Файл: Составные и плашечные краски, используемые в полиграфическом производстве.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ КРАСКИ – ЗАЛОГ КАЧЕСТВА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЦВЕТА
1.1 Классификация и основные свойства современных печатных красок
1.2 Основные компоненты печатных красок
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИГРАФИИ: RGB, CMYK
2.1 Трехканальная цветовая модель RGB
2.2 Четырехканальная цветовая модель CMYK
2.3 Сравнительный анализ цветовых моделей CMYK и RGB
ГЛАВА 3. СОСТАВНЫЕ И ПЛАШЕЧНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ КРАСКИ
3.2 Составные печатные краски: особенности процесса изготовления
3.3 Плашечные печатные краски и их изготовление
3.4 Плашечные краски: область применения и правила использования
Между ними есть существенная разница – цвета на мелованной бумаге всегда выглядят ярче и чище. Если для печати на немелованной бумаге подобрать краску по образцу, напечатанному на мелованной бумаге, то результат может сильно отличаться от ожидаемого.
К значительному изменению цвета краски на оттиске может привести и цвет самой бумаги (например, ее желтоватый оттенок). Поскольку краски для офсетной печати часто бывают прозрачными или полупрозрачными, то через слой краски будет виден цвет бумаги. Этот эффект можно уменьшить, если к краске добавить непрозрачные белила (дозировка – до 50% и более).
- Толщина красочного слоя. Оттенок краски на оттиске может измениться при изменении толщины красочного слоя: чем он толще, тем выше значение оптической плотности. Таким образом, изменяя уровень подачи краски, можно добиться необходимых значений оптической плотности, однако существует предел, при превышении которого увеличение подачи краски не повлечет за собой увеличения оптической плотности.
В свою очередь, ослабить интенсивность цвета краски, то есть получить более светлый ее оттенок, можно путем добавления прозрачных белил.
- Качество смывки красочного аппарата. При печати возможно изменение цвета светлых красок из-за их загрязнения в результате плохой смывки красочного аппарата красками, использовавшимися для предыдущей работы. Поэтому всегда рекомендуется производить глубокую очистку красочных валиков при переходе на светлые краски.
PANTONE является ведущей цветовой библиотекой в полиграфии.
Но кроме нее существуют и другие библиотеки, использующихся в печатном производстве.
Существуют также цветовые палитры и библиотеки, предназначенные для других целей: в строительстве, автомобильной промышленности и пр.
К достоинствам цветовых библиотек относятся:
- удобство и простота применения;
- возможность использования разнообразных цветов за пределами цветового охвата CMYK;
- стандартизация печати на различных материалах и при различных технологиях.
Однако имеется одно существенное ограничение: цветовые библиотеки невозможно использовать для печати фотореалистичных изображений. Здесь цветоделения не проводится, и каждый цвет занимает свою определенную площадь.
Но для печати бланков, визиток, конвертов, красочных объявлений лучше обойтись без цветоделения и сразу выбрать стандартные пантонные цвета.
При создании логотипа, фирменной символики рекомендуется задавать цвета прежде всего в библиотеке PANTONE Formula Guide, а затем приводить их аналоги в виде ближайших цветов CMYK [8].
3.2 Составные печатные краски: особенности процесса изготовления
Для производителей полиграфической продукции большое значение имеет точное воспроизведение цвета, заданного заказчиком. Это особенно важно при печати на упаковке и этикетках при повторяющихся тиражах.
Поэтому все большее количество типографий используют в своей работе смесевые краски, дающие следующие преимущества:
- точного цветовоспроизведения, например, возможность выхода оттенков за пределы цветового охвата стандартной триадной печати;
- позволяют добиться равномерной плашки без использования растра;
- помогают качественно воспроизводить цветной текст и многокрасочную векторную графику;
- позволяют стабильно воспроизводить фирменные цвета на различных материалах;
- при грамотном подходе использование смесевых красок приводит к значительной экономии [5].
Еще не так давно типографии смешивали краски сами, используя опыт печатников. Современные типографии в основном заказывают необходимые для печати смесевые краски в фирмах, специализирующихся на их изготовлении.
