Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансов акционерных обществ
1.1. Сущность акционерного общества
1.2. Особенности финансов акционерного общества
Глава 2. Практический пример анализа финансов акционерного общества (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ выпусков облигаций ОАО «АВТОВАЗ»
2.3. Рекомендации по привлечению капитала в ОАО «АВТОВАЗ» посредством выпуска облигаций
корпоративных облигаций в 2012 г.
При рассмотрении структуры рынка локальных рублевых облигаций видно, что на рынок ОФЗ приходится 44%, на субфедеральные и муниципальные облигации - 6% и остальные 50% занимает сектор корпоративного долга. При этом на бумаги кредитных организаций и финансовых институтов приходится свыше 1,8 трлн.руб. или 45% всех бумаг корпоративного сектора Банки
традиционно являются основными участниками долгового рынка, причем выступают они не только в рол и заемщиков, а также активно инвестируют свои средства. По итогам 2012 г. на рынке корпоративного долга было привлечено средств на сумму свыше 1 трлн.руб. При этом эмитентами были погашены бонды на сумму 427 млрд.руб. Таким образом, чистая сумма привлечения составила 653 млрд. руб.[22] Лидирующую позицию по объему привлечения на первичном рынке по- прежнему сохраняют кредитные и финансовые организации. Они в 2012 г. привлекли 637 млрд.руб. или около 60% всех первичных размещений. Второе место занял сектор электроэнергетики, что вполне закономерно, учитывая масштабные инвестрограммы последних на ближайшие несколько лет[23].
В 2013 г. ситуация на внутреннем рынке корпоративных облигаций находится под влиянием сохранения высоких внешних рисков, связанных прежде всего с замедлением экономической активности в мире и продолжением долгового кризиса в еврозоне. Эти факторы привели к некоторому уменьшению инвестиционной привлекательности корпоративных облигаций. В то же время продолжение реализации программ количественного смягчения за рубежом может способствовать росту склонности инвесторов к риску и притоку их средств на российский рынок корпоративных облигаций.
2.3. Рекомендации по привлечению капитала в ОАО «АВТОВАЗ» посредством выпуска облигаций
В качестве одного из методов привлечения дополнительного капитала в акционерное общество является выпуск облигаций.
Далее представим рекомендации по выпуску облигаций, которые могут быть применены на практике ОАО «АВТОВАЗ».
Присвоение высокого кредитного рейтинга эмиссии является одним из определяющих факторов успешности реализации программы выпуска облигаций. Такие рейтинговые агенства, как Moody's и S&P присваивают рейтинги эмиссии основываясь на множествах факторах. Самым существенным из них является оценка кредитного риска. Данные о рейтингах ОАО «АВТОВАЗ» представлены в таблице 7.
Таблица 7
Рейтинги ОАО «АВТОВАЗ»
Агентство - рейтинг |
Дата |
Значение |
Комментарий |
РИсп - Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте |
20.05. 2013 |
В |
Существенно недостаточный уровень кредитоспособности |
РИсп - Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в ин. валюте |
20.05. 2013 |
В- |
Существенно недостаточный уровень кредитоспособности, прогноз негативный |
РИсп - Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в нац. валюте |
20.05. 2013 |
В- |
Существенно недостаточный уровень кредитоспособности, прогноз негативный |
РИсп - Национальный долгосрочный рейтинг |
20.05. 2013 |
ВВ(rus) |
Уровень кредитоспособности ниже достаточного |
Интерфакс - Сводный рейтинг кредитоспособности по межд. шкале |
20.05. 2013 |
С11 |
Дефолт неизбежен |
Интерфакс - Сводный рейтинг кредитоспособности по нац. шкале |
20.05. 2013 |
В13.ru |
Существенно недостаточный уровень кредитоспособности |
ИнтеоФакс - Сводный максимальный рейтинг кредитоспособности по межд. шкале |
20.05. 2013 |
С11 |
Дефолт неизбежен |
Интерфакс - Сводный максимальный рейтинг кредитоспособности по нац. шкале |
20.05. 2013 |
В13.ru |
Существенно недостаточный уровень кредитоспособности |
Проведенный анализ финансовой устойчивости ОАО «АВТОВАЗ» выявил, что, несмотря на позитивные изменения в течение двух последних лет, финансовое состояние остается неустойчивым. ОАО «АВТОВАЗ» не имеет достаточного объема финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности, что подтверждается значениями коэффициентов ликвидности.
