Файл: Составные и плашечные краски, используемые в полиграфическом производстве.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ КРАСКИ – ЗАЛОГ КАЧЕСТВА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЦВЕТА
1.1 Классификация и основные свойства современных печатных красок
1.2 Основные компоненты печатных красок
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИГРАФИИ: RGB, CMYK
2.1 Трехканальная цветовая модель RGB
2.2 Четырехканальная цветовая модель CMYK
2.3 Сравнительный анализ цветовых моделей CMYK и RGB
ГЛАВА 3. СОСТАВНЫЕ И ПЛАШЕЧНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ КРАСКИ
3.2 Составные печатные краски: особенности процесса изготовления
3.3 Плашечные печатные краски и их изготовление
3.4 Плашечные краски: область применения и правила использования
2.2 Четырехканальная цветовая модель CMYK
Многокрасочная печать в полиграфии получается с помощью наложения базовых цветов цветовой модели CMYK. И цвета, и печать называют триадными (Рис. 6).
В стандартном наборе триадных красок – 4 вида базовых оттенков: Сyan – голубой, Мagenta – пурпурный, Yellow – желтый, BlacK – черный.
И хотя черный цвет можно получить с помощью наложения трех оставшихся компонентов, используют отдельный пигмент. Он является ключевым цветом при печати, поэтому последняя буква в названии модели - K (Key), а не B (Black). Таким образом, модель CMYK является четырёхканальной.
Есть несколько причин почему вводится черный цвет:
- красители на основе химических веществ, не идеальны, при смешивании трёх красок получается грязно-коричневый цвет, а не черный;
- производство цветной краски дороже, а при производстве черного цвета используется сажа, себестоимость которой в несколько раз меньше себестоимости сырья для производства цветных красителей;
- бумага имеет ограниченную впитывающую способность, чтобы получить максимально близкий к чёрному цвет, используя голубой, розовый и жёлтый, на лист нанесут 300% краски — газетная бумага такого не выдержит.
Рисунок 6. Цветовая модель CMYK
Характеристика:
- модель CMYK это субтрактивная цветовая модель, которая описывает реальные красители, которые используются в полиграфическом производстве и в оборудовании для широкоформатной печати;
Субтрактивные (вычитательные) цвета (от англ. subtract – вычитать) используют белый свет, вычитая из него определённые участки спектра, другими словами, в модели CMYK участвуют цвета, полученные путём вычитания из белого аддитивных цветов модели RGB.
- при печати изображений CMYK (ЦМИК) краски не смешиваются, они ложатся на бумагу «пятнами» (растром) одна рядом с другой (Рис. 7), смешивание цветов происходит уже в воображении человека [3]:
Рисунок 7. Любая напечатанная картинка при большом увеличении
- эта система специально создана для описания печатных изображений, она жестко привязана к параметрам печати: типу краски, модели печатной машины, в каждом конкретном случае используют свою модель CMYK;
- каждый цвет кодируется четырьмя координатами, значения которых могут быть от 0 до 100%, разные оттенки получаются из-за разных соотношений голубого, розового, жёлтого и черного цвета в их составе, белый цвет в модели CMYK — это отсутствие краски;
- для получения полутонов и всевозможных цветовых оттенков схемы CMYK используется растрирование, то есть соблюдается заранее заданная плотность размещения различных цветовых вкраплений для получения определённого изображения; любая технология печати предполагает выполнение растрирования полутонового оригинала или цвета;
Растрирование — преобразование непрерывных полутоновых и штриховых изображений в микроштриховые с помощью полиграфического растра (в репродукционных фотоаппаратах и контактно-копировальных станках) или с использованием аппаратных и программных средств.
Растрирование — это получение изображения в виде отдельных элементов (точек или линий, различающихся по размеру). Растрирование выполняется для каждого базового печатного цвета.
В случае полиграфической печати чаще всего применяется так называемый полутоновый растр (Halftone Screen) или реже стохастический раст (Diffusion Screen) [7].
