Файл: Особенности заключения трудовых договоров со спортсменами, с тренерами (ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СПОРТСМЕНОВ В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другими учёными, например, А.А. Соловьёвым, А.Д. Мельником, С.В. Алексеевым, спортивное право рассматривается как комплексная отрасль российского права, предмет регулирования которой составляют спортивные, трудовые и другие, тесно связанные с ними отношения.

Так, по мнению С.В. Алексеева, спортивное право обладает всеми признаками, которые присущи комплексной отрасли права, а именно:

1) отсутствие четкого предметного единства общественных отношений, составляющих предмет спортивного права;

2) наличие комплексного метода регулирования, который сочетает в себе методы основных отраслей права;

3) удвоенная структура спортивного права, нормы которого входят в состав основных отраслей права.

Многообразие общественных отношений, регулируемым спортивным правом, также часто отмечается как одна из проблем на пути его отраслевой принадлежности. В.П. Васькевич, разделяя предмет спортивного права на физическую культуру и профессиональный спорт, предложил следующий подход к пониманию отрасли спортивного права. Профессиональный спорт, в обособленности от физической культуры, можно определить как подотрасль предпринимательского права, так как он обладает следующими особенностями:

1) спорт представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли;

2) предмет спортивного права составляют спортивные отношения, а также сопутствующие им корпоративные и организационные отношения;

3) наличие специальных источников правового регулирования профессионального спорта;

4) особый правовой статус субъектов профессионального спорта.

При этом "физическую культуру и спорт можно представить и как отдельные подотрасли спортивного права, представляющего собой отдельную комплексную отрасль права". В отличие от профессионального спорта, который характеризуется выплатами вознаграждений и/или заработной платы спортсменам – участникам соревнований, физическая культура направлена на саморазвитие личности, совершенствование физической подготовки человека. Несмотря на то, что обе составляющих спортивного права обладают схожей природой, их структурные и институциональные различия обусловливают их разделение.

В целом, основные подходы к разрешению проблемы определения отраслевой принадлежности спортивного права объединяет то, что целесообразность такого обособления в том или ином виде признаётся всеми участниками дискуссии. Это позволяет обеспечить эффективное управление сферой физкультуры и спорта, придать ей необходимую юридическую чёткость и систематизировать хозяйственную деятельность субъектов спортивного права. Несмотря на то, что основные нормы спортивного права содержатся в нормативно-правовых актах административного, трудового, гражданского и других основных отраслей, спортивное право, ввиду специфики его предмета и многообразия регулируемых им общественных отношений, невозможно полностью уместить в рамки какой-либо иной сформировавшейся отрасли.


1.2 Источники российского спортивного права, регулирующие труд спортсменов

Помимо связи спортивного права с основными отраслями российского права, оно также включает в себя нормы, закреплённые в законодательстве об образовании, медицине, предпринимательской деятельности. Весь массив нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере спорта и физкультуры, путём законодательного закрепления обеспечивает гарантию прав граждан на занятия спортом, физической культурой, собственное физическое и духовное развитие. В данной работе будут исследованы те акты, которые наиболее всего определяют трудо-правовой статус спортсмена в РФ. В общем виде структура источников российского спортивного права, регулирующих труд спортсменов, включает в себя:

1. Конституцию Российской Федерации;

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ в сфере трудового законодательства и регулирования международного спорта;

3. федеральные законы и кодексы, устанавливающие основы организации физкультуры и спорта в РФ;

4. подзаконные нормативные акты, издаваемые по вопросам организации физической культуры и спорта;

5. нормативные акты российских общественных физкультурно-спортивных объединений и организаций, федераций, союзов, ассоциаций по различным видам спорта;

6. акты международных спортивных организаций.

