Файл: Условия выбора метода адекватного управленческой проблеме на примере ОАО «ЗИФ Плюс».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа и преодоления проблем управления

1.1. Роль и место диагностики проблем в процессе принятия управленческих решений

1.2. Проблемы и их диагностика как основа анализа действий в процессах принятия управленческих решений

1.3. Методика исследования процедур принятия управленческих решений

Глава 2. Анализ проблем, возникающих при подготовки и реализации управленческих решений в ОАО «ЗИФ Плюс»

2.1. Общая характеристика организации ОАО «ЗИФ Плюс»

2.2. Анализ системы принятия управленческих решений в организации

2.3. Социологические исследования проблем принятия и реализации управленческих решений

Глава 3. Разработка рекомендаций диагностики управленческих проблем и их преодоления в ОАО «ЗИФ Плюс»

3.1. Разработка рекомендаций по изучению проблемной ситуации в организации

3.2. Разработка проекта управленческого решения направленная на преодоление проблем его реализации

3.3. Расчет социально - экономической эффективности решений

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что оной из наиболее трудных стадий в разработке управленческих решений, является диагностирование проблем. Причём этот процесс должен осуществляться на ранних стадиях её проявления. Веди чем раньше проблема будет выявлена, определена и проанализирована, тем точнее будет управленческое решение и эффективны его последствия для организации в целом.

Понимание управленческого решения как термина выходит за рамки теории исследования операций и является предметом самостоятельной теории - теории принятия решений. Однако теория принятия решений ак­тивно использует результаты системотехники и исследования операций при принятии соответствующих типов решений.

Основой разработки решений может быть назван системный анализ.

Функция принятия решения наиболее специфична в деятельности руководителя и в наибольшей мере отражает ее своеобразие. Она очень широко представлена в управленческой деятельности и пронизывает все иные компоненты и этапы управленческой деятельности. В теории управ­ления стало аксиомой положение о том, что функция принятия решения - центральное звено всей деятельности руководителя. Отмечается, напри­мер, что «...принятие решения - это интегральная часть любого управления... более, чем что-либо другое, отличающее менеджера от не менеджера». Г. Кунц и С. О'Доннел указывают, что «управляющие счита­ют принятие решения своим главным делом» [6, с. 47]

Объект исследования – управленческие проблемы в организации.

Предмет исследования – управление процессом диагностики проблем и механизмах преодоления в ходе принятия управленческих решений..

Основной целью данной работы является изучение процессов подготовки и принятия управленческих решений и управление процессом диагностики проблем и механизмах преодоления в ходе принятия управленческих решений.

Основными задачами данного проекта являются:

  • рассмотреть роль и место диагностики проблем в процессе принятия управленческих решений;
  • выявить проблемы и их диагностика как основа анализа действий в процессах принятия управленческих решений;
  • анализ системы принятия решений ОАО «ЗИФ Плюс»;
  • совершенствование системы управления ОАО «ЗИФ Плюс»;
  • совершенствование технологии принятия управленческих решений;
  • принятие решений по конкретной проблеме.

Теоретической основой работы служат труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам исследования управленческих решений.


В процессе выполнения курсовой работы были применены следующие методы: метод сравнительного анализа; метод объектно-ориентированного программирования; метод оценки финансовой рентабельности.

Для реализации поставленных в данной работе целей и задач, по ходу выполнения этапов анализа объекта исследования будут проведены следующие виды работ:

- в первой главе будут рассмотрены теоретические основы содержания и функций управленческих решений;

- во второй главе будет проведён анализ содержания и функций принятия решений в ОАО «ЗИФ Плюс»;

- в третьей главе будет выполнена разработка рекомендаций по принятию решений в ОАО «ЗИФ Плюс».

- в заключении будут подведены итоги по результатам выполненной работы, проанализирован уровень достижения поставленной цели и сделаны выводы по предложенным рекомендациям.

Глава 1. Теоретические основы анализа и преодоления проблем управления

1.1. Роль и место диагностики проблем в процессе принятия управленческих решений

Процесс подготовки и принятия решения – это «циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения» [8, с. 51].

Данный процесс включает много различных элементов, основными из которых являются: проблема, цель, альтернативы и выбор альтернативы.

Для получения наиболее целостного и наглядного представления о процессе принятия решений обратимся к рассмотрению схемы его структуры, представленной на рисунке.

Следует отметить о том, что «данная схема является идеализированной моделью, и в реальной жизни структуру процесса принятия решений во многом определяют ситуация и решаемая проблема» [14, с. 114].

Принятие решений является сложным систематизированным процессом, состоящим из следующих основных этапов:

  1. Необходимость принятия решения. Данный этап включает в себя 3 подэтапа:
    1. признание проблемы;
    2. формулирование проблемы;
    3. определение критериев успешного решения проблемы.

На этапе изучения ситуации происходит признание или непризнание существования проблемы в организации. Признание проблемы необходимо для её решения, т.к. в случае непризнания проблемы её решение не состоится.

Формулирование проблемы – это «придание значения проблеме, признанной существующей.

Проблема может быть определена как возможность, как кризис и как рутинная ситуация. При этом первый тип проблемы должен быть обнаружен и раскрыт, остальные – проявляются сами и требуют непосредственного участия менеджера.

Для определения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Что происходит в организации?
  • Каковы причины происходящего?
  • Кто или что за этим стоит?

