Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
Выше из перечисленных пять видов налогов взимаются в различных пропорциях на всех уровнях, и поступают в федеральный бюджет, а две категорий взимаются налоговыми службами штатов и местными органами власти.
Налоги в разных странах можно объединить основные группы соблюдаемые в разных странах, несмотря на разные название и ставки, сущность и понятия которых в конечном итоге одинаковые:
- Подоходный налог юр.лиц;
- Подоходный налог физ.лиц;
- Налоги с оборота и;
- Налог на добавленный стоимость.
Подстраивайся под всеми гражданами и для всем налогоплательщикам страны создать справедливую подходящую налоговую систему, вероятно никто и некогда не создаст. Но законодатель любой страны соблюдая правила и принципы должен стремиться наилучшим результатам.
Из-за долгим закрытием от внешнего мира границ, страны восточной Азии используют специфическими особенностями налогообложение. На отложение платы налогов от доходов налогоплательщиков Европейских странах довольно жёстко относятся, и можно охарактеризоваться высокой нагрузкой. Так как ставки очень велики, подоходному налогу физических лиц и налоги на прибыль компаний может доходить до 40 и даже до 50%. В этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов. Ведь далеко не все налогоплательщики может самостоятельно разобраться законодательных актах в сфере налогообложения.
2.3. Налогообложение в экономике Республики Казахстан
С приобретением независимости, как в правовой, так и экономической сфере потребовались радикальное изменения. Налоговая система Казахстана находиться и на сегодняшний день постоянного совершенствования. В 1995 году возникла необходимость принятия Указа Президента, впоследствии ставшего Законом Республики Казахстан.
Налоговая система Республики Казахстан должна быть стабильной, эффективной, чтобы положительно влиять на эффективность предпринимательство. В 2002 году Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» вступил в силу. Налоговый Кодекс был более общим правовым актом, чем Указ, и регулировал отношения налогоплательщика между государством и предусматривал процедуры исчисления и уплаты налогов.
В 2008 году по объявлению президента РК, о том что Республике Казахстан нужен новый Налоговый Кодекс, который должен предусмотреть низкие налоговые ставки и упрощённые процедуры налогового администрирования. И в результате 10 декабря 2008 года был принят новый Налоговый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», с 1 января 2009 года вступил в силу.
В 2017 году приняли по счету второй раз новый Налоговый Кодекс. Пройдёмся по нескольким видам налогов и налоговым ставкам. В сложных условиях становления рыночной экономики в Республике Казахстан, особенно важное и актуальное значение имело формирование рациональной налоговой системы, не оказывающей угнетающего воздействия на предпринимателей и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику. Налоговая система это целостность или комплекс, состоящий из совокупности налогов, находящихся во взаимодействии друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства. В состав налоговой системы входят: законодательная и нормативная базы, регулирующие налоговые отношения; методы построения и взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет; виды и формы проведения налогового контроля; организации, в функции которых входит взимание налогов, в частности, налоговые органы, финансовая полиция. В данный момент в Республике Казахстан действующие налоги классифицируется по различным основанием, в зависимости от носителя делятся прямые налоги и косвенные налоги. Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуг, где субъект налогообложения перекладывает обязанность плательщика на другое лицо.
Корпоративный подоходный налог – это косвенный налог, ставка КПН составляет: 20% - применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщиком, принявшего общеустановленный порядок; 10% - для которого земля является основным средством производства. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Налоговым периодом является календарный год. В случае создание организации после начало календарного года, то первым налоговым периодом является период времени со дня создания и до конца календарного года. При ликвидации от начало года до даты ликвидации. Декларация по КПН должна быть предоставлено до 31 марта года, следующим за отчетным периодом.
Акциз – косвенный налог, взымаемые с налогоплательщиков, производящих, импортирующих и реализующих определенные виды товаров как табак, вино, все виды спирта, бензин, сырая нефть и т.д. В Казахстане акциз введен в налоговую систему 1991 году. Подакцизные товары, реализуемые на экспорт, не является объектом обложения акцизом. Ставки акцизов бывает твердая и адвалорная. Для алкогольной продукции применяется оба вида акциза. Налогоплательщик в налоговые органы сдает форму 400.00 «Декларация по Акцизу», и уплата акцизов производиться до 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Налогоплательщикам возлагается ответственность за правильное исчисление и своевременное оплата налогов, а контроль остается за налоговыми и таможенными органами соответствие с законодательством.
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу, и является неотъемлемым условиям ввоза и вывоза. По объектам обложения делятся: импортные и экспортные. Таможенный сбор за таможенный декларирование товаров составляет 20 000 тенге, и уплачивается налогоплательщиком до или одновременно с подачей таможенной декларации. Если нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами, то днем уплаты считаться день нарушения ограничения. Если же день нарушения установить невозможно, то днем уплаты считается дата регистрации таможенной деклараций. За несвоевременное или за напольную уплату таможенных сборов в установленный срок, уплачивается пеня.
Налог на добавленный стоимости – ставка 12%, применяется к товарообороту, импорту товаров и услуг, а 2020 году была принята новая ставка 8%, и применяется при ввозе и реализации социально значимых товаров. Порогом для регистрации в качестве плательщика НДС 12% является 2020 году 30 000-кратный размер месячного расчетного показателя.
Социальный налог - исчисляется по ставке к объекту налогообложения с 2018 года 9,5%, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц использующие специальный налоговый режим составляет 3% от дохода за полугодие. Поступает в областные, местные, а также бюджеты города республиканского значения и столицы. Объектами является: для юридических лиц – численность работников, а для индивидуальных лиц – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждение.
