Файл: Транспортный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: составлена автором на основе данных аналитической и статистической отчетности налоговых

органов Российской Федерации (Официальный сайт Федеральной Налоговой службы)

Анализируя данные таблицы 5 можно отметить, что наибольшая сумма налога начислена в 2015 г., поступила в 2015 г., наибольшая собираемость наблюдается так же в 2015 г. В период с 2013 по 2015 гг. сумма начисленного и поступившего транспортного налога росла, а собираемость в среднем по России находилась на уровне 87,3%. Таким образом, можно утверждать, что около 13% начисленного транспортного налога не поступило в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Проведем анализ собираемости транспортного налога в разрезе Центрального федерального округа в 2015 году (таблица 6).

Таблица 6 - Анализ собираемости транспортного налога в разрезе Центрального федерального округа за 2015 г.

Субъекты РФ

Начислено, млрд. руб.

Поступило, млрд. руб.

Собираемость, %

Центральный федеральный округ

58,555

51,124

87,3

Белгородская область

1,702

1,573

92,4

Брянская область

0,879

0,823

93,6

Владимирская область

1,352

1,269

93,9

Воронежская область

2,714

2,417

89,1

Ивановская область

0,686

0,569

82,9

Калужская область

0,945

0,816

86,4

Костромская область

0,596

0,543

91,1

Курская область

0,960

0,876

91,2

Липецкая область

1,083

0,943

87,1

Московская область

13,357

11,557

86,5

Орловская область

0,731

0,681

93,2

Рязанская область

1,090

0,986

90,5

Смоленская область

0,758

0,749

98,8

Тамбовская область

1,018

0,954

93,7

Тверская область

1,287

1,102

85,6

Тульская область

1,339

1,186

88,6

Ярославская область

1,275

1,113

87,3

город Москва

26,783

22,967

85,8

Источник: составлена автором на основе данных аналитической и статистической отчетности налоговых


органов Российской Федерации (Официальный сайт Федеральной Налоговой службы)

Как видно из таблицы 6, наибольшая сумма транспортного налога начислена и поступила в городе федерального значения – Москве, а наименьшая в Костромской области.

Для наглядности полученные результаты можно сравнить и представить в виде графика (рис.3).

Рисунок 3 - Собираемость транспортного налога в разрезе ЦФО за 2015г., %

Анализируя рисунок 3, следует отметить, что в 2015 г. наибольшая собираемость транспортного налога наблюдается в Смоленской области (98,8%), а наименьшая собираемость в Ивановской области (82,9%). Данный разрыв в показателе собираемости транспортного налога связан с предоставлением налоговых льгот, отсутствием достоверной и полной информации о владельцах транспортных средств, с уклонением от уплаты транспортного налога, а так же ставки транспортного налога сильно отличаются по субъектам, следовательно, возникает различие в налоговой нагрузке.

Проанализируем проблему собираемости транспортного налога в 2014-2016гг. в г.Москве (табл.7).

Таблица 7 – Собираемость транспортного налога в 2014-2016гг. в г.Москве

год

Исчислено, млн.руб.

Поступило, млн..руб.

Собираемость, %

всего

в том числе

всего

в том числе

всего

в том числе

с ЮЛ

с ФЛ

с ЮЛ

с ФЛ

с ЮЛ

с ФЛ

2014

24261,9

4226,9

20034,9

19096,1

4165,4

14930,6

78,7

98,5

74,5

2015

26783,4

4891,3

21892,2

22966,8

4822,4

18144,5

85,8

98,6

82,9

2016

29095,2

5004,7

24090,5

22086,6

4813,2

17273,4

75,9

96,2

71,7

Итого

80140,5

14122,9

66017,6

64149,5

13801,0

50348,5

80,0

97,7

76,3

Таким образом, самая высокая собираемость транспортного налога была 2015г. и составляла 85,8%, в том числе с юридических лиц в консолидированный бюджет г.Москвы поступило 98,6% исчисленного транспортного налога, а с физических лиц – только 82,9%. За 2016г. было собрано 75,9% исчисленного транспортного налога, в том числе 96,2% - с юридических лиц и 71,7% - с физических лиц. Негативно сложившуюся тенденцию характеризует не только то, что собираемость транспортного налога снизилась в 2016г. по сравнению с 2015г., но и то, что она ниже показателя 2014г., когда в консолидированный бюджет г.Москвы поступило 78,7% исчисленного транспортного налога, в том числе 98,5% - с юридических лиц и 74,5% - с физических лиц.


