Файл: «Оборотные активы предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оптимизация структуры источников оборотных средств способствует повышению эффективности их использования, росту финансовых результатов предприятия.

Заемные средства представляются предприятиям на определенный срок, после чего они подлежат возврату.

Заемные средства представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, с помощью которых удовлетворяется временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Кредит как источник оборотных средств может выполнять разные роли.

Он может быть:

  • дополнительные источники при недостатке собственных средств;
  • источником покрытия непостоянной части оборотных активов;
  • финансовым рычагом, повышающим рентабельность собственных средств

Кредиторская задолженность является привлеченным источником оборотных средств, поскольку деньги, не уплаченные кредиторам, остаются в обороте предприятия и являются источником его текущей деятельности.

Но кредиторская задолженность неоднородна, и соответственно каждая часть выполняет свою роль. Непосредственно кредиторы – это неплатежи поставщикам, подрядчикам, бюджетам по оплате труда и другие, возникающие, как правило, из-за отсутствия средств.

Правильное соотношение между собственными, заемными и привлеченными источниками образования оборотных средств играет важную роль в укреплении финансового состояния предприятия.

В настоящее время структура источников формирования оборотных средств большинства предприятий не отвечает современным требованиям.

Существует три проблемы, без решения которых российская экономика не способна выйти из кризиса.[8]

Первая проблема – недостаток собственных средств у предприятий. Для ее решения необходим комплекс мер, который позволил бы предприятиям заработать свои оборотные средства. Среди этих мер налоговая, кредитно-денежная, таможенная, амортизационная политика и др.

Вторая проблема – дороговизна кредита для предприятий и незаинтересованность в нем коммерческих банков, отсутствие условий для развития коммерческого кредита и нормального вексельного обращения. В первую очередь здесь необходимо снижение учетной ставки Центрального банка, нормализация деятельности коммерческих банков.

Третья проблема – большие взаимные неплатежи предприятий друг другу. Помимо того, что большая задолженность не позволяет предприятиям нормально работать и даже просто выживать, предприятие несет громадные расходы, связанные с обслуживанием этой задолженности, через большое число посреднических фирм, из-за применения бартера, зачетов. Государство из-за этого недополучает большие суммы налогов.


2. Оценка эффективности управления оборотными средствами в ресторане «Bon Voyage»

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ресторана «Bon Voyage»

Кафе-ресторан Bon Voyage предлагает своим посетителям окунуться в настоящий праздник гурмана. Большой выбор горячих блюд, вкуснейшие десерты и легкие закуски перед едой, вино и другие напитки — все это едва ли сможет оставить кого-то равнодушным.

Bon Voyage предлагает отметить самые главные события в своей жизни по адресу: Саратов, ул. Аткарская, 31. По желанию заказчика повара приготовят блюда кавказской, европейской, русской кухни. Тут же возможно подключиться к WIFI, заказать бизнес-ланч, оставить свой автомобиль на парковке, исполнить любимую композицию в караоке. Еда здесь вкусная и недорогая.

Кафе-ресторан «Bon Voyage» можно найти недалеко с Привокзальной площадью, на пересечению улиц Московской и Аткарской, в Кировском районе Саратова. Для гостей заведения имеется два банкетных зала, на 15 и 40 мест соответственно, VIP-зал, а также барная зона. «

«Bon Voyage» предлагает посетителям широчайшее меню европейской, русской и кавказской кухонь — более 400 блюд, по очень демократичным ценам. Также, кафе предлагает своим гостям бизнес-ланчи в обеденные часы. Для любителей спорта «Bon Voyage» регулярно проводит телетрансляции важнейших спортивных событий. В кафе есть караоке в праздничные и выходные дни БЕСПЛАТНО.

Проанализируем состояние материальных ресурсов ресторана «Bon Voyage» в 2015 – 2016 годы.

