Файл: Составные и плашечные краски, используемые в полиграфическом производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1. Красящее вещество

Пигмент — мелкодисперсные черные, белые или цветные порошки, нерастворимые в воде, масле и ряде других растворителей, используемых для изготовления красок. В основном они придают печатным краскам оптические и некоторые печатно-технические свойства.

Рассмотрим основные свойства пигментов:

1. Исходя из особенностей технологии печатания и вида полиграфической продукции пигменты должны:

- иметь определенную цветовую характеристику (цветовой тон, яркость, насыщенность) и, будучи нанесенными вместе со связующим на поверхность запечатываемого материала, воспроизводить по возможности все цвета оригинала;

- иметь высокую интенсивность, которая позволяла бы готовить краску с меньшей их концентрацией;

- образовывать со связующими в зависимости от назначения прозрачные (триадные) или кроющие (переплетные, афишные и др.) краски;

- как можно дольше не изменять цветовых характеристик при воздействии cвета;

- иметь высокую степень дисперсности и мягкие частицы, что обеспечивает образование гладкой поверхности на оттиске и не вызывает быстрого износа печатной формы;

- быть устойчивыми к воде, спирту, маслам, толуолу и другим растворителям;

- иметь небольшую маслоемкость, что дает возможность увеличивать концентрацию пигмента в краске для повышения ее интенсивности;

- хорошо смачиваться связующими, что сокращает процесс изготовления красок и обеспечивает равномерное распределение пигмента в краске.

2. Пигменты по химическому составу подразделяются на органические и неорганические. В полиграфической промышленности для изготовления красок применяют в основном органические пигменты, которые отличаются следующими свойствами:

- яркостью, чистотой цвета и тона, прозрачностью;

- являются основой желтых, красных и синих красок, наложение которых друг на друга позволяет получать на оттиске практически все цвета и оттенки, встречающиеся в природе;

- способностью смешиваться между собой, давать разнообразные промежуточные цвета и оттенки, позволяют оптимально ограничить ассортимент красок;

- пигменты для триадных красок занимают особое положение: они должны соответствовать международным стандартам, в противном случае колористическая точность воспроизведения цветного оригинала будет нарушена.


На этой основе многие известные фирмы-производители полиграфических красок», выпускают базовые краски, при смешении которых по определенной рецептуре Pantone получают широкую гамму различных цветов и оттенков.

Несмотря на доминирование органических пигментов, продолжается активное применение неорганических пигментом, что обусловлено их свойствами:

- высокая прочность, особенно свето-, водо- и теплостойкостью;

- кроющая способность;

- непрозрачность, не позволяют широко применять их в производстве красок для издательских целей, но зато создают ряд преимуществ при использовании их в составе трафаретных красок и некоторых серий красок глубокой печати.

Современные неорганические пигменты — это искусственно получаемые высокодисперсные нерастворимые в воде цветные и белые соли и окислы металлов: железа, свинца, титана, бария, хрома и т. д. К неорганическим веществам относятся и высокодисперсные металлические порошки.

Красители, в отличие от пигментов, растворяются в воде, а иногда в связующем или его компонентах. Иногда их применяют в составе печатных красок в качестве красящего вещества, но недостаточные прочностные свойства (светостойкость, склонность к миграции, ограничения по экологическим и санитарным нормам) препятствуют их широкому употреблению.

Как самостоятельные красящие вещества красители присутствуют в составе некоторых флексографских и красок глубокой печати.

Красители позволяют не только получать краски ярких интенсивных цветов, но и значительно упрощают их изготовление.

Принцип действия красок на основе красителя существенно отличается от пигментных. Последние образуют на оттиске сравнительно толстый красочный слой (из-за содержания твердых пигментных частиц как бы закрашивают его), а первые, проникая в поры подложки, окрашивают и ее составные части, и сами волокна.

Связующее является неотъемлемой частью печатных красок и связывает отдельные частицы красящих веществ в единую систему (Рис.2).

Рисунок 2. Связующее

Основные требования к связующему сводятся к двум пунктам:

- оно должно быть химически инертным по отношению к красящим веществам и материалу формы;

- оно должно быть прозрачным, светлым и безвредным.

Выполнение основной задач связующего - склеить красящее вещество с поверхностью печатного изделия, зависит от: адгезии краски с печатным материалом, способа сушки, светостойкости, высоты красочного слоя, глянца, стойкости к истиранию.


Как ни парадоксально, все разнообразие ассортимента красок зависит главным образом от состава и свойств связующих. Изменяя их, можно на основе одного пигмента приготовить краску для любого способа печати.