В данной связи можно сделать вывод о том, что восстановление оборотных средств и платежеспособности ОАО «АВТОВАЗ» возможно за счет изменения структуры источников оборотных средств, в частности посредством снижения доли банковских кредитов и увеличения доли финансирования за счет выпуска облигационных займов.
В ближайшие годы привлечь инвестиционные ресурсы под следующие проекты:
- автомобили на платформе В0;
- семейство автомобилей LADA 2190;
- модернизация 8-клапанных двигателей;
- проект Евро-4.
В 2012 г. на финансирование проектов потрачено более 15 млрд. руб.
Исходя из объема привлекаемых ОАО «АВТОВАЗ» финансовых ресурсов, можно предположить, что предприятию необходимо разместить облигационный заем на сумму 10 млрд. руб.
Погашение облигаций и выплаты процентов могут производиться за счет доходов, полученных в результате инвестирования в вышеназванные проекты или из прибыли ОАО «АВТОВАЗ».
Таблица 8
Основные параметры облигационного займа КО-01 ОАО «АВТОВАЗ»
Параметр |
Единица измерения |
Количественная характеристика |
Объем эмиссии займа |
млрд. руб. |
10 |
Номинальная стоимость одной облигации |
руб. |
100 000 |
Количество бумаг в эмиссии |
шт. |
100 000 |
Срок обращения займа |
месяц |
36 |
Процентная ставка купонного дохода |
% |
8,25 |
Регулярность выплаты купонного дохода |
раз в год |
4 |
Коэффициент конверсии |
числ. |
10 |
Сумма выплат купонного дохода |
в год в квартал |
82 250 000 20 562 500 |
В табл. 9 представлена смета финансовых затрат на выпуск облигационного займа.
Таблица 9
Смета затрат на выпуск облигационного займа КО-01 ОАО «АВТОВАЗ», тыс.руб.
Статья затрат |
Форма |
Сумма за 1 месяц |
Итого за 1 год |
Итого за 2 года |
За весь период |
Оформление проспекта эмиссии |
Разовая |
500000 |
500000 |
- |
500000 |
Печать СМИ уведомление о выпуске проспект эмиссии отчет о выпуске |
Разовая Разовая Разовая |
10000 60000 15000 |
10000 60000 15000 |
- - - |
10000 60000 15000 |
Налог на эмиссию ценных бумаг |
0,8 % с выпуска |
80 000 000 |
80 000 000 |
- |
80 000 000 |
Оплата печати бланка |
Разовая |
50 000 |
50 000 |
- |
50 000 |
Оплата услуг агента по реализации |
2 % с выпуска |
200 000 000 |
200 000 000 |
- |
200 000 000 |
Оплата услуг биржи листинг торговля |
Разовая Квартал |
30 000 |
30 000 15 000 |
- 15 000 |
30 000 45 000 |
Оплата услуг двух майкетмейкеров |
Ежегодно |
240 000 |
240 000 |
720 000 |
|
Затраты на выплату процентов |
82 250 000 |
82 250 000 |
246 750 000 |
||
Рекламная кампания |
200 000 |
75 000 |
350 000 |
||
Итого без затрат на проценты |
280 665 000 |
281 120 000 |
330 000 |
281 780 000 |
|
Всего затрат |
362 915 000 |
363 370 000 |
82 580 000 |
528 530 000 |
Облигация – весьма жесткое долговое обязательство: осуществляя эмиссию облигаций, эмитент несет определенные риски, и всегда существует вероятность того, что облигационный займ не будет успешным, то есть сам факт эмиссии облигаций еще не гарантирует их размещения на разработанных эмитентом условиях[24].
Отметим, что до кризиса 2008-09 дефолты облигационных займов носили единичный характер. Пик количества дефолтов наблюдался в 2009 г.: 299 фактических и 30 технических дефолтов. В 2011 и 2012 гг. количество фактических дефолтов составило всего 23% и 5% от максимума 2009 г.
