Файл: Финансы акционерных обществ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основе двух подходов к характеристике собственности можно предложить следующее определение акционерной собственности. Акционерная собственность есть присвоение извлекаемой через посредника (наемных управляющих - предпринимателей) прибавочной стоимости титульными собственниками капитала и его распорядителями (группой наемных управляющих) в форме дивиденда, учредительной прибыли, вознаграждения за управление и других присущих для них формах, осуществляемое в ходе воспроизводственного процесса.

Из определения ясно, что место предпринимателя в акционерном обществе заняли наемные управляющие и в силу выполняемых ими функций они становятся субъектами присвоения акционерной собственности и в совокупности с акционерами составляют сложный, комбинированный субъект присвоения.

Эффективная деятельность предприятия, приносящая прибыль как его собственникам (акционерам), так и его руководителям (менеджерам), невозможна без привлечения заёмных денежных средств (заемного капитала)[18].

Условно основные источники привлечения инвестиций можно разбить на группы, представленные на рис. 1.

Исходя из тех целей, которые преследует предприятие (в лице её менеджмента и собственников), изначально рассматривается вопрос о пополнении собственных средств предприятия (за счёт средств акционеров и заинтересованных инвесторов) путём выпуска и размещения дополнительных акций, либо путём привлечения заёмных инвестиций (путём выпуска и размещения облигаций, выпуска векселя или получения банковского кредита)[19]. С одной стороны, всегда привлекательно получить дополнительное финансирование без необходимости его возвращать. Однако такие инвестиции практически всегда связаны с изменением структуры акционерного капитала, что, естественно, не всегда приветствуется акционерами предприятия.

Рис. 1. Источники привлечения инвестиций

Заёмные средства, во-первых, отягощают структуру баланса компании и, во-вторых, заёмные финансы предоставляются на двух основных условиях: возвратности и платности.

Иногда оптимальным способом привлечения инвестиций является использование так называемой гибридной формы, то есть организация выпуска облигаций, конвертируемых (обмениваемых) в акции общества. Такая конвертация проводится в порядке и в сроки, устанавливаемые предприятием – заёмщиком (как правило, при наступлении срока погашения облигаций их владельцам предоставляется право по своему усмотрению получить причитающиеся денежные средства или акции предприятия).


На сегодняшний день предприятия в зависимости от преследуемых целей и имеющихся возможностей при рассмотрении вопроса о привлечении заёмных инвестиций фактически встаёт перед выбором одного (или комбинированием нескольких) из источников заёмных средств: вексельный займ, банковский кредит, облигационный займ. Следует акцентировать внимание на том, что среди перечисленных источников привлечения заёмных инвестиций нет одного абсолютно оптимального для всех предприятий, каждый из указанных способов привлечения средств обладает своими плюсами и минусами. Например, оформление вексельного займа менее затратно и в части временного фактора (не требуется государственной регистрации выпуска ценных бумаг) и в части расходной составляющей (не требуется оплаты государственной пошлины как при организации облигационного займа). Однако вексельный займ не позволит привлечь предприятию такой объём инвестиций, который реально обеспечивает выпуск облигаций, кроме того, в отличие от облигационного займа, вексельный займ не создает общеизвестной позитивной кредитной истории.

При анализе источников финансирования бизнеса, прежде всего предприятию необходимо оценить свои цели (как краткосрочные, так и долгосрочные) и возможности. Если цель в сжатые сроки с минимальными затратами привлечь небольшой объём денежных средств – вексельный займ более оптимален, чем кредит в банке или выпуск облигаций. Если руководство предприятия ставит перед собой цель провести масштабную PR-компанию, создать рыночную (общеизвестную) кредитную историю, привлечь значительный объём инвестиций – наиболее оптимальным является вы пуск облигаций. На сегодняшний день облигации – один из самых эффективных финансовых инструментов, позволяющих привлечь необходимый предприятию объём денежных средств[20].

Обобщив все вышесказанное, можно сказать, что акционерное общество представляет собой одну из организационно-правовых форм юридического лица, позволяющую размещать ценные бумаги вообще, и единственный вид юридического лица, которое вправе выпускать акции. Акционерная собственность есть присвоение извлекаемой через посредника (наемных управляющих - предпринимателей) прибавочной стоимости титульными собственниками капитала и его распорядителями (группой наемных управляющих) в форме дивиденда, учредительной прибыли, вознаграждения за управление и других присущих для них формах, осуществляемое в ходе воспроизводственного процесса.


Глава 2. Практический пример анализа финансов акционерного общества (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)

2.1. Характеристика предприятия

Полное название и форма собственности организации: Открытое Акционерное Общество «АВТОВАЗ»

Сокращенное название - ОАО «АВТОВАЗ».

Место нахождения, почтовый адрес: 445024, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36.

Дата государственной регистрации: 5 января 1993 г., регистрационный номер – 2925.

ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет следующие виды деятельности:

  • производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, товаров народного потребления и оказание услуг населению. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 800 тысяч автомобилей в год;
  • проектную, научно-исследовательскую, проведение технико-экономических, технических и иных экспертиз и консультаций;
  • строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы; производство продукции производственно-технического назначения;
  • защиту сведений, составляющих коммерческую тайну, и иную конфиденциальную информацию;
  • торговую, торгово-посредническую, закупочную, сбытовую;
  • защиту сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации.

В настоящее время на ОАО «АВТОВАЗ» серийно выпускаются автомобили: семейство автомобилей LADA Priora; семейство автомобилей LADA Kalina; семейство автомобилей LADA Samara; семейство автомобилей LADA GRANTA.

