Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Международный валютный фонд: создание, сущность, основные функции).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Международный валютный фонд: создание, сущность, основные функции
1.1 История создания МВФ. Основные цели МВФ
1.2 Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе
1.3 Организационная структура МВФ. Виды, источники ресурсов международного валютного фонда
1.4 Правовое регулирование уплаты взносов в международный валютный фонд
Глава 2 Особенности роли МВФ на современном этапе развития экономики
2.1 Роль международного валютного фона в решении современных проблем
2.2 Причины и проведение реформирования Международного валютного фонда
В то же время заслуживает позитивной оценки внедрение в надзорную деятельность МВФ анализа проблем экономического роста и увеличения занятости и выявления факторов, которые препятствуют их реализации; интеграция рекомендаций по реформам налогообложения и госрасходов с задачей стимулирования создания рабочих мест, особенно более стабильных, обеспечения справедливости в распределении доходов, защиты наиболее уязвимых слоев населения; совершенствование рекомендаций по вопросам политики на рынке труда на основе собственных данных и результатов сотрудничества с другими международными организациями.
Реформирование деятельности МВФ как института межгосударственного регулирования мировой валютной системы. Первоначально акцент был сделан на усиление роли СДР. В 2009 г. для оказания антикризисной помощи МВФ использовал эмиссию СДР (182,7 млрд СДР, или 283 млрд дол.). Однако увеличениеэмиссии не способствовало становлению их в качестве наднациональной валюты и не повлекло использование этой международной валютной единицы Фонда как мировых денег.
Одновременно МВФ принял меры по порядку формирования состава валютной корзины СДР - пересмотра долей валют и принципов включения новых валют. Также вместо критерия «свободно используемая валюта» предложен критерий использования валюты в качестве резервного актива на основе трех ее характеристик: ликвидность на валютных рынках (liquidity in foreign exchange markets); средство хеджирования (hedge ability); эмиссия долговых ценных бумаг в этой валюте (availability of appropriate interest rate instruments). С этой целью МВФ предложил четыре индикатора: доля данных валют в мировых валютных резервах, оборот валютного рынка «спот» и производных финансовых инструментов (spot and derivatives market turnover), доходность по процентным ценным бумагам, номинированных в этих валютах (appropriate market-based interest rate instrument).
Уточнение параметров критерия «свободно используемая валюта» направлено на ужесточение правил включения новых валют в корзину ОДР, что мотивируется необходимостью поддержания ее стабильности. Кроме того, Фонд ужесточил требования к валютам-претендентам на роль мировых денег при том, что он сохраняет за собой право окончательного решения о включении валют в корзину СДР в зависимости от конкретной ситуации, т. е. фактически получение статуса мировых валют другими странами еще больше ограничивается. Таким образом, несмотря на повышение роли развивающихся стран в мировой экономике, их национальные валюты в ближайшем будущем вряд ли смогут войти в корзину СДР.
Заслуживает внимания изменение общего отношения к СДР со стороны Фонда. Это проявилось в признании второстепенности проблемы усиления их роли в обеспечении долгосрочного стабильного функционирования мировой валютной системы. На первом плане стоит задача укрепления международного взаимодействия по вопросам экономической политики, усиления надзора за мировой валютной системой и финансовым сектором, развития финансовых рынков развивающихся стран.
Российская Федерация и реформы МВФ. Членство России в Фонде имеет значение с учетом его функций и роли для развития делового сотрудничества с другими странами-членами. После погашения кредитов Фонду в 2005 г. Россия вошла в группу стран-доноров.
Россия принимает участие в реализации решений саммитов «Группы 20», реформе МВФ и мировой валютной системы. Квота России в капитале Фонда в результате реформ существенно не изменяется: в настоящий момент по итогам реформы 2008 г. - 2,5% капитала и 2,39% голосов; после ратификации преобразований 2010 г. должна составить 2,7% капитала и 2,6% голосов. Россия приняла участие в увеличении ресурсов МВФ путем покупки его облигаций на 10 млрд дол. США.
Россия выступает за повышение роли развивающихся стран в этом процессе путем увеличения их квот в капитале и голосах МВФ для преодоления абсолютного доминирования в этом мировом финансовом институте развитых государств, фактически определяющих его политику. В этом свете перспективным представляется увеличение суммарной доли неформального объединения БРИКС при достижении ими совокупной доли в общей сумме голосов свыше 15% (право вето). Однако практическая реализация возможности координирования позиций для защиты общих и частных интересов этой группы стран в МВФ будет зависеть от развития национальных стратегий этих государств, особенно Китая (его доля в голосах в рамках реформ 2006, 2008, 2010 гг должна увеличиться с 2,92 до 6,07%), который демонстрирует более активное стремление усилить свою независимую роль как мирового экономического и финансового центра.
В перспективе России следовало бы, на наш взгляд, сохранить позиции и продолжить укрепление сотрудничества с этим одним из ведущих мировых финансовых институтов с ориентацией на защиту национальных интересов и стран - приоритетных партнеров в мировой экономике.
Вместе со странами-партнерами целесообразно активизировать совместные инициативы по ускорению реформирования МВФ как органа валютно-кредитного и финансового регулирования институциональной основы мировой валютной системы, выстраивая конструктивные отношения.
Фонд в целом провел значительную работу по модификации основных направлений своей деятельности, допустив, однако, невыполнение ряда рекомендаций «Группы 20». Но изучение этих материалов и пятилетнего опыта реформы дает основание для оценки современного ее состояния: результаты реформы пока скромные, так как в основном сохранились первоначальные принципы деятельности Фонда. Несмотря на реформу кредитной политики, займы МВФ продолжают рассматриваться государствами в качестве крайней меры, учитывая его сохраняющиеся жесткие требования к заемщикам. Что касается стремления Фонда оказать помощь беднейшим странам-членам, то, судя по проведенной реформе, принятые меры не меняют общую картину - усиление поляризации между богатыми и бедными странами. Несмотря на амбициозные задачи, в перспективе основы функционирования этого мирового финансового института существенно вряд ли изменятся. Для окончательной оценки реформы потребуется время, так как она еще не завершена.