Рассмотрим основные особенности процессов подготовки заказа и изготовления смесевой краски:
Так, как одна и та же краска на разных подложках и при разных условиях, может выглядеть по-разному, то её составление обычно проходит тремя нижеперечисленными способами:
1. По образцу. При заказе смесевой краски необходим эталон цвета материальный образец (оттиск), желательно изготовленный полиграфическим способом, а в идеале тем же способом печати для которого подбирается краска.
В противном случае можно столкнуться с явлением метамерии - когда два окрашенных образца цвета воспринимаются одинаковыми под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения. Также это явление встречается при подборе краски к цифровым цветопробам [10].
Это связан с использованием различных по спектральным характеристикам пигментов в краске на эталоне и полученном в результате подбора оттиске. Пробный оттиск, рассматриваемый при дневном свете, при освещении лампой накаливания или в свете люминесцентной лампы в этом случае будет иметь разный цвет относительно эталона.
2. По вееру. Если цвет выбирают по системе Pantone, следует помнить, что образцы в веерах не являются эталоном. В зависимости от редакции и номера печати веера могут значительно отличатся друг от друга.
К тому же образцы в веере имеют ограниченную светостойкость, проще говоря, выцветают. Поэтому веер следует хранить в темном месте и менять не реже одного раза в год. Если же веер активно используется, то его замену следует производить еще чаще, так как образцы истираются.
Для точного воспроизведения цвета по вееру необходимо уточнять характеристики конкретного экземпляра веера или воспользоваться электронной библиотекой Pantone.
Кроме того, эталон цвета по вееру нужно выбирать на подложке схожей с той, на которой будет осуществляться печать. Можно рекомендовать при заказе цвета по вееру предварительно утверждать пробный оттиск на тиражном материале, сделанный в лаборатории.
3. По координатам. Еще одна возможность спецификации необходимого цвета указание координат цвета в пространстве CIELab или его спектра отражения.
В настоящее время такой способ может быть осуществлен посредством формата CxF (Color Exchange Format) и может пригодиться при невозможности предоставления образца.
Однако корректен он только при наличии согласуемых (соответствующая геометрия измерения, источник света, соответствующий фильтр, возможность измерения спектра), а лучше одинаковых спектрофотометров у заказчика и исполнителя.
Однако абсолютное выражение цвета в координатах Lab не является удобным и информативным, так как минимизировать, или избежать явления метамеризма поможет только знание о спектре отражения.
Типичная ошибка заказчиков мнение о том, что для составления рецепта краски достаточно данных о цветоделении на триаду (значения CMYK в процентах). В действительности же значения CMYK могут дать только общее представление о необходимом цвете, но не точно определить его.
Для подбора цвета необходимо предоставить необходимое количество образцов запечатываемого материала. Если перед печатью запечатываемая поверхность будет покрываться праймером или белилами, то необходимо предупредить об этом изготовителя или предоставить образцы с покрытием. Важно помнить, что точный подбор цвета возможен только при предоставлении тиражной основы.
В каталоге Pantone® Formula Guide представлены три типа стандартных печатных основ. Для выбора необходимого веера стандартные подложки можно условно сопоставить с широким спектром используемых материалов:
Немелованная Solid Uncoated, к этому типу можно отнести офсетные бумаги и часть так называемых дизайнерских бумаг и картонов без мелованного покрытия.
Мелованная глянцевая Solid Coated, к ним относятся мелованные глянцевые бумаги двустороннего мелования и этикеточные глянцевые бумаги (при печати с лица). Также обычно выбираем этот веер при печати на мелованных и макулатурных картонах. Этот веер может быть использован в качестве образца при печати по матовым мелованным бумагам.
Мелованная матовая Solid Matte, используется редко т.к. используемая в этом веере бумага плохо соотносится с используемым ассортиментом матовых бумаг.
В случае заказа краски для печати на «не стандартных» материалах (например, макулатурных картонах, дизайнерских бумагах, синтетических материалах) нужно понимать, что имеются ограничения по воспроизведению некоторых оттеков цвета вследствие физических и оптических особенностей этих печатных основ.
При заказе краски желательно предоставить максимум информации об используемой технологии печати и естественно в заказе нужно указать тип печатной краски масляная, УФ-отверждаемая, воднодисперсионная и т.д. [6].
В офсетной плоской печати получение требуемого цветового тона по образцу обычно производится так, чтобы смесевая краска соответствовала этому образцу при нормальной краскопередаче.
