы объединить наемных работников, нужна устойчивая социальная основа подобной общности, включающая: разделяемые большинством идеи; воспринимаемые разными группами внутри трудового коллектива нормы и правила; соблюдаемые всеми табу.[5] Все это и составляет корпоративную культуру. Таким образом, корпоративная культура – это разделяемые большинством работников ценности, нормы и убеждения.
Главными носителями корпоративной культуры являются сами сотрудники фирм и корпораций. Но то, как эти нормы, ценности и убеждения будут влиять на степень сплоченности работников при решении конкретных задач, зависит во многом от специалистов, способных влиять на сознание и поведение трудового коллектива посредством этих норм, ценностей и убеждений. Чувство общности, возникающее у работников, важно постоянно подпитывать определенными социальными стимулами, поддерживая в людях интерес не только к работе, но и к общему результату этой работы, от которого зависит будущее компании.
Корпоративную культуру нельзя рассматривать исключительно как надындивидуальную структуру, жестко определяющую деятельность и предпочтения каждого конкретного работника или группы работников в рамках трудового коллектива. Корпоративная культура во многом представляет собой проекцию взглядов работника на свое место в компании, на саму компанию, на место этой компании в общей структуре социально-экономических отношений, на социальную значимость деятельности данной компании и ее результатов.[6]
Данный вопрос возникает при изучении процесса перехода сотрудника из одной организации, с присущей ей специфической культурой, в другую.
Таким образом, термин «корпорационная культура» объединяет элементы организационной культуры предпринимательской организации в специфический системный набор. Культура в организации и управлении успешных компаний представляет собой систему разделяемых ценностей, поддерживающих конкурентоспособное начало социально-экономической организации, в котором отдельные элементы культуры по уровню своего развития, направленности, идеям, задачам и способам достижения целей соответствуют друг другу.
1.2 Роль корпоративной культуры в управлении современной организацией
Понятие корпоративной культуры организации является одним из базовых понятий в менеджменте. Однако только в последние годы корпоративную культуру стали признавать одним из основных показателей, необходимых для правильного понимания и управления организационным поведением. Единожды будучи сформулированным и осознанным, понятие корпоративной культуры заняло прочное место в словаре наук, изучающих организации.
Каждая действующая организация - это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является корпоративная культура:
- то, ради чего люди стали членами организации,
- то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют, что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.
Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. При этом корпоративная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно сразу увидеть.[7]
Роль корпоративной культуры в управлении современной организацией заключается в решении задачи максимально возможного совпадения основных целей организации и основных целей ее персонала и контрагентов (рис.1.2 и 1.3).
Рис.1.2. Роль корпоративной культуры[8]
Рис.1.3. Значение культуры в формировании норм, правил и процесса менеджмента
Корпоративная культура современной организации становится идеей и эффективным инструментом выбора стратегических целей организации, форм и способов объединения участников для реализации бизнес-проектов в экономических, ресурсных, технологических, социальных и культурных условиях окружения. Современная идея партнерских отношений в интернационализации производства позволяет превратить корпорацию в гибкую самообучающуюся организацию с корпоративной культурой «без границ». Данная идея реализуется на российском и международном рынке в виде новых ассортиментных групп товаров, техники, технологий, профессиональных знаний, опыта делового сотрудничества. В этом прослеживается положительный эффект экономического сотрудничества – эффект «диффузии» и распространения ценностей деловой культуры, организационного опыта экономической и социальной активности субъектов.
Деловая культура может быть определена как культура получения и распределения прибыли компании. Профессиональная культура определяет поведение субъектов партнерских отношений, формируя качество деловой репутации, компетентности и эффективности предприятия в комплексе его партнерских отношений. Выделяя феномен корпоративной культуры, важно отметить, что корпоративная культура социально-экономической организации призвана повышать ее управляемость. Корпоративная культура является характеристикой выбора модели управления, в которой формируется система ценностей, норм и правил поведения, соответствующая миссии, стратегии и принципам деловой этики компании и стратегического партнерства.
Следует отметить, что осознаваемый процесс формирования культуры организации, соответствующий целям и стратегии развития партнерства в социальном окружении, повышает управляемость организации через формируемую и принятую систему ценностей, стандартов качества и социальной ответственности бизнеса, интересов и знаний в поведении профессиональных социальных групп.
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Особенности формирования корпоративной культуры
На формирование корпоративной культуры организации оказывают влияние как внешние факторы (национальный общекультурный контекст, общие экономические и политические условия, традиции, культура, деловая среда в целом и в отрасли в частности, изменения в ней, новые веяния и тенденции), так и внутренние (личность руководителя, характер и содержание работы, квалификация, образование, общий уровень развития сотрудников).
При этом основой корпоративной культуры все же являются общая система ценностей, цели и планы организации на будущее. Поэтому формирование корпоративной культуры на начальном этапе обычно связано с определением каналов формирования корпоративной культуры. Прежде всего, это корпоративные кодексы, этические стандарты корпоративного поведения и социальное обеспечение, производимое корпорациями в отношении персонала.