В Конституции РФ организации физкультуры и спорта в государстве посвящены положения статей 41 и 72. Согласно п. 2 ст. 41 Конституции, в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, а также поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. Согласно подп. "е" п. 1 ст. 72, общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Также данной нормой устанавливается приоритет положений таких международных актов по отношению к внутреннему законодательству РФ. Наиболее значимыми международно-правовыми актами, устанавливающие трудовые права граждан, являются: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и др. Трудовое законодательство РФ основывается на базовых принципах и общепринятых нормах, закреплённых в положениях данных важнейших международных актов.


Международно-правовое регулирование спорта как отдельной сферы представлено комплексом нормативных положений, регулирующих международное сотрудничество в области спорта. Они, хотя и не образуют собственной отрасли международного права, регулируют наиболее важные аспекты профессиональной деятельности спортсменов. Наиболее важными специальными международно-правовыми актами в сфере спорта являются Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г., Конвенция ООН против апартеида в спорте 1985 г., Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте 2005 г.

Следует сделать упоминание о статусе Олимпийского движения при рассмотрении правовых вопросов трудовой деятельности спортсменов. Олимпийская хартия (действ. ред. от 15.09.2017) устанавливает понятие олимпизма – "философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам". Безусловно, Олимпийское движение играет значимую роль в развитии физкультуры и спорта, продвижению здорового образа жизни и соревновательного духа по всему миру. Данный документ устанавливает основополагающие принципы международного Олимпийского движения, но при этом Олимпийская хартия источником международного права не является, а представляет собой составную часть "lex sportiva" – "децентрализованной системы внеправовых материальных и процессуальных нормативных установлений", комплекса корпоративных норм, выработанных неправительственными организациями Олимпийского движения.

Основным отраслевым федеральным законом, регулирующим организацию спортивной сферы в Российской Федерации, является Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее – ФЗ "О спорте"). Данный нормативно-правовой акт закрепляет основные положения о принципах спортивного права (ст. 3), о правовых гарантиях граждан, участвующих в спортивной и физкультурной деятельности (нормы ст. 3, 6, 8, 9, нормы глав 3, 6 и др.), устанавливает социально-экономические, организационные и профессиональные основы развития спорта в России (глава 2, 3, 4, 5 и др.). Положения данного закона существенно расширили и уточнили формулировки, использовавшиеся до его принятия, что позволило ускорить развитие профессионального спорта в РФ и привести в порядок спортивное законодательство перед крупными международными событиями в России. Ст. 4 ФЗ "О спорте" закрепляет приоритет данного нормативно-правового акта в сфере регулирования спортивных общественных отношений, что позволяет считать его главным отраслевым, а с учетом объёма правового регулирования его положений – наиболее глубоким специальным нормативно-правовым актом в системе спортивного права РФ.


В сфере регулирования труда спортсменов наиболее важную роль играют положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). В ТК РФ, помимо норм главы 54.1 "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров", содержатся и иные общие нормы регулирования труда, также применяемые к спортсменам, но не обладающие особым критерием субъектного состава правоотношения. Сама же глава 54.1 состоит из 13 статей, которые определяют правовую сущность трудовых отношений именно в сфере спорта. Так как положения ТК РФ являются основными для изучения и характеристики правового регулирования труда спортсменов, далее будет дана краткая характеристика каждой из них для создания целостного представления об источниках нормативного регулирования этой сферы.

В ст. 348.1 ТК РФ даны общие положения, касающиеся регулирования труда спортсменов и тренеров. Данная статья устанавливает субъектный состав трудовых отношений в сфере спорта, а также определяет нормативно-правовую базу для их регулирования. В частности, данная статья признаёт различные акты, в которых регламентированы условия труда спортсменов: трудовое законодательство РФ, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты, принимаемые с учетом норм, утверждённых общероссийскими спортивными федерациями. Спортсмены в данной статье определяются как работники, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта. При этом работодателем спортсмена не может являться физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, что подчеркивает коммерческую природу трудовых отношений в области профессионального спорта.

В ст. 348.2 ТК РФ рассматриваются вопросы заключения трудовых договоров со спортсменами и тренерами.

