Файл: Типологии работников в организации ( Типологический подход в психологии личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. С древнейших времен предпринимались попытки определить основные типы личности. Первая классификация типов личности по темпераменту была разработана Гиппократом. Существуют физические, психологические и психофизиологические типологии личности. Из психологической типологии наиболее интересными представляются психоаналитические типологии, которые учитывают глубинные свойства психики личности и их ориентацию на объекты окружающего мира.

Элементами любых социальных систем, безусловно являются люди. Реалии выдвигают на передний план необходимость эффективного использования способностей и потенциала человека. Поведение человека, а, следовательно, и возможных воздействий на личность, в значительной степени зависят от психологических особенностей личности, принадлежности к определенному психологическому типу, характеру, темпераменту.

Изучению человека как предмета познания, формирования его как личности, анализа основных факторов, влияющих на нее, посвященные труда таких ученых, как Ананьев Б.Г., Андрущенко В., Божович Л. И., Зелюк В. В., Максименко С. Д., Палех Ю. И., Шульга А. М., Языкова Н. Б. и др. Но детального исследования заслуживает адаптация основных подходов к рассмотрению личности, изучение ее индивидуально-типологических свойств для дальнейшего использования в профессиональной деятельности.

Вопрос о том, что делать с работником, мешает работать другим и вследствие этого приносит гораздо больше вреда предприятию, чем пользы, волнует многих работодателей и руководителей разных уровней. Каждое предприятие решает такие проблемы по-разному - кто-то предлагает уволиться по соглашению сторон с выплатой неплохой компенсации, кто принимает решение о сокращении соответствующей должности, а кто-то создает условия, когда «неудобный» работник сам изъявляет желание освободиться. В связи с этим работодателю, руководителю следует иметь представление о типах сотрудников в организации.

Объект исследования: тип формирования личности.

Предмет исследования: типы специалистов в организации.

Цель исследования: исследовать особенности типологии работников в организации.

Задачи:

  1. Проанализировать типологический подход в психологии;
  2. Раскрыть типы работников в организации;
  3. Решить кейс, предложенный к данной работе.

Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор совокупности методов:


- теоретический анализ психологической и учебно-методической литературы;

Теоретико-методологические основы исследования: в науке вопросу типологии личности уделяли внимание такие ученые, как: Л.П. Конышева, А.Ф. Лазурский, К. Леонгард, Г. Айзенк, Майерс-Бриггс, В.М. Минияров, К.Г. Юнг, А.Н. Ковалев, Дж. Келли и др.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИИ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Типологический подход в психологии личности

Типология является методом научного познания реальности с целью изучения неоднородных явлений в любых сферах научной и практической деятельности человека и позволяет выявить связь между этими явлениями, их качественную характеристику, виды и способы взаимодействия, развития и функционирования. Создавая типологию тех или иных явлений, исследователи стремятся упорядочить их описание, найти способы и средства их выявления и, что самое главное, найти им пояснения, найти сходства и различия [2, с. 152].

Таким образом, типология осуществляет сравнительное изучение присущих и отличительных признаков объекта. Необходимо отметить, что типология является разновидностью классификации. В то же время при исследовании человека типологию следует отличать от классификации тем, что она определяет не какие-либо черты личности, а только главные для объяснения поведения определенной группы лиц.

Достаточно интересной является классификация личностей, предложенная психологом А.Ф. Лазурским. При определении типов он выходил из [15]:

1) природных психологических возможностей;

2) особенностей социального отношения личности к действительности.

Причем в соответствии с этими признаками он определил три уровня личностей: низший, средний и высший. На каждом уровне определяются так называемые чистые типы, смешанные и искаженные.

Пятифакторная модель личности «Большая пятерка» является одной из наиболее простых в использовании. В целях получения оценки работника по параметрам большой пятерки можно применять сквозной биполярный перечень Голдберга. В данной модели человека оценивают по следующим параметрам: открытость новому опыту, сознательность, экстраверсия, доброжелательность, невротизм


Р. Кеттелл взял за основу 16 пар качеств, которые на его взгляд наилучшим образом определяют свойства личности, существующие в обычной жизни и трудовой деятельности. После получения оценки каждого из 16 факторов составляется профиль личности конкретного человека и соотносится с типичным профилем интересующей профессии [13].

Типология на основе акцентуаций характера. Акцентуация характера - это чрезмерная выраженность как отдельных черт характера, так и их сочетаний, которые являются крайними вариантами нормы, граничащих с психопатиями [29].

Представляется важным отметить, что непосредственно разработка и внедрение в практику понятия акцентуации принадлежит Карлу Леонгарду, который в 1964 году впервые стал употреблять его в научной терминологии [20]. В соответствии с проведенным анализом, можно отметить, что акцентуация определяется нами, как дисгармоничное развитие характера, имеет сильную выраженность его отдельных черт, что может затруднять адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях.

Всего в модели личности, представленной К. Леонгардом, имеется 12 типов акцентуаций характера. Работа автора имела непосредственное отношение к психиатрии, в связи с этим К. Леонгард постоянно имел дело с патологическими личностями, поэтому описания выделенных им типов акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления и признаки, характерные для психически больных пациентов, но утрированные с точки зрения нормы [16].

В дальнейшем мысль об акцентуациях личности получила свое развитие в работах А.Е. Личко, который частично разделял концепцию Карла Леонгарда. Так, А.Е. Личко поддерживал позицию К. Леонгарда в той части, где он отмечает, что акцентуации характера являются крайними вариантами нормы, хотя отмечал, что правильнее было бы говорить об акцентуации характера, а не об акцентуированных личностях [17]. В соответствии с концепцией А.Е. Личко, типы характера, а не только личность в целом имеют отличительные характерные особенности. По наблюдениям и исследованиям А.Е. Личко чаще всего проявление усиления черт характера происходит в подростковом и юношеском возрасте [17].

