Файл: Транспортный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Соединенных Штатах Америки налоговая транспортная система так же построена в пользу экологии. Свою реализацию транспортный налог нашел в довольно-таки простой схеме: если автомобиль потребляет большое количество топлива, то соответственно больше проезжает километража. Иными словами в США транспортный налог включен в стоимость топлива. То есть, работает принцип – кто больше ездит, тот больше платит. Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8 цента) и Вайоминг (32,4 цента), а максимальные - в штатах Нью-Йорк (59,7 цента), Вашингтон (55,9 цента ) и Калифорния (53,7 цента).[9]

Рассмотрим применение транспортного налога в Дании. В данной стране граждане, пользующиеся автомобилем, оплачивают намного больше налоговую ставку, чем граждане РФ. Это обуславливается тем, что в Дании программы сохранения экологии напрямую зависят так же, как и во Франции напрямую от транспортного налога. Высшее руководство намеренно поддерживать виды транспорта, сохраняющие экологию, такие как велосипед, мопед, поэтому регистрируя автомобиль, для водителя в Дании максимальная налоговая нагрузка составляет 105% от стоимости машины. Если же автомобиль стоит более 18 тысяч долларов, то нагрузка будет 180% от стоимости автомобиля [15, c. 14].

Рассмотрим программу применения налога на транспорт в Японии. Налоговая ставка в Японии на автомобиль зависит от вариации массы и объема двигателя автомобиля. Например, сумма налоговой ставки на автомобиль Land Cruiser будет составлять более 540 долларов.

Что же касается Китая, то там налоговая ставка напрямую зависит от стоимости автомобиля. На автомобили отечественного производства в Китае максимальная налоговая нагрузка составляет около 10 процентов от стоимости автомобиля, а на иномарку в 4 раза больше.

Для комплексного анализа приведем еще в пример налоговую ставку на транспорт в Австралии. В данной стране налоговые ставки практически не различаются, там абсолютно все граждане платят одинаковую стоимость. Максимальная нагрузка в Австралии транспортного налога составляет 10% от стоимости автомобиля и 5% на грузовой транспорт [6, c. 17].

Подводя итог исследования, можно сделать вывод, что в большинстве зарубежных стран транспортного налога не существует. Вместо него взимается налог на имущество, экологический и дорожный налог. Экологический налог способствует приобретению автомобилей, менее отравляющих атмосферу, равно, как использование менее загрязняемого окружающую среду вида передвижения, такого, к примеру, как метро и троллейбусы. Из этих налогов некоторые могут отсутствовать, либо объединятся с ними, так же они могут быть скрытыми.


Поэтому, обобщая результаты сравнения транспортного налога в РФ и зарубежных странах, следует отметить, что в России установлен не самый высокий транспортный налог, как отмечено в жалобах Граждан РФ. В странах, которые были рассмотрены в этом параграфе, доходы у людей несоизмеримо выше, чем в Российской Федерации. Для многих граждан РФ затруднительно оплачивать транспортный налог, составляющий более 4000 рублей в год. По сравнению с Европейскими странами, где, за двухлитровую машину с выхлопом 150 граммов на км житель Европы выкладывает примерно 500 евро в год. Но в последнее время в РФ, как и в странах Европы, все чаще затрагивается тема, о переходе на транспорт и топливо, сохраняющие экологию. Необходимо отметить, что данное изменение, прежде всего, начнется с изменения налога на транспорт.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В Г.МОСКВЕ

2.1 Регулирование исчисления и уплаты транспортного налога в г.Москве

В настоящее время количество транспортных средств, зареги­стрированных на юридических и физических лиц в городе Москве, существенно возросло даже по сравнению с данными пятилетней давности и достигло 581597 единиц, находящихся на балансе юридических лиц и 3274535 единиц, имеющихся в собственности у физических лиц. Данное обстоятельство объясняет тот факт, что роль транспортного налога в формировании бюджета города Москвы и других субъектов Российской Федерации значительно возрастает.

В налоговом кодексе установлены базовые ставки транспортного налога, которые зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств. Существуют категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (Приложение 1).

Налоговые ставки, указанные в налоговом кодексе могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок по каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств и (или) их экологического класса. Количество лет, про шедших с года выпуска транспортного средства, определятся по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.


Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога на 2016 г. утверждены Законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» (ред.от 01.04.2015 г.) и приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Ставки транспортного налога по г.Москва в 2016г.

Исходя из изменений ставок транспортного налога в городе Москве по сравнению с базовыми налоговыми ставками, уста­новленными налоговым кодексом РФ, можно сделать следую­щие выводы:

Для легковых автомобилей количество категорий больше, чем базовом перечне. Так базовая категория свыше 100 л.с. и до 150 л.с. согласно Закона по г.Москве представлена двумя: свыше 100 л.с. и до 125 л.с. и свыше 125 л.с. и до 150 л.с., аналогично категории свыше 150 л.с. и до 200 л.с., а также свыше 200 л.с. и до 250 л.с. делятся на 2 части.