В ст. 348.3 ТК РФ закреплена обязательность медицинских обследований спортсменов с момента заключения трудового договора. Также установлена обязанность работодателя по организации медосмотров за счёт собственных средств. В ст. 348.4 ТК РФ урегулированы те вопросы, которые возникают при временном переводе спортсмена к другому работодателю, в частности порядок действия положений трудового договора при временном переводе спортсмена, порядок течения сроков такого перевода.

Важнейшими для профессиональной деятельности спортсменов являются положения ст. 348.5 ТК РФ, устанавливающие специальные основания для отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которыми являются спортивная дисквалификация и требование общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта, которое предъявлено спортсмену ввиду какого-либо нарушения им норм федерации. Также данная статья устанавливает обязанности работодателя по обеспечению его тренировок и иных видов деятельности по спортивной подготовке в случае отстранения спортсмена.


В ст. 348.6 ТК РФ содержатся положения об обязанности работодателей направлять спортсменов и тренеров, с учетом их письменного согласия, для участия в сборных спортивных командах РФ, а также гарантии компенсации расходов, понесенных в результате таких направлений.

Право спортсменов и тренеров работать по совместительству устанавливается ст. 348.7 ТК РФ, с оговоркой наличия разрешения с основного места работы.

Особенности правового регулирования детей-спортсменов и женщин-спортсменов, которым посвящены нормы ст. 348.8, 348.9 ТК РФ, а также положения ст. 348.10 ТК РФ о предусмотренных гарантиях и компенсациях для спортсменов, будут подробно рассмотрены во второй главе данной исследовательской работы. Выделение данных положений ТК РФ для отдельного изучение обусловлено их исключительной важностью в процессе развития российского трудового права в соответствии с международно-правовыми актами о гарантиях прав человека и ребенка, о предотвращении всех форм дискриминации в трудовой деятельности.

Обычные основания прекращения трудового договора, предусмотренные в ТК РФ, для спортсменов дополняются положениями ст. 348.11, содержащей указания на два дополнительных основания, которые являются специфическими для области регулирования профессионального спорта, а особенности расторжения трудового договора со спортсменом установлены в ст. 348.12 ТК РФ, устанавливающей возможность включения в трудовой договор условия о денежной компенсации работодателю в связи с расторжением спортсменом трудового договора без уважительных причин. Этим аспектам трудовых отношений спортсменов посвящена глава 2 данной исследовательской работы, и положениям данных статей далее будет дана подробная характеристика.

В целях единообразной и эффективной реализации положений федерального законодательства РФ в области физкультуры и спорта, одним из принципов спортивного права в п. 2 ст. 3 ФЗ "О спорте" установлен принцип единства нормативной правовой базы на территории РФ. Соответственно, акты, уступающие по юридической силе федеральным законам в сфере спорта, должны быть приведены в полное соответствие с ними. Это положение является особо важным, так как подзаконные нормативные акты также играют большую роль в выработке, регулировании и реализации государственной политики в сфере культуры и спорта. В сфере подзаконного нормотворчества особую роль играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с регулированием общественных отношений в сфере спорта. Примерами значимых подзаконных актов в данной сфере являются Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1058 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта", Указ Президента РФ от 21 мая 2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 607 "О Министерстве спорта Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы". Конкретизируя положения ФЗ "О спорте", указы Президента и постановления Правительства создают более подробную нормативную базу, утверждают план действий для обеспечения устойчивого развития спортивной отрасли в РФ. Полномочия субъектов РФ в области регулирования спортивной сферы установлены в ст. 8 Закона "О спорте", являются достаточно широкими по содержанию в плане установления обязанностей органов государственной власти субъектов по реализации и исполнению положений норм федерального законодательства. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют исполнительно-распорядительное воздействие на процесс развития спортивной сферы в регионах, таким образом стремясь выполнить социальную функцию государства в обеспечении прав граждан на физкультуру и спорт. В целом, деятельность субъектов РФ характеризуется разработкой и исполнением государственных региональных программ развития физкультуры и спорта, которые создаются на основе положений федеральных НПА.