В психологии неоднократно предпринимались попытки к выделению и обобщению имеющихся типов акцентуаций характера. Например, типологии характера были предложены Кречмером Э., Шелдоном У., Фроммом Э., однако классификации акцентуаций сформулированы двумя авторами Личко А.Е. и Леонгардом К. Разработанная концепция А.Е. Личко была основана на классификации психопатий личности Ганнушкина П.Б., выполненной им 30-х годах двадцатого века [9].


В работе мы представим классификацию акцентуаций характеров в концепции К. Леонгарда [16]

Застревающий тип. Личность, обладающая данным типом акцентуаций характера, отличается своей склонностью к длительному переживанию обиды, гнева или страха, в той ситуации, когда они уже не так выражены в реальной обстановке. Чувства, возникающие у такого типа людей, могут возникать спустя продолжительное время после произошедших событий. Также следует отметить, что данному типу свойственно честолюбие, которое может проявляться как с положительной точки зрения, так и с негативной. Такой человек постоянно стремится к удовлетворению своих потребностей, поэтому в большинстве случаев добивается желаемого. По жизни стремится к тому, чтобы быть принятым и признанным в обществе, чего добивается любым путем. Такой тип личности склонен в случае возникновения стрессовой ситуации проявлять в своем поведении агрессивность, враждебность по отношению к возникающей обстановке. Также склонен к проявлению осторожности и ухода в свою личность.

Демонстративный тип. Характеризуется своей общительностью и обходительностью. Такой человек обладает высоким уровнем артистичности, неординарности поступков, творческим подходом к решению возникающих проблем. Личность с таким типом акцентуации умеет расположить к себе людей, вызвать доверие и оказать влияние на окружающих. В своем поведении часто стремится к завоеванию лидерских позиций. Конечно же, обладая рядом преимуществ, такой человек имеет и ряд недостатков, которые проявляются в его отношении к людям, добившихся успехов, в высоком уровне конфликтности, непринятию неудач и прочих особенностях поведения [16].

Педантичный тип. Отличается преувеличенной приверженностью к определенному порядку. Обычно жестко следует плану, а при его нарушении испытывает раздражение. Противится изменениям, так как ему трудно переключаться на что-либо новое. Придает большое значение внешней стороне дела и мелочам, требует того же от других. Такие особенности педантичных людей определяются их стремлением постоянно контролировать ситуацию, попытками подчинить своей воле независящие от них обстоятельства.

Возбудимый тип. Человек, обладая данным типом акцентуации, склонен к высокому уровню возбудимости благодаря повышенной реактивности нервной системы, что часто приводит к необдуманным поступкам, импульсивности и пр. Такой человек говорит, а потом думает, что сказал. Часто в проявлениях такого человека можно отметить раздражительность, резкость и грубость по отношению к окружающим людям. Такой человек обычно выглядит угрюмым, подавленным, склонен к частому участию в конфликтных ситуациях, к чему может привести его неумение управлять собой [16].


Гипертимный тип. Данный тип отличается своим положительным настроем, отзывчивостью, активностью, энергичностью. Отличается разговорчивостью, «умственной подвижностью», склонностью к остроумным выходкам. Из-за неустойчивости внимания и недостаточного упорства его интересы поверхностны. Не терпит стеснения свободы. Плохо переносит критику в свой адрес. Находчив, умеет приспосабливаться к трудностям. Бурно переживает неудачи, но они не выбивают его из колеи. К правилам и обязанностям относится легкомысленно.

Дистимный тип. Дистимность выражается в постоянном пониженном настроении, заторможенности психических и моторных актов. В обществе такие люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз. Для них характерна робость и нерешительность. Серьезная настроенность выдвигает на передний план тонкие, возвышенные чувства, не совместимые с человеческим эгоизмом, ведет к формированию твердой этической позиции [16].

Циклотимный тип. Такие люди не склонны противопоставлять себя другим, не считают себя лучше. Как правило, они реалисты и терпимо относятся к недостаткам окружающих. У них могут быть резкие вспышки, когда они сердятся, но при этом напряжение и злоба не проявляются, быстро успокоившись, они никого не успевают обидеть. В периоды подъема они общительны и приветливы, легко знакомятся с новыми людьми и находят со всеми общий язык. В период спада весь мир может быть окрашен в мрачные тона, из оптимистов они превращаются в пессимистов, мрачно переживающих даже мелкие неудачи.

Аффективно-экзальтированный тип. Людей этого типа отличает высокая пластичность, скорость протекания психических процессов. Они интенсивно реагируют на любые (даже незначительные) события, впадая при этом то в депрессию, то в эйфорические крайности – от самого мрачного до самого мечтательного и счастливого состояния. Маленькие победы вызывают бурю восторга, любая неудача способна «вывести из строя». Даже незначительный страх охватывает всю натуру экзальтированного человека, при этом заметны физиологические проявления: дрожь, холодный пот и тому подобное [16].

Эмотивный тип. Глубоко и долго переживает жизненные впечатления, эпизоды взаимных отношений как позитивного, так и негативного содержания. Отличается отзывчивостью, гуманным отношением к миру, мягкостью и душевной теплотой. Более тонко реагирует на происходящие события, чем другие люди: легко поддается чувству жалости и сострадания, быстрее, чем кто-либо, испытывает особую радость от общения. Яркой особенностью эмотивной личности является проницательность. Развитая интуиция позволяет ей почти безошибочно определять отношение к себе окружающих [16].