Таблица 2.1. – Анализ динамики и структуры реализации ресторана «Bon Voyage» в 2015 – 2016 годы

Ассортимент

2015 год

2016 год

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Тыс руб

Удельный вес, %

Тыс руб

Удельный вес, %

Первые блюда

181 735

43,9

195 091

44,1

+13 356

107,35

Вторые блюда

116 741

28,2

124 310

28,1

+7 569

106,48

Третьи блюда

67 064

16,2

72 551

16,4

+5 487

108,18

Прочее

48 436

11,7

50 432

11,4

+1 996

104,12

ИТОГО

413 976

100

442 384

100

+28 408

106,86


В таблице 2.1 приведенные данные показывают, что объем реализации увеличился на 6,86%, что в стоимостном выражении составило 28 408 тыс руб., при этом наибольшую динамику показывают такие товарные группы как первые блюда (их прирост составил 13 356 тыс руб или в динамике 7,35%), вторые блюда (в сумме 7 569 тыс руб или в относительном выражении на 6,48%).

Важным элементом является оценка финансовых ресурсов ресторана «Bon Voyage» в 2015 – 2016 годы.

Таблица 2.2. – Анализ состава и структуры совокупного капитала ресторана «Bon Voyage» в 2015 – 2016 годы

Показатели

2015 год

2016 год

Темп роста, %

Тыс руб

Удельный вес, %

Тыс руб

Удельный вес, %

Собственный капитал

16 012

12,57

19 656

14,9

122,75

Заемный капитал

43 682

34,3

42 970

32,6

98,37

Привлеченный капитал

67 672

53,13

69 176

52,5

102,22

ИТОГО

127 366

100

131 802

100

103,48

Структура совокупного капитала существенно изменилась, как показывает таблица 2.2, при этом положительным моментом является прирост удельного веса собственных источников финансирования на 2,33%, с 12,57% в 2015 году до 14,9% в 2016 году. В то же время немного уменьшился удельный вес привлеченного капитала, сокращение составило 0,63% до отметки в 52,5% на конец 2016 года.

Таблица 2.3. – Анализ показателей ликвидности ресторана «Bon Voyage» в 2015 – 2016 годы

Показатель

Норматив

2015 год

2016 год

Темп роста, %

Коэффициент текущей ликвидности

1 – 1,5

0,99

1,03

104

Коэффициент быстрой ликвидности

0,5 – 1

1,02

1,01

99

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2 – 0,35

0,36

0,4

122,2

Предоставленные данные характеризуют увеличение уровня ликвидности компании в 2015 – 2016 годы, что способствует улучшению платежеспособности ресторана.

В то же время положительной стороной является то, что фактические значения ликвидности незначительно превосходят нормативы, это означает покрытие имеющимися финансовыми ресурсами величины обязательств.

Таблица 2.4. – Показатели финансовой устойчивости ресторана «Bon Voyage» в 2015 – 2016 годы


Показатель

Норматив

2015 год

2016 год

Темп роста, %

Коэффициент концентрации собственного капитала

≥0,5

0,13

0,15

115,38

Коэффициент финансовой зависимости

≤1,2

1,15

1,17

101,74

Коэффициент концентрации привлеченного капитала

≤0,5

0,87

0,85

97,7

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала

≤0,5

6,7

5,67

84,63

Коэффициент маневренности собственного капитала

≥0,5

(0,19)

0,12

-

Коэффициент обеспеченности по кредитам

По плану

-

-

-

Коэффициент структуры покрытия долгосрочных вложений

≤0,1

0,098

0,054

55,1

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

≤0,5

0,017

0,008

47,06

Коэффициент финансовой независимости капитализированных источников

≥0,6

8,55

21,27

248,77

Рассчитанные коэффициенты, характеризующие в таблице 2.4 финансовую устойчивость, показывают следующее:

- за анализируемый период несущественно вырос удельный вес собственных источников финансирования на 2%, с 13% до 15%, что является положительной тенденцией;

- коэффициент соотношения заемного и собственного капитала сократился на 1,03 балла, с 6,7 до 5,67, что характеризует значительное улучшение структуры капитала.

Необходимо отметить незначительное увеличение коэффициентов, что в общих чертах определяет тенденцию к перспективному улучшению финансового состояния ресторана.