Важнейшим показателем деятельности ОАО «АВТОВАЗ» является эффективность производства, то есть результативность ведения производственно-хозяйственной деятельности, отражающееся соотношением результатов хозяйственной деятельности и затрат труда и ресурсов, выражающим достигнутый уровень производительных сил и степень их использования. Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» в 2010-2012 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1


Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ»

в 2010-2012 гг.

Показатель

Единица
измер.

2010 г.

2011 г.

6 месяцев 2012 г.

Отклонение

2011/

2010

Реализация

Автомобилей

шт.

549 650

613 151

283 287

63 501

на рынке РФ

шт.

505 811

557 131

250 732

51 320

на экспортных рынках

шт.

43 839

56 020

32 555

12 181

машинокомплектов

шт.

77 626

127 251

64 543

49 625

Производство

автомобилей

шт.

545 450

593 296

255 117

47 846

Производства ОАО «АВТОВАЗ»

шт.

545 450

561 669

239 482

16219

семейство LADA Kalina

шт.

112 811

148 985

64 063

36 174

семейство LADA Priora

шт.

123 876

151 781

68 122

27 905

семейство LADA Granta

шт.

2 077

2 098

2 077

Производства ООО «ОАГ»

шт.

31 627

15 635

31 627

машинокомплектов

усл. м/к

77 626

127 251

63 432

49 625

в т. ч. поставки для ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ»

усл. м/к

36 996

57 765

30162

20 796

Выручка

млн. руб.

137 027

174 846

76 932

37 819

Валовая прибыль

Рентабельность по валовой прибыли

млн. руб.

%

15 034

11,0

20 192

11,5

8 847

11,5

5 158

0,5

Прибыль от продаж

Рентабельность по прибыли от продаж

млн. руб.

%

4 599

3,4

4 659

2,7

2 154

2,8

60

-0,7

Чистая прибыль

Рентабельность по чистой прибыли

млн. руб.

%

2 472

1,8

3 106

1,8

1 385

1,8

634

-


По итогам 2012 г. объем продаж автомобилей LADA, включая сборку ООО «ОАГ», составил 731 176 автомобилей, что на 34,05 % выше показателя 2010 г. и на 23,24 % выше, чем в 2011 г. На автомобильном рынке РФ наблюдается устойчивый рост, но он замедляется с каждым месяцем, что свидетельствует о стабилизации рынка. Выручка от реализации продукции ОАО «АВТОВАЗ» в 2012 г. составила 183 217 млн. руб., что превышает показатель 2010 г. на 33,71 %, а показатель 2011 г. на 4,79 %. Однако, затраты на производство и продажу продукции в 2012 г. росли большими темпами, чем выручка от продаж. Это негативным образом сказалось на валовой прибыли, которая в 2012 г. на 8,89 % ниже, чем в 2011 г., а также на прибыли от продаж, которая в 2012 г. снизилась относительно предыдущего года на 41,27 %. Чистая прибыль в 2012 г. составила лишь 211 млн. руб., что существенно ниже показателей двух предыдущих лет: на 91,46 % и 93,21 % соответственно.

Проведем анализ финансовых результатов деятельности ОАО «АВТОВАЗ». Источник информации – бухгалтерская отчетность ОАО «АВТОВАЗ», представленная в Приложении.

Из таблицы 2 видно, что в 2011 г. выручка от реализации по сравнению с 2010 г. увеличилась (с 137 027 млн.руб. до 174 846,00 млн.руб. на 31.12.2011 г.). За 2011 г. изменение объема продаж составило 37 819 млн.руб. Темп прироста выручки за 2011 г. составил 27,60 %. Валовая прибыль на 31.12.2009 г. составляла -10 234,00 млн.руб. В 2011 г. она возросла до 20 192 млн.руб., что следует рассматривать как положительный момент. Прибыль от продаж на 31.12.2009 г. составляла -19 963,00 млн.руб. За анализируемый период она так же, как и валовая прибыль, возросла и на 31.12.2011 г. прибыль от продаж составила 4 659,00 млн.руб. Следует отметить высокий уровень коммерческих и управленческих расходов в структуре отчета о прибылях и убытках организации. В 2009 г. их доля составляла 7,35 % от себестоимости реализованной продукции. В 2011 г. управленческие и коммерческие расходы возросли и составили уже 10,04 % от себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Таблица 2

Изменение отчета о прибылях и убытках в отчетном периоде по сравнению с базовым периодом, млн. руб.

Наименование

31.12.2010

31.12.2011

31.12.2012

Темп прироста 2011/2010, %

Темп прирост 2012/2011, %

Выручка

137 027

174 846

183 217

27,60

4,79

Себестоимость продаж

121993

154 654

164 820

26,77

6,57

Валовая прибыль (убыток)

15 034

20 192

18 397

34,31

-8,89

Коммерческие расходы

4 573

6 720

7 022

46,95

4,49

Управленческие расходы

5 862

8 813

8 639

50,34

-1,97

Прибыль (убыток) от продаж

4 599

4 659

2 736

1,31

-41,28

Проценты к получению

1 118

1 105

833

-1,16

-24,62

Проценты к уплате

2 734

337

234

-87,67

-30,56

Доходы от участия в других организациях

472

283

579

-40,04

104,59

Прочие доходы

12 142

18 639

11 385

53,51

-38,92

Прочие расходы

13 539

20 873

14 781

54,17

-29,19

Прибыль (убыток) до налогообложения

2 058

3 476

518

68,90

-85,10

Изменение отложенных налоговых активов

551

379

886

-31,22

133,77

Изменение отложенных налоговых обязательств

261

244

1205

-6,51

393,85

Текущий налог на прибыль

4

-

-

-

-