Файл: Управление временем сотрудников ресторана ( Теоретические аспекты управления временем сотрудников ресторана).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления временем сотрудников ресторана
1.1. Понятие и особенности деятельности предприятий питания
1.2. Понятие управления временем сотрудников ресторана
Глава 2. Анализ управления временем предприятия ресторанного бизнеса
2.1. Анализ организационно-экономической деятельности кафе «Му-Му»
2.2. Анализ управления временем сотрудников кафе «Му-Му»
2.3. Направления повышения эффективности управления временем предприятия ресторанного бизнеса
Глава 1. Теоретические аспекты управления временем сотрудников ресторана
1.1. Понятие и особенности деятельности предприятий питания
В условиях активного развития отрасли сферы услуг особое место занимает рынок услуг ресторанного бизнеса.
Деятельность сферы ресторанного бизнеса заключается в том, что она участником в одно и то же время двух отраслей народного хозяйства, таких как пищевая промышленность и торговля, т. е. можно подметить, что все это объединяется сферой производства и переходит в сферу обращения и потребления [4, с.62].
Общественное питание – одна из самых старых форм ведения предпринимательской деятельности, свое начало взявшая в первобытном обществе, коллективный образованный способ удовлетворения потребности людей в услугах по организации питания и досуга в не дома, способствует освобождению времени людей от ведения домашнего хозяйства.
Общепит создает возможность удовлетворить потребности людей в отдыхе, общении, развлечении. Услуги по формированию досуга обеспечивают реализацию свободного времени. Их основной задачей является удовлетворение потребностей людей в общественном контакте.
Сервисная деятельность организаций ресторанного бизнеса занимает все большую часть в производственной программе. Выделение сервисной деятельности определено их немаловажностью в нынешней жизни потребителя: помимо организации питания и реализации продукции, все больше в структуре функций занято разными сервисными услугами, которые являются основными для выбора населением организаций питания [5, с.115].
За счет предоставления основных услуг организациями ресторанного бизнеса также удовлетворяются и экономические потребности.
Сервисные услуги общепита, понимаются как совокупность действий, деятельности организаций и бизнесменов, связанных или не связанных с продукцией ресторанного бизнеса, которые направлены на удовлетворение потребности населения в питании и проведении досуга и являются объектами купли-продажи [6, с.269].
Следует отметить, что особенность ресторанного бизнеса на рынке предоставления потребительских услуг выражена в функциях, которые они реализуют (рис. 1).
ФУНКЦИИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
Реализация кулинарной продукции и покупных товаров
Организация потребления
Производство кулинарной продукции
Культура обслуживания
Качество продукции
Качество обслуживания, качество услуг ресторанного бизнеса
Рис.1.1. Функции услуг ресторанного бизнеса
Рис. 1.1 показывает, что в данное время отрасль ресторанного бизнеса состоит из услуг, которые имеют свои отличительные черты. Это определено реализацией трех взаимосвязанных таких функций: производство кулинарной продукции, реализация кулинарной продукции и покупных товаров и организация потребления.
Необходимо отметить, что организации ресторанного бизнеса разнятся от предприятий пищевой промышленности процессом реализации изготовленной продукции и покупной, а также организацией ее потребления, а от организаций розничной торговли – своим производством продукции и организацией ее потребления.
Таким образом, особенностью ресторанного бизнеса является совпадение во времени процесса производства, обмена и потребления, а с точки же зрения воспроизводства общего продукта других отраслей – в предоставлении условий для роста авансированного экономического потенциала взаимосвязанных с ней отраслей.
Следует также отметить, что роль ресторанного бизнеса как составной части сферы производства услуг и их обращения содержится:
- в снабжении беспрерывности воспроизводства общественной продукции (принимает участие в производстве, обращении и организации потребления благ);
- в реализации продажи продукции и услуг в соответствии с запросом потребителя (обеспечивает удовлетворение спроса населения);
- в нормальной организации ресторанного бизнеса, способствующей росту стабильности финансового состояния и финансового обращения в стране. Следовательно, в результате деятельности отрасли питания сформируется существенная часть финансового потенциала других отраслей народного хозяйства и государства в целом [6, с.270].
Развитие услуг, которые оказывают предприятия ресторанного бизнеса своим клиентам, в настоящее время характеризуется неизменным увеличением качества услуг, ассортиментом который развивается под влиянием конкуренции и меняющихся вкусов и потребностей населения.
Потребитель отдаст предпочтение тем организациям ресторанного бизнеса, где он может получить услуги, которые сохраняют их время и средства, организовывают им комфортные условия для отдыха и дают гарантию качества производимой продукции и услуг. Предоставить такие услуги может тот ресторан или кафе, где эффективно организован рабочий процесс и управление временем персонала.
1.2. Понятие управления временем сотрудников ресторана
В экономической науке понятие управления временем или тайм - менеджмент определяется как эффективное планирование рабочего времени, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроль за выполнением запланированного для достижения целей организации. Тайм - менеджмент в ресторанном бизнесе – это не только современный инструмент для отладки эффективности управления бизнес - процессами, но и уникальный метод нематериальной мотивации персонала [1].
К задачам тайм - менеджмента относятся:
- повышение производительности труда и побуждение сотрудников к выполнению дополнительных функций во благо компании;
- создание системы управления карьерой и развитием для усиления мотивации персонала [6];
- внедрение системы постоянного повышения квалификации сотрудников без отрыва от производства [5];
- повышение дисциплины;
- снижение текучести кадров;
- увеличение прибыли компании благодаря улучшению качества блюд и обслуживания;
- повышение производительности труда и ресурсосбережения [8].