В среднем за 2014-2016гг. собираемость транспортного налога составила 80%. При этом среди юридических лиц не уплатили транспортный налог только 2,3% организаций, а из физических лиц 23,7% - это недобросовестные налогоплательщики.

2.3 Проблемы налогообложения транспортным налогом

Налогообложение транспортных средств имеет ряд недочетов и недостатков. Поступления транспортного налога давно не компенсируют расходы на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия на нее автотранспортных средств. Доработки требует система ставок. Так же из всех налогоплательщиков есть такие классы автолюбителей, как например «подснежники» - пользователи автомобилем только летом, или же кто ездят только на дачу и обратно, то есть частота поездок таких водителей на порядок ниже, чем у водителей, пользующихся своим авто каждый день, а налоги они платят одинаковые. Соответственно, дорога от езды первых разрушается меньше, чем от вторых.

В связи с этими размышлениями автолюбителей, давно возникла идея включения налога в саму цену бензина. Тут получается все просто: больше ездить - больше платишь налогов, ездишь не постоянно - платишь копейки. Данная практика сейчас реализована в Америке, где очень хорошо себя зарекомендовала. [11]

Но есть и минусы. Первое - это цена самого бензина. Сейчас она и без того не маленькая, а если туда будет включен транспортный налог, то она может подняться до небывалых высот. Но тут нужен тщательный подсчет той доли цены, которая будет уходить на оплату налога, чтобы она не вызвала у водителей паники и резко-отрицательного отношения, ведь поступление налогов в бюджет - крайне важно, а при «психологическом ступоре», да и просто - жадности - налоги будут всячески недоплачиваться, уводится и так далее, что скажется негативно.

Но из этого решения вытекает другая проблема - с повышением цен на бензин - повысятся и тарифы общественного транспорта, а это расходится с политикой увеличения доли общественного транспорта в пользу снижения на дорогах доли частного, то есть когда на одной машине - один или несколько человек. Так как считается, что при сокращении доли машин на дорогах -снизится и плотность потока, уменьшаться пробки, соответственно меньше разрушаются дороги, и на их ремонт понадобится меньше денег, но и денег от транспортного налога поступит меньше - получается замкнутый круг.


Но и тут есть выход – можно просто предоставлять топливо для общественного транспорта по социальным ценам. И тем самым, это спасет от подорожания проезда в общественном транспорте. Но тем самым статья расходов только растет, а при политике сокращения частного транспорта -доля денежных поступлений будет сокращаться, что также неверно с точки зрения обогащения бюджета.[16]

Исходя из выше изложенного, можно судить о несколько неверной налоговой политике. Так как, во-первых: настаивая на курсе сокращения доли машин на дорогах – сокращается и доля налогоплательщиков; во-вторых: при постоянном увеличении налога – доля налогоплательщиков как теоретически, так и практически может также сокращаться, что в купе дает снижение налоговых поступлений. Но главная причина, по которой водители более не захотят платить налог, и попытаются всячески от него уйти – это качество выполняемого ремонта дорог, и в целом – их развязки, съезды, средства на которые может быть и есть, но идут они все не туда. И вот эта проблема и есть главная – возможная причина снижения поступления доли транспортного налога, ведь приходит когда-то конец постоянной уплаты налога на неизвестно что.