Определение и формулирование проблемы позволяет ранжировать её среди всех проблем. Как правило, основой для разделения служат следующие критерии:

  • последствия проблемы;
  • воздействие на организацию;
  • срочность проблемы и ограничение по времени;
  • степень использования способностей и времени руководителя;
  • внимание к проблеме;
  • жизненный цикл проблемы.

Изучая данные факторы, менеджер может определить характер решения проблемы, проранжировать, от наиболее важной - к наименее важной. Как правило, наиболее важными становятся проблемы со следующими характеристиками:

  • сильная поддержка и давление извне в пользу решения проблемы;
  • наличие ресурсов, необходимых для решения проблемы;
  • решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя отказаться» [13, с. 147].

1.2. Проблемы и их диагностика как основа анализа действий в процессах принятия управленческих решений

Для того, чтобы руководитель организации мог принять чёткое и продуманное решение, в основе его деятельности должно лежать понимание системы диагностики проблем и основных параметров данной работы. В большинстве случаем менеджер имеют тенденцию переусложнить или упрощать понимание существующей проблемы, стоящей перед ними.


При пере усложнении проблемы ЛПР зачастую для анализа принимают «слишком большое число исходных параметров, которые могут не иметь отношение к исследуемой проблеме. Из-за недостаточной квалификации, ЛПР не может релевантно оценить информацию, требуемую да определения проблем. В результате этого проблема определяется не верно, или слишком широко, что приводить к «распылению» ресурсов при её устранении. В любом случаи при переоценке проблемы принятое решение оказывается не достаточно эффективно для полного и оптимального управления проблемы» [19, с. 254].

Другая крайность заключается в том, что ЛПР оценивает проблему поверхностно, считая её недостаточно актуальной и важной. В результате этого проблема «разрастается», охватывая новые сферы, что приводит к тому, что в дальнейшем для её устранения требуется намного больше ресурсов, чем при оперативном принятии решения.

Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Наличие проблемы – «критического рассогласо­вания между желаемым положением и реальным - является фактором, активизирующим усилия менеджмента. Реальные параметры эффект» обеспечиваются существующей системой в реальных условиях» [11, с. 145].

Мониторингом проблемы является «наблюдение параметров органи­зации с целью установления самого факта критического рассогласования между заданными (или желаемыми) значениями и наблюдаемыми значе­ниями параметров. При мониторинге проблемы могут быть использованы кибернетические представления объектов. В частности, для мониторинга проблемы может быть использовано представление объекта анализа в виде модели «параметр - поле допуска». Мониторинг осуществляется после обнаружения проблемы» [8, с. 23].

Диагностикой проблемы называется анализ величин и соотношений параметров организации и рыночной среды, а также изменений этих соотношений с целью установления причин возникновения проблемы, иерархиче­ского уровня системы (уровня выполняемых функций, структуры или пара­метров), на котором возникла и может быть устранена проблема. Диагно­стика требует знания функциональной и агрегатной структуры и значений параметров объекта управления при нормальном его функционировании.

Осознание связи проблемы с появлением или изменением того или иного фактора или их комбинации состоит в установлении логических причинно следственных связей. При этом могут быть использованы, в частности, методы логики предложений.


В качестве наиболее типичных проблем российского типа рыночной экономики могут быть названы: недопустимое (с точки зрения данного предприятия) снижение чистой прибыли; снижение безопасности бизнеса; недоступность каких-либо видов ресурсов вследствие административных ограничений; непропорциональный рост издержек при повышении цен поставщиками монополистами в производстве определенных видов сырья и энергии и т. п. [17, с. 189].

Первая фаза в диагностировании сложной проблемы - осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. На­пример, некоторые общие симптомы проблем в организации: низкая при­быль, сбыт, качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в организации, большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов до­полняют друг друга. Чрезмерные издержки и низкая прибыль часто нераз­лучны, как и текучесть кадров с конфликтами.

Параметры эффекта отражают процессы и определяются во взаимо­действии системы и среды, причем среда также является системой. Таким образом, наличие и величину рассогласования параметров системы опре­деляют под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешними факто­рами являются воздействия элементов среды: уровень налогов, структура спроса, цены и т. д. Внутренние факторы: величина собственного капита­ла, изношенность основных фондов, структура организации, квалификация персонала и т. п. При диагностике проблемы важно отдавать себе отчет в том, как можно ее решить. Решения проблемы могут находиться в области изменения функций, структуры, параметров работы организации [20, с. 114].

Проблема носит функциональный характер, если она проявляется и, соответственно, может быть решена на уровне функций организации, если ее решение возможно: при переходе на выпуск нового товара или услуги; при изменениях рыночного сектора; при изменении положения и характера взаимоотношений- с поставщиками (образование вертикально интегриро­ванных структур - регрессивная интеграция), конкурентами (горизонталь­ная интеграция), системой распределения (прогрессивная интеграция); при изменении форм собственности; при изменении отраслевой принадлежно­сти и ряда других изменений, затрагивающих основы работы организации. Это наиболее сложный и ресурсоемкий тип проблемы, требующий пере­стройки и изменения всей организации в целом. При изменении функций должны изменяться структура и значения параметров.

Проблема имеет структурный характер и, соответственно, может быть решена при изменении структуры организации, если ее решение еще не требует изменения функций, но уже не может быть достигнуто путем изменения числовых значений отдельных параметров [18, с. 145].