Опыт показывает, что большинство ресторанов имеют одни и те же проблемы с персоналом, к которым относятся:
- предоставление сотрудника самому себе в отсутствие гостей (заказов);
- общение на непрофессиональные темы в рабочее время;
- персонал не идентифицирует себя с профессией;
- отсутствие прописанных и формализованных правил работы, трудового распорядка, поведения;
- эффективность использования человеческого ресурса составляет 50 - 60 % , т.е. сотрудники не выполняют более 50 % положенного объема работ [2].
Подобные проблемы и призван решить тайм - менеджмент. Инициатива внедрения данной системы должна исходить от директора, шеф - повара, старшего метрдотеля, старшего официанта или тренера по обучению персонала. В их задачи входит:
- объяснение рабочей группе целей и задач внедрения программы тайм - менеджмента, назначение времени еженедельных совещаний;
- подготовка вместе с руководителями групп должностных инструкций;
- обсуждение плана внедрения и составление сетевого графика работ;
- обсуждение внедрения индивидуальных карьерных планов [7].
На рисунке 1.2 представлена диаграмма примерного распределения рабочего времени сотрудников ресторана, по данным которой видно, что большую часть сотрудник отводит для выполнения своих непосредственных обязанностей; 30 % времени - профессиональному и личностному развитию, работая в коллективе или самостоятельно («работа в команде» - участие в тренингах, групповых занятиях).
Рис. 1.2. Распределение рабочего времени сотрудников ресторана
Следует отметить, что внедрение программы тайм - менеджмента должно сопровождаться созданием института наставничества и изменением системы мотивации [9]. Этот процесс должен включать в себя [4]:
1) занятость сотрудника (непосредственные обязанности, приобретение профессиональных знаний и компетенций, приобретение профессиональных навыков и умений);
2) строгую регламентацию рабочего времени персонала;
3) постоянное наблюдение со стороны тьютора за действиями сотрудников, при этом каждый работник должен получить индивидуальную программу своего профессионального роста и развития в компании.
Алгоритм внедрения системы представлен на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Алгоритм внедрения системы тайм - менеджмента
К сожалению, в России нет современных стандартов работы и рамок квалификации для персонала ресторанов (кроме некоторых наработок Федерации рестораторов и отельеров), поэтому предложения по внедрению системы тайм - менеджмента в деятельность предприятий питания в целях повышения качества работы позволят сделать услуги ресторана более востребованными и выделиться на фоне конкурентов.
Выводы по первой главе
Особенностью ресторанного бизнеса является совпадение во времени процесса производства, обмена и потребления, а с точки же зрения воспроизводства общего продукта других отраслей – в предоставлении условий для роста экономического потенциала взаимосвязанных с ней отраслей.
Потребитель отдаст предпочтение тем организациям ресторанного бизнеса, где он может получить услуги, которые сохраняют их время и средства, организовывают им комфортные условия для отдыха и дают гарантию качества производимой продукции и услуг. Предоставить такие услуги может тот ресторан или кафе, где эффективно организован рабочий процесс и управление временем персонала.
Опыт показывает, что большинство ресторанов имеют одни и те же проблемы с персоналом, к которым относятся: предоставление сотрудника самому себе в отсутствие гостей (заказов); общение на непрофессиональные темы в рабочее время; отсутствие прописанных и формализованных правил работы, трудового распорядка, поведения;
Подобные проблемы и призван решить тайм - менеджмент. Инициатива внедрения данной системы должна исходить от директора, шеф - повара, старшего метрдотеля, старшего официанта или тренера по обучению персонала.
Глава 2. Анализ управления временем предприятия ресторанного бизнеса
2.1. Анализ организационно-экономической деятельности кафе «Му-Му»
Кафе «Му-Му» - это предприятие общественного питания, которое расположено в г. Москва. «Му-Му»- это кафе с необыкновенной атмосферой, которая как нельзя лучше подходит для деловых встреч, и для ужина с семьей или в компании друзей. Основная особенность кафе – стейки из мраморной говядины. Основной вид деятельности: производство и реализация продукции (услуг) общественного питания.
Кафе предоставляет такие услуги, как:
- питание;
- организация и обслуживание торжеств, банкетов;
- организация питания и обслуживание участников семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий в зонах отдыха;
- детские мероприятия.
Меню кафе состоит из завтраков, сырных блюд, всевозможных стейков, ассортимента горячих и рыбных блюд, салатов, супов, десертов, гарниров и детского меню. Ценовой диапазон от 99 до 500 рублей.
Обслуживание в торговом зале осуществляет группа официантов и барменом за барной стойкой. Все сотрудники имеют форменную одежду белый верх красный низ. Блюда подаются в белой и стеклянной посуде.
Организационная структура кафе - функциональная, которая характеризуется четким делением труда и жестокой системой обобщенных формальных правил и стандартов, которые обеспечивают реализацию обязанностей сотрудников и координацию разных задач. А также при ней каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему и им же и контролируется.
Организационная структура кафе «Му-Му» представлена на рисунке 2.1.
Учредители
Отдел маркетинга
Директор
Бухгалтерия
Управляющий ресторана
Управляющий доставкой
Администратор
Официанты
Уборщицы
Шеф-повар
Повара
Посудомойщицы
Администратор
Водитель