2.2 Оценка эффективности использования оборотных средств ресторана «Bon Voyage»

Проанализируем показатели оборачиваемости оборотных средств ресторана «Bon Voyage» за 2015 – 2016 годы.

Таблица 2.5. – Показатели деловой активности ресторана «Bon Voyage» в 2015 – 2016 годы

Показатель

2015 год

2016 год

Темп роста, %

Оборачиваемость средств в расчетах, оборотов

109,05

55,78

51,15

Оборачиваемость средств в расчетах, дней

3,3

6,45

195,45

Оборачиваемость запасов, оборотов

-

-

-

Оборачиваемость запасов, дней

-

-

-

Оборачиваемость кредиторской задолженности, оборотов

6,12

6,4

104,58

Оборачиваемость кредиторской задолженности, дней

58,82

56,25

95,63

Продолжительность операционного цикла

3,3

6,45

195,45

Продолжительность финансового цикла

62,12

62,7

100,93

Оборачиваемость собственного капитала

25,85

22,5

87,04

Оборачиваемость мобильных активов

3,82

3,86

100,52

Оборачиваемость совокупного капитала

3,25

3,35

103,07

Оборачиваемость готовой продукции, оборотов

-

-

-

Оборачиваемость готовой продукции, дней

-

-

-


Расчеты показывают существенное ухудшение показателей деловой активности, что способствует более низкой отдаче вложенных финансовых ресурсов и ведет к снижению рентабельности оборота.

Увеличение продолжительности оборота каждого вида оборотных активов привело к увеличению операционного и финансового циклов на 95,45% и 0,93% соответственно.

Таблица 2.6. – Показатели рентабельности деятельности ресторана «Bon Voyage» 2015 – 2016 годы

Показатель

2015 год

2016 год

Абсолютное изменение, +/-

Рентабельность капитала (инвестиций)

Рентабельность совокупного капитала, %

2,1

2,76

+0,66

Рентабельность собственного капитала, %

16,77

18,54

+1,77

Рентабельность основных средств, %

14,12

21,13

+7,01

Рентабельность продаж

Валовая рентабельность продаж, %

4,97

4,83

-0,14

Операционная рентабельность продаж, %

1,42

1,6

+0,18

Чистая рентабельность продукции, %

0,65

0,82

+0,17

Рентабельность производства

Рентабельность операционной деятельности, %

1,48

1,68

+0,2

Рентабельность обычной деятельности, %

5,03

4,9

-0,13

Чистая рентабельность деятельности, %

0,68

0,87

+0,19

Оценка показателей рентабельности показывают существенное улучшение финансовых результатов деятельности ресторана «Bon Voyage», что вызвано значительным ростом чистой прибыли (прирост составил 958 тыс руб., то есть с 2 686 тыс руб до 3 644 тыс руб), это привело к увеличению прибыльности по большинству видов рентабельности.

Проанализируем факторы, влияющие на рентабельность собственного капитала, для чего используем формулу (2.1):

Рск = (ЧП/В) * (В/А) * (А/СК) (2.1)

где Рск – рентабельность собственного капитала, %

ЧП – чистая прибыль, тыс руб

В – выручка от реализации, тыс руб

А – сумма баланса компании, тыс руб

СК – собственный капитал компании, тыс руб

Определим уровень рентабельности собственного капитала в таблице 2.7.

Таблица 2.7. - Показатели рентабельности собственного капитала

Показатель

Условное обозначение

Значение показателя

Изменение за период

2015 год

2016 год

Капитал, тыс руб, всего

А

123 876

131 802

+7 926

Собственный капитал, тыс руб

СК

12 198

19 656

+7 458

Чистый доход, тыс руб

ЧД

392 528

442 384

+49 856

Чистая прибыль, тыс руб

ЧП

2 358

3 644

+1 286

Рентабельность чистого дохода

Рчд

0,6

0,8

+0,2

Оборотность активов

Коб

3,168

3,356

+0,188

Финансовый леверидж

Кфл

10,155

6,705

-3,45

Рентабельность собственного капитала

Рск

19,3

18

-1,3