.
Заключение
Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.
Статья I Статей соглашения устанавливает основные задачи МВФ:
- способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;
- способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;
- содействовать стабильности валют;
- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;
- предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса.
Для выполнения этих задач МВФ наделен функциями:
- соблюдения согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
- оказания финансовой помощи для преодоления дефицита платежного баланса;
- осуществления консультирования и сотрудничества.
- Деятельность МВФ осуществляется на принципах:
- запрета на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;
- обязательства проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;
- обязательства каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.
Возможность получения кредита в МВФ ограничена следующими условиями:
- лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
- фонд предъявляет определенные обоснования, иногда жесткие, к стране-заемщике, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу.
Осуществляя их регулирование, МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе.
Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, вытеснение его из мировой валютной системы.
Во-вторых, МВФ наделен с 1969 г. полномочиями создавать «при возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» (Special Drawing Rights, SDR.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов. При Бреттонвудской валютной системе МВФ контролировал соблюдение странами-членами официальных золотых и долларовых паритетов, а также санкционировал их изменения.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения регламентируют функционирование валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательства стран - членов не вводить без согласия Фонда ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к множественности валютных курсов.
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.
Список использованных источников
- Ван дер Bee. История мировой экономики. 1945-1990 . - М.: Наука, 2013. -413 с.
- Ващенко, И.Ю. Регулирование международного валютного фонда. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (21-24 апреля 2016) // Актуальные проблемы юридической науки: в 5 томах. Том 3. - Тольятти: Изд-во Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2016. - С. 78-85.
- Герчикова И. Международные экономические организации. - М., 2014. - 234 с.
- Егоров А.В. Международная финансовая инфраструктура. Учебное пособие. – М.: Линор. 2014. – 136 с.
- Журова, Л.И. Методологический подход к обеспечению устойчивого развития экономических систем // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - №3(34).- С. 11-17
- Кочергина Т.Е. Мировая экономика.- М.: Экономика, 2014 -267с
- Кудров В.М. Мировая экономика. Учебник. 2013. -512с
- Максимова, Международные финансовые рынки и межд. Финансовые институты. – М.: УМК ЕАОИ, 2014. -175с
- Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./ под ред. Красавиной Л.Н.-М.: Экономика, 2015. -576с
- Мировая экономика и международный бизнес / под ред. Полякова, Щенина.- М.: Экономика, 2014. -688с.
- Сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.imf.org/
- Сакс, Джеффри. Укротить МВФ и Всемирный банк // Независимая газета. - 2011, 7 марта.
- Симановский А.Ю. Международный валютный фонд: вопросы формирования и функционирования / отв. ред. Ю.Б. Рубин. - М.: Соминтэк, 2013. -459с.
- Смыслов Д.В. Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и решения. Финансы и управление // Деньги и кредит. 2014.- № 2. -С. 36-42.
- Филиппенко В.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты. — М.:Финансы, 2014.-314с.
- Шугуров М.В. Бреттон-вудские учреждения (Всемирный банк и МВФ): реформирование в формате пост-вашингтонского консенсуса // Международное право и международные организации. -2011.- № 4.-С. 11-19
Приложение 1
Рис. 1. Государства – члены с 10 наибольшими квотами
Приложение 2
Таблица 1- Список государств - членов МВФ
Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Ангола Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Афганистан Багамские Острова Бангладеш Барбадос Бахрейн Белиз Беларусь Бельгия Бенин Болгария Боливия Босния и Герцеговина Ботсвана Бразилия Бруней Буркина-Фасо Бурунди Бутан Вануату Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Габон Гаити Гайана Гамбия Гана Гватемала Гвинея Гвинея-Бисау Германия Гондурас Гренада Греция Грузия Дания Джибути Доминика |
Доминиканская Респ. Египет Заир Замбия Зимбабве Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Ирландия Исландия Испания Италия Йемен Кабо-Верде Казахстан Камбоджа Камерун Канада Катар Кения Кипр Кирибати Китай Колумбия Коморские Острова Конго Коста-Рика Кот-д'Ивуар Кувейт Кыргызстан Лаос Латвия Лесото Либерия Ливан Ливия Литва Лихтенштейн Люксембург Маврикий Мавритания Мадагаскар Македония Малави Малайзия |
Мальта Марокко Маршалловы Острова Мексика Мозамбик Молдова Монголия Мьянма Намибия Непал Нигер Нигерия Нидерланды Никарагуа Новая Зеландия Норвегия ОАЭ Оман Пакистан Панама Папуа-Новая Гвинея Парагвай Перу Польша Португалия Республика Корея Российская Федерация Руанда Румыния Сальвадор Самоа Сан-Марино Сан-Томе и Принсипи Саудовская Аравия Свазиленд Сейшельские Острова Сенегал Сент-Винсент и Гренадины Сент-Китс и Невис Сент-Люсия Сингапур Сирия Словакия Словения США Соединенные Штаты Микронезии |
Соломоновы Острова Сомали Судан Суринам Сьерра-Леоне Таджикистан Таиланд Танзания Того Тонга Тринидад и Тобаго Тунис Туркмения Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Хорватия Центральноафриканская Республика Чад Чехия Чили Швеция Швейцария Шри-Ланка Эквадор Экваториальная Гвинея Эстония Эфиопия ЮАР Ямайка Япония |