Нужного оттенка нельзя добиваться чрезмерной подачей краски, так как печать тиража с таким слоем краски повлечет за собой ряд трудностей, вплоть до невозможности напечатать тираж. Однако насыщенные и темные цвета нередко требуют большей толщины слоя краски, чем позволяет нанести печатная машина, из-за чего заказчику приходится либо печатать в два прогона, либо изменять требования к цвету. Иногда цветовой оттенок лучше получать при минимальной подаче краски. При таком подходе устраняются технические трудности, вызываемые печатанием слишком большими слоями краски.
С другой стороны, при низкой краскопередаче печатнику тяжелее держать точный накат краски. Поэтому при подготовке краски для офсетной печати целесообразно договориться о желаемой минимальной и максимальной толщине красочного слоя.
При печати смесевыми красками важно контролировать толщину красочного слоя, так как с данным параметром связаны оптическая плотность и светлота (яркость) L в пространстве Lab, а также насыщенность и цветовой тон.
3 способа получения цвета красок по каталогу «PANTONE»
1. Первый способ на основании 16 базовых цветов и рецептуры смешения прописанной в самом каталоге «PANTONE». Для этого производитель краски должен поставлять базовые цвета в точном соответствии с базовыми цветами каталога. Смотрите первые закладки веера. При этом надо иметь в виду, что базовые цвета по каталогу полупрозрачные, поэтому в рецептуре применяется вместо белого цвета прозрачная краска «trs. White».
2. Второй способ на основании рецептуры смешения поставляемой фирмой производителем краски, которая за основу берет свои базовые цвета. Как правило, базовые цвета фирмы производителя могут быть кроющими и отличаться от базовых цветов по каталогу «PANTONE», поэтому очень часто цвет по данной рецептуре не точно соответствует цвету из каталога, но, как правило, очень близок (±1 шкала). Базовые краски производителей могут быть как полупрозрачные, полу кроющие, так и кроющие. Данный способ является наиболее точным, т.к. фирмы производители красок занимаются подбором оттенков по Pantone и на выходе получают готовую к смешению рецептуру.
3. Третий способ — это смешивание цвета «на глаз» (не рекомендуем пользоваться данным способом), если нет никаких рецептур производителя и базовые цвета, не соответствуют базовым цветам каталога. Для этого за основу берется рецептура по каталогу «PANTONE», а базовые цвета выбираются наиболее близкие из цветов производителя.
При этом нужно выбирать цвет базовой краски более чистый, он может быть более насыщен, но от его чистоты зависит чистота смешиваемого цвета. Если основной цвет выбран грязный, то чистый цвет получить практически невозможно.
Понятие чистого цвета можно представить из основных цветов триады (Краски для печати полноцветных изображений CMYK). Триадные краски имеют максимальную чистоту цвета, т.к. от этого зависит чистота оттенков в полноцветном изображении.
Сделать из чистого цвета грязный, очень просто, например, добавив в него черной краски. Получить из грязного цвета чистый, практически невозможно. Если большинство цветов производителя грязные, получить большинство цветов по «PANTONE» будет невозможно.
При смешивании красок на «глаз» нужно четко знать, какой цвет при добавлении в краску будет изменять ее цвет в нужный оттенок. На основе смешения базовых красок триады мы можем это видеть достаточно четко.
3.3 Плашечные печатные краски и их изготовление
Плашечные (или простые) цвета — это цвета, получаемые без помощи растровых точек и цветоделения путем предварительного смешивания некоторых базовых красок в смесителе.
Плашесный цвет – цвет, заданный в программе верстки, который не проходит цветоделение и будет выведен, как отдельный канал.
Так могут задаваться цвета, которые в последствии будут печататься серебром, бронзой или красками Pantone.
Плашечные (spot) или чистые (solid) цвета стандартизованы несколькими системами. В России наиболее распространена цветовая модель Pantone (Pantone Matching System® (PMS).
Каждый плашечный цвет требует использования отдельной печатной формы, что увеличивает расходы на печать. Если для печати документа может потребоваться больше четырех цветов, то экономичнее использовать триадные цвета.
Система PMS — это стандартная система цветовой калибровки, или подбора (соответствия), цветов, разработанная корпорацией Pantone. Используют цифровую идентификацию цветов изображения для профессиональной печати.