Таким образом, если в ближайшее время в дорожной политике ничего не изменится, а тарифы на транспортный налог все также будут расти, то вероятность снижения доли налогоплательщиков вполне может увеличиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации транспортный налог является региональным, он формирует в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данные средства предназначены для строительства и ремонта дорог.

Действующая прогрессивная шкала налоговых ставок также нуждается в доработке относительно системы градации автомобилей по мощности с разницей в 50 лошадиных сил. То есть владельцы автомобилей мощностью 101 лошадиная сила и владельцы автомобилей мощностью 150 лошадиных сил сейчас исчисляют транспортный налог по одной ставке. Данную проблему можно решить двумя способами:

  • исчислять транспортный налог по принципу «за каждую дополнительную лошадиную силу». Эта методика даст возможность сделать переход к линейной зависимости величины налога от мощности автомобиля, тогда как сейчас наблюдается скачкообразная тенденция. Допустим, за автомобиль мощностью 154 лошадиные силы необходимо взимать налог как за 150- сильный автомобиль плюс добавка за дополнительные лошадиные силы. Таким образом, будет осуществляться плавный переход от одной категории к другой.
  • градация мощности автомобилей по более мелким интервалам, например от 100 лошадиных сил до 125 лошадиных сил и от 125 лошадиных сил до 150 лошадиных сил вместо действующей системы от 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (такая дифференциация ставок используется в г. Москве).

Проблема экологии и пробок на дорогах. Увеличение налоговой нагрузки должно было бы решить проблему экологии и проблему пробок в крупных городах. Данная мера способна заставить людей приобретать более компактные автомобили, которые наносят меньший вред экологии, а также благоприятно влияют на ситуацию с пробками на дорогах и парковкой.

Но сразу же дает о себе знать другая сторона: основное загрязнение атмосферы происходит за счет старых транспортных средств не зависимо от их мощности. Данную проблему можно решить, убрав старые автомобили с дорог, заменив их новыми. Однако высокий транспортный налог сегодня затрагивает новые мощные автомобили, а именно такие в основном работают на экологически чистом топливе. И именно это является одной из причин, по которой выше обозначенная мера решения проблемы невозможна.

Относительно судьбы транспортного налога уже несколько лет ведутся жаркие споры. И наиболее эффективным оказалось бы включение транспортного налога в стоимость бензина.

Идея отмены транспортного налога появилась несколько лет назад. Тогда депутатами было сделано предложение заменить его, увеличив акциз на бензин. И с определенной точки зрения это было бы достаточно удобно и правильно. Водитель должен платить именно за то, сколько он наездил в километрах, а владельцы транспорта будут платить налог именно за использование автомобиля, а не за то, что он просто хранится в гараже. Если ты обладаешь более мощной машиной, то и платить, соответственно, больше, если больше проехал, то и больше заплати. И, исходя из этого, даже нет нужды разрабатывать налог на «экологичность», обсуждение которого также ведется в последнее время достаточно активно.

Однако данный вариант имеет много серьезных минусов, о которых необходимо поговорить ниже:

1) сложность администрирования;

2) как быть с теми, кто пользуется социальной защитой и освобожден от уплаты транспортного налога вообще;

3) невозможность обложения налогом видов транспорта, использующих альтернативные виды топлива;

4) рост стоимости проезда в общественном транспорте.

Подобные недостатки со временем будет достаточно легко искоренить. Положительной стороной включения налога в цену топлива напрямую либо за счет увеличения акцизов можно считать рост поступлений в бюджеты, упрощение налогового администрирования, а также то, что средства будут поступать в бюджеты тех территорий, где транспортные средства реально эксплуатируются, а не туда, где они зарегистрированы. Это позволит транспортному налогу из налога на движимое имущество превратиться в налог за использование дорог. В настоящее время низкий сбор транспортного налога является одной из главных проблем, поскольку его собираемость не превышает порога в 40%. Если его включить в акциз на топливо, то платить налог будут все. Однако собираться он будет не одномоментно.