- в цветной лазерной печати для получения всевозможных цветов и оттенков при помощи CMYK используются цифровые обозначения, например, для получения морковного цвета требуется смешать следующие краски: 4 % голубой (C), 50 % пурпурной (M), 100 % жёлтой (Y) и 0 % чёрной (K) (Рис. 8) (в цифровом выражении морковный цвет выглядит следующим образом: C4-M50-Y100-K0);
Рисунок 8. Палитра модели CMYK
Растрирование может быть амплитудным, частотным или стохастическим:
- при амплитудном растрировании общее количество точек остаётся неизменным, меняется лишь их размер;
- при частотном растрировании неизменным остаётся размер точек, а вот их количество меняется;
- при стохастическом растрировании регулярной структуры расположения точек не наблюдается [3].
Область применения модели CMYK в полиграфии:
- для триадной печати: для образования новых оттенков идет смешение трех цветов с добавлением черного;
- эта модель является стандартом в офсетной полноцветной печати в Европе, США, Японии, используется цветовая схема CMYK, при которой оттенки исчисляются от 0 до 100, однако есть и другая модель – CMYK 255. В ней оттенки исчисляются от 0 до 255;
- система специально создана для описания печатных изображений, она жестко привязана к параметрам печати: типу краски, модели печатной машины, в каждом конкретном случае используют свою модель CMYK;
- в эту модель конвертируют готовый файл из RGB или другой модели непосредственно перед печатью, чтобы проверить совпадение цветов и предельно допустимую сумму красок под нужный тип бумаги;
- это субтрактивная цветовая модель, которая описывает реальные красители, которые используются в полиграфическом производстве и в оборудовании для широкоформатной печати.
- с этой моделью работает большинство устройств печати;
- модель позволяет увидеть на электронных устройствах, как изменятся цвета на бумаге;
- широкоформатная баннерная печать и любые другие виды наружной полиграфии;
- плашечные цвета применяются для создания фирменного логотипа, а также печати символики компании, в которой важно четкое попадание в нужный оттенок [4].
2.3 Сравнительный анализ цветовых моделей CMYK и RGB
Из рисунка 9 видно: при смешивании в равных пропорциях пурпурного цвета с желтым получается красный, желтого с голубым зеленый и голубого с пурпурным синий.
Если изменять пропорции смешивания, то мы можем получать большое количество промежуточных цветов: от пурпурного до желтого, от желтого до голубого и от голубого до пурпурного.
Рисунок 9. Формирование цвета в моделях RGB и CMYK
На изображении (Рис. 10), видно, как могут различаться RGB и CMYK. Одним из наиболее заметных различий между двумя цветовыми режимами - представление синего цвета.
В модели RGB – синий цвет более яркий, по сравнению с моделью CMYK. Это означает, что, если вы создадите свой дизайн в RGB и напечатаете его в CMYK (помните, что большинство профессиональных принтеров используют CMYK), вы, вероятно, увидите красивый ярко-синий цвет на экране, но в печатной версии он будет выглядеть как фиолетовый голубой.
То же самое верно для зеленых, они имеют тенденцию выглядеть немного плоскими при конвертации в CMYK из RGB.
Рисунок 10. Изображения в цветовых моделях CMYK и RGB
На изображении (Рис. 10), видно, как могут различаться RGB и CMYK. Одним из наиболее заметных различий между двумя цветовыми режимами - представление синего цвета.
В модели RGB – синий цвет более яркий, по сравнению с моделью CMYK. Это означает, что, если вы создадите свой дизайн в RGB и напечатаете его в CMYK (помните, что большинство профессиональных принтеров используют CMYK), вы, вероятно, увидите красивый ярко-синий цвет на экране, но в печатной версии он будет выглядеть как фиолетовый голубой.
То же самое верно для зеленых, они имеют тенденцию выглядеть немного плоскими при конвертации в CMYK из RGB.
Спорить какой способ лучше, а какой хуже не совсем верно. Все решает дизайн изделия.
Например, вы печатает каталог или меню для ресторана, и на каждой странице у вас расположена оранжевая, голубая или черная плашка, которая должна быть одинаковой на каждой странице. Причем не важно, какого она (плашка) размера: на треть полосы или же небольшой квадратный сантиметр: цвет должен быть одинаков, без полутонов. В этом случае выбор очевиден: печать блока и обложки каталога идет по системе CMYK, а плашки печатаются красками Pantone.