Таблица 10
Дефолты облигационных займов в 2012 г.[25]
Эмитент |
Вид обязательства |
Плановая дата исполнения обязательства |
Статус |
Реструктуризация |
Объем неисполненного обязательства |
ЗАО «М-Индустрия» |
Купон |
11.01.2012 |
Дефолт |
Да |
80 200 000 |
ОАО «НОК» |
Купон |
28.02.2012 |
Дефолт |
Нет |
13 313 439 |
ОАО «Рыбинский кабельный завод» |
Купон |
28.02.2012 |
Дефолт |
Нет |
2295 |
ОАО «Рыбинский кабельный завод» |
Погашение |
28.02.2012 |
Дефолт |
Нет |
229 514 000 |
ООО «МГ Групп» |
Купон |
17.03.2012 |
Дефолт |
Нет |
61 182 000 |
ООО «МГ Групп» |
Погашение |
17.03.2012 |
Дефолт |
Нет |
39 600 003 |
ООО «МОСМАРТ ФИНАНС» |
Купон |
12.04.2012 |
Дефолт |
Нет |
2 793 |
ООО «МОСМАРТ ФИНАНС» |
Погашение |
12.04.2012 |
Дефолт |
Нет |
25 860 000 |
ОАО «РИАТО» |
Погашение |
04.06.2012 |
Дефолт |
Нет |
130 650 000 |
ООО «МГ Групп» |
Погашение |
117.06.2012 |
Дефолт |
Нет |
39 603 000 |
ООО «МГ Групп» |
Купон |
18.06 2012 |
Дефолт |
Нет |
60 156 000 |
ЗАО «М-Индустрия» |
Купон |
11.07.2012 |
Дефолт |
Да |
80 201 412 |
ОАО «НОК» |
Купон |
28.08.2012 |
Дефолт |
Нет |
13 313 438 |
ООО «МГ Групп» ООО «МГ Групп» |
Купон |
17.09.2012 |
Дефолт |
Нет |
58 464 00 1 364 403 000 |
Анализируя данные, представленные на рис. 4-5, отметим, что в 2011-2012 гг. наблюдается значительное снижение количества дефолтов по сравнению с 2009-2010 г.г.
Рис. 4. Количество дефолтов на рынке корпоративных облигаций
Рис. 5. Объем непогашенных обязательств по облигациям[26]
В целом же, можно сделать вывод о том, что для ОАО «АВТОВАЗ» эмиссия облигаций позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для развития.
Заключение
Акционерное общество представляет собой одну из организационно-правовых форм юридического лица, позволяющую размещать ценные бумаги вообще, и единственный вид юридического лица, которое вправе выпускать акции. Акционерная собственность есть присвоение извлекаемой через посредника (наемных управляющих - предпринимателей) прибавочной стоимости титульными собственниками капитала и его распорядителями (группой наемных управляющих) в форме дивиденда, учредительной прибыли, вознаграждения за управление и других присущих для них формах, осуществляемое в ходе воспроизводственного процесса.
В работе проведен анализ финансов ОАО «АВТОВАЗ». Проведенный анализ выявил, что ОАО «АВТОВАЗ» не имеет достаточного объема финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности, что подтверждается значениями коэффициентов ликвидности. В данной связи можно сделать вывод о том, что восстановление оборотных средств и платежеспособности ОАО «АВТОВАЗ» возможно за счет изменения структуры источников оборотных средств, в частности посредством снижения доли банковских кредитов и увеличения доли финансирования за счет выпуска облигационных займов.
В ближайшие годы привлечь инвестиционные ресурсы под следующие проекты:
- автомобили на платформе В0;
- семейство автомобилей LADA 2190;
- модернизация 8-клапанных двигателей;
- проект Евро-4.
В 2012 г. на финансирование проектов потрачено более 15 млрд. руб.
Исходя из объема привлекаемых ОАО «АВТОВАЗ» финансовых ресурсов, можно предположить, что предприятию необходимо разместить облигационный заем на сумму 10 млрд. руб.
ОАО «АВТОВАЗ» рекомендовано привлечение финансовых ресурсов на основе эмиссии облигаций.