Налог на имущество – физических лиц взимается в соответствие жилища, здания, дачные постройки и иные постройки находящийся на территории РК. А для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеющие объекты налогообложения на праве собственности на территории РК. Объектами налогообложения законодательством считается: здания, части здания, сооружения учитываемые в составе ОС; являющихся объектами концессии, права на которые переданные по договору и т.д. Срок уплаты налога для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ежеквартально, а для физических лиц один раз в год. Нужно отметить, за несвоевременную уплату налога штраф не предусмотрен, возможно только пеня или другие санкции.
Индивидуальный подоходный налог – это налог, выплачиваемый с дохода физических лиц, в том числе с дохода ИП и с заработной платы, резиденты и нерезиденты, имеющие объекты налогообложения. Объектами обложения является:
- Доходы физического лица облагаемые у источника выплаты;
- Облагаемые самим самостоятельно.
Возврат излишне уплаченные суммы осуществляется по заявлению плательщика, в течение трех лет.
Земельный налог. Налог на землю РК выплачивают юридические лица, так и физические лица, а именно: владельцы земельного участка с постройкой зданий или дачного участка, хозяева квартир высотных домов, и у кого земля находится в пользовании. Земельный кодекс учитывая, есть ли постройки на участках и включает определенные ставки для каждой из категорий. В 2020 году налоговая база Республики Казахстан остались без изменений. Но при изменений статусов городов изменились и, налоговые ставки городов. Срок уплаты налогов у физических лиц является 12 месяцев после его начисления. У юридических лиц является до 25 февраля, до 25 мая, до 25 августа и до 25 ноября. На не вовремя уплаченные налоги накладывается пеня, ставками НацБанка.
Налог на транспортные средства. Согласно Налоговому Законодательству Республики Казахстан статья 492, размер налога налогоплательщика устанавливается в соответствие с объёмом двигателя транспорта.
- 1 МРП – до 1,1 тыс. куб.см объем двигателя;
- 2 МРП – до 1,5 тыс. куб.см объем двигателя;
- 3 МРП – до 2 тыс. куб.см объем двигателя;
- 6 МРП – до 2,5 тыс. куб.см объем двигателя;
- 9 МРП - тыс. куб.см объем двигателя и т.д.
Владельцы специальных и грузовых автомобилей присмотрено другие ставки, грузоподемность до 1т заплатять 3 МРП, до 1,5т – 5 МРП, до 5т – 7 МРП и т.д. тыс. куб.см объем двигателя;
2.4. Влияние коронавируса на налоги
Ситуация с эпидемией коронавируса, вспыхнувшей в КНР в конце прошлого года, оказывает отрицательное влияние на поступление один из налогов НДС на импорт, сообщает inbusiness.kz 10 марта 2020 года. Пандемия короновируса вызвала закрытие границ и принес к неожиданным налоговым последствием. Граждане и компании платят налоги в стране налогового резидентства, там, где обычно находиться. Если имеется доходы в других странах, то по ним нужно отчитываться и платить налоги, уже в двух странах. Большинство стран заключили между собой соглашение об избежание двойного налогообложения, нужны только подтверждающие документы и согласие налоговых органов.
После закрытие границы, многим должностным лица иностранных компании пришлось управлять компаниями оттуда. Временная смена местонахождения руководителей является чрезвычайной ситуации и не должна приводить к изменению налогового резиденства компании. Разные страны относятся по разному к этой ситуации.
О мировом финансовом кризисе говорить пока рановато. Ославленные валюты и дешевеющая нефть приведет к увеличению налоговой нагрузки. Как и во всех странах, 2020 года власти рассматривают увеличить подоходный налог, но в замен отменить налог на доходы физических лиц. НДС повышать, пока, не планируется, но все может измениться в зависимости от ситуации с развитием коронавируса.
По словам экспертов, во время пандемии в Китае были серьёзные проблемы с продовольственной логистикой, даже при этом, продовольственный рынок был гораздо более диверсифицированный. Во многих странах эти проблемы до сих пор не устранены, не смотря на спад эпидемий. Цены на некоторые продукты питания, как сахар, мука, подсолнечное масло, рис и т.д. уже идут в верх, и потребительская паника, все сметать с полок, только усиливает эту тенденцию.
Во время пандемии организации не упустили вопрос о отражении налоговых обязательств, при составлении финансовой отчетности.
Заключение
Налог является необходимым инструментом построения экономических отношений в обществе. Налоговая система должна быть стабильная. Действующая налоговая система не в полной мере отражает состояние политического и экономического развития общественного сознания. Потому что постоянные корректировки, пополнение, вносимое в налоговый кодекс свидетельствует все это и недовольство субъектов.
Для того что бы воспитать населения налоговой культуре, нужно вести свободный доступ к информациям о затраченных ресурсах. Различные и крупные мероприятия государство осуществляется за счет налогоплательщика. В некоторых странах, где правительство ощущает ответственность перед налогоплательщиками ведён требование к доступу информации о расходовании средств.
Несмотря на определенные достижения, налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения и поправки. Наверное, идеальный Налоговый Кодекс, устраивающий всех участников рынка и государство составить невозможно.
История свидетельствует, что налоги является более поздними формами государственного дохода. Ранее, временно назывались «auxilia», в переводе «помощь». XVII в. король не мог ввести налог без ведомо английского парламента, но постоянные войны и содержание армий потребовались огромные средства, и налоги становились обычными государственными источниками средств. Известный политический деятель Б.Франклин написал, что «платить налоги и умереть должен каждый».