Людям далеким от типографского дела аббревиатуры RGB и CMYK не скажут практически ни о чем. Тем более они не понимают, в чем именно заключаются существенные отличия между ними. На самом деле их достаточно много и заказ печатной продукции необходимо осуществлять, учитывая их. В противном случае можно получить несколько не тот результат, который ожидался.
ГЛАВА 3. СОСТАВНЫЕ И ПЛАШЕЧНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ КРАСКИ
3.1 Составные печатные краски
Составные краски — смесевые краски, которые позволяют получить цвет нужного оттенка. Чтобы указать нужную смесевую краску, пользуются Каталогом цветов системы смешения
Смесевые цвета — это краски, которые точно совпадают с определенным цветом. Они создаются путем предварительного смешивания (отсюда название) нескольких базовых цветов - пигментов - по строго определенному рецепту.
Базовые краски — исходные краски к. л. красочной системы, из которых получают смесевые цвета или смесевые краски. Например, базовых красок для системы смешения красок PANTONE восемь: голубая, пурпурная, желтая, зеленая, красная, синяя, черная и белая.
Если оригинал содержит специальные «фирменные» цвета (например, в названии фирмы, ее логотипе, рекламе и т. п.), которые не удается подобрать по шкалам цветового охвата для используемой триады, то используют дополнительные смесевые краски. Изготовлением таких красок занимаются специализированные фирмы и делают это по заказу клиента или по каталогам цветов.
Простейший способ получить при печати желаемые цвета – просто выбрать их по цветовой библиотеке PANTONE. Эта библиотека представляет собой справочники с наборами цветов, которые могут быть точным образом отображены на соответствующей им бумаге.
Этот способ призван исключить возможные искажения за счет настроек аппаратуры и ошибок персонала.
Наиболее известны каталоги цветов фирмы PANTONE. Они представляют собой «веера», на которых располагаются образцы цвета с номерами (Рис. 11).
Рисунок 11. «Веер» фирмы PANTONE
Каждому цвету присваивается свой индекс, а также тип бумаги – мелованная или немелованная.
Пантонные цвета называют также смесевыми, потому что сотни и тысячи образцов цвета, собранных в одной палитре-веере, получаются смешением ограниченного числа базовых красок, взятых для данного каталога.
Очень часто смесевые краски применяются при печати этикеток и упаковки.
При изготовлении смесевых красок, использования каталогов цветов фирмы PANTONE, необходимо учитывать следующее:
- краски различных цветов имеют разную светостойкость, поэтому светостойкость составной краски будет соответствовать наименьшему значению для смешиваемых красок;
- сложность цвета: простой цвет состоит из 2х цветов, сложный из 3х, а очень сложный из 4х, как правило, более 4х цветов при смешении красок в каталоге «PANTONE» не применяется;
- чем больше цветов смешивается, тем сложнее точно получить цвет по «PANTONE»: при добавлении небольшого количества (1-3%) темных цветов в краску (Черный, темно синий, темно зеленый и т.д.) рекомендуется их разбавить прозрачной краской (соотношение 1к 3м или 4м) для более точной дозировки;
- освещение: в помещениях с освещением лампами накаливания и люминесцентными лампами смешенный цвет будет иметь различный оттенок;
- цвет краски, смешанный по «PANTONE» может визуально отличаться от его отпечатка, если изделие не белого цвета;
- матовый и глянцевый отпечаток одного и того же цвета по «PANTONE» визуально отличаются друг от друга, поэтому в каталоге «PANTONE» существуют два раздела глянцевых и матовых цветов: глянцевый цвет имеет индекс С, а матовый U;
- не стоит судить о цвете печатной краски по тому, как она смотрится в банке: прозрачная краска в банке выглядит темнее, чем на самом деле, и представление о ее истинном цвете может дать только контрольный оттиск, полученный на машине или на пробопечатном станке.
Иногда краска, выбранная по картам эталонных цветов или по книге подбора цветов, при печати не дает точного оттенка.
В этих случаях, чтобы определить причину неудачи и способ ее исправления, необходимо обратить внимание на следующие факторы:
- Характеристики бумаги. В атласах подбора цветов есть образцы печати каждой краской на бумаге с покрытием (мелованной) и без покрытия (немелованной).