При этом максимальное увеличение базовых ставок применяется только ко второй части этих категорий, а для первой части увеличение составляет 7 - 8 раз. А ставки транспортного налога для маломощных легковых автомобилей (мощность двигателя до 100 л.с.) увеличены в меньшей пропорции (в 4,8 раз),). Это объясняется тем, что маломощ­ные автомобили в основном находятся в собственности у граж­дан с малым и средним достатком.

Существенно увеличены ставки транспортного налога на мотоциклы, снегоходы и мотосани (в 7-10 раз), так как данные средства передвижения не являются основными транспортными средствами, необходимыми для развития экономики, и находят­ся в собственности у граждан, относящихся к особенной суб­культурной группе населения.

Ставки налога на грузовые автомобили и автобусы увеличены в меньшем размере, чем на легковые автомобили и мотоциклы, но они дифференцированы с учетом срока эксплуатации. Ставки налога на грузовые автомобили и автобусы со сроком эксплуатации свыше пяти лет в среднем в полтора раза больше, чем на новые транспорт­ные средства. Это способствует сохранению благоприятной эколо­гической обстановки в городе Москве и стимулирует автотранс­портные предприятия к обновлению автопарка.

Ставки транспортного налога на яхты, самолеты, вертолеты и иные воздушные суда увеличены в 5 раз, что является средним по­казателем. Это объясняется тем, что данные транспортные средст­ва являются дорогостоящими и имеющими большую мощность. Увеличение ставок налога в большем размере приведет к сокра­щению данных транспортных средств, что повлияет на величину сбора транспортного налога в регионе.

Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей при расчете суммы налога применяется повышающий коэффициент (табл.3).


Таблица 3 – Повышающие коэффициенты на дорогостоящие автомобили

Легковые автомобили средней стоимостью

Год выпуска легковых автомобилей

от 2 до 3 лет

от 1 года до 2 лет

не более 1 года

не более 5 лет

не более 10 лет

не более 20 лет

от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно

1,1

1,3

1,5

-

-

-

от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно

-

-

-

2

-

-

от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно

-

-

-

-

3

-

от 15 миллионов рублей

-

-

-

-

-

3

Таким образом, если новый автомобиль стоит от 3 до 5 миллионов рублей, то повышающий коэффициент при исчислении суммы транспортного налога составит 1,5. Этот коэффициент будет постепенно снижаться (до 1,1) до тех пор, пока не пройдет три года с момента выпуска. При исчислении транспортного налога на автомобили стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей старше трех лет повышающий коэффициент не учитывается.

Если же новый автомобиль стоит от 10 до 15 миллионов рублей, то до 10 лет с момента его выпуска повышающий коэффициент составляет 3.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Минпромторгом России.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://minpromtorg.gov.ru/docs/list/.

Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы ( ст.361.1 НК РФ).

Перечень льготных категорий налогоплательщиков в г.Москве содержится в ст.4 Законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33 и представлен в Приложении 2.


Проанализируем состав налогоплательщиков транспортного налога по г.Москве в 2015г. (табл.4)

Таблица 4 – Структура налогоплательщиков транспортного налога по г.Москве в 2015г.

Категории налогоплательщиков

Количество налогоплательщиков

Удельный вес, %

всего

в том числе применяющих налоговые льготы

всего

в том числе применяющих налоговые льготы

Юридические лица

48746

53

1,83

0,01

Физические лица

2615791

469223

98,17

99,99

Всего

2664537

469276

100,00

100,00

Таким образом, по г.Москве в составе налогоплательщиков, как и в целом по России, подавляющее большинство составляют физические лица – 98,17%, а на долю юридических лиц приходится только 1,83%.

Проиллюстрируем состав налогоплательщиков транспортного налога на диаграмме (рис.2) .

При этом только 53 организации (0,11%) имеют льготы по транспортному налогу, что составляет 0,01% от общего числа льготников, а на долю физических лиц приходится 99,99%.

Рисунок 2 - Структура налогоплательщиков транспортного налога по г.Москве в 2015г.

При этом в составе налогоплательщиков льготы предоставлены 17,61% налогоплательщиков, в том числе имеют льготы 17,94% налогоплательщиков - физических лиц.

2.2 Проблемы собираемости транспортного налога в г.Москве

Чтобы оценить эффективность регулирования транспортного налога проведем анализ собираемости транспортного налога по России, Центральному федеральному округу и на территории г. Москвы, который находится как отношение суммы поступившего транспортного налога к сумме начисленного к уплате транспортного налога (табл.5).

Таблица 5 - Анализ собираемости транспортного налога за 2013 – 2015 гг. на территории РФ

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Начислено, млрд. руб.

122,324

136,982

156,778

Поступило, млрд. руб.

106,133

117,532

139,978

Собираемость, %

86,8

85,8

89,3