Именно от состава связующего зависит главное свойство краски — способность закрепляться на оттиске.

Это физическое явление заключается в том, что красочный слой, образовавший печатное изображение, затвердевает и становится настолько прочным, что не поддается смазыванию, «перетискиванию» или «отмарыванию».

В зависимости от вида печатной продукции, способа печати и других факторов технологического процесса закрепление красок может происходить четырьмя путями:

- химическим пленкообразованием (окислительная полимеризация);

- впитыванием и отделением растворителя в процессе впитывания;

-испарением растворителей или комбинированным закреплением (сочетание химического пленкообразования с впитыванием или испарением растворителя).

Связующие вещества имеют сложный химический состав. Как правило, это растворы твердых смол — пленкообразователей — в маслах и органических растворителях.

В большинстве случаев в качестве пленкообразователей применяются смолы или продукты их переработки, например, канифоль, алкидные смолы, виниловые смолы, битумы, различные белковые вещества, каучуки, растительные масла, эфиры целлюлозы.

В качестве растворителей в производстве офсетных печатных красок и красок для высокой печати используются минеральные масла. В составе красок для глубокой, флексографской и трафаретной печати, высыхающих за счет испарения растворителя, присутствуют в основном такие органические растворители, как ароматические углеводороды, спирты, эфиры и т. д.

Добавки. Для улучшения свойства краски существуют различные добавки. Ниже перечислены основные их виды:

- растворители - снижают вязкость краски;

- замедлители - снижают вязкость краски и скорость ее высыхания;

- улучшители текучести - улучшают растекание краски на отпечатке, снижают образование мелких пузырей;

- загустители - делают краску более вязкой и густой;

- антистатики - улучшают электропроводность краски, снижают накопление статического разряда, уменьшают статическое разбрызгивание;

- отвердители и катализаторы - улучшают адгезию краски к сложным материалам;

- матирующие пасты и порошки - делают краску более матовой;

- тонеры - красящие добавки, увеличивающие светосилу (насыщенность) цвета.


При неправильном применении добавок можно ухудшить свойства краски. Поэтому всегда строго следуйте рекомендациям производителя краски.

ГЛАВА 2. ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИГРАФИИ: RGB, CMYK

Цветовая схема (модель) является показателем оттенков, выраженных в числах. Это необходимо для того, чтобы печатная продукция соответствовала заданным стандартам колера, чтобы изображение на мониторе и печатном оттиске было максимально схожим.

Кроме того, зная четкие цифры цветовой схемы, можно создавать продукцию по строгим корпоративным стандартам. Такой подход используется в брендовой и печатной рекламе крупных компаний.

Попробуем разобрать основные схемы, используемые в производстве.

2.1 Трехканальная цветовая модель RGB

Цветовая модель RGB — то, что мы видим на экране

Это модель для отображения цвета в цифровых устройствах — например, на мониторах или в цифровых камерах.

В ней каждый цвет кодируется значениями базовых цветов: Red (красный), Green (зелёный) и Blue (голубой) (Рис. 3).

Рисунок 3. Система цветопередачи RGB

Это три оси, которые имеют градацию значений от 0 до 255. Нулевая точка этой системы координат — чёрный, а максимальные значения по всем трём осям кодируют белый цвет.

Например, посмотрим, как получается ярко-красный в системе RGB. Для этого нужно высокое значение по шкале R и низкие значения по двум другим (Рис. 4).

Рисунок 4. В левом верхнем углу наш цвет с координатами (247; 6; 6)

Наглядно модель RGB можно представить, как раскрашенный кубик (Рис. 5):

Рисунок 5. В двух углах расположены чёрные и белые точки

Оттенки, которые мы видим на экране, состоят из трёх базовых цветов, максимальная яркость экрана — это белый цвет, а отсутствие яркости — чёрный.

Характеристика:

- основная цветовая палитра состоит не из трех колеров – красного, зеленого и синего, такую цветовую модель называют аддитивной;

- цвета по этой схеме получаются при смешении с черным: при полном совпадении друг с другом образуют белый цвет, при использовании черного и смешения красного с зеленым получается малиновый, зеленого с голубым – желтый и т. п;


- при ее разработке основывались на человеческом восприятии различных цветов, поэтому, основными считаются указанные выше колера, а получаемые при их смешивании пурпурный, желтый, циановый – вторичными, это позволяет охватить большое количество цветов и оттенков;

- рисунок, созданный в кодировке RGB, при распечатке с использованием палитры CMYK может значительно потерять в яркости и красочности, поэтому, мало просто заказать буклеты, предоставив макет, необходимо еще правильно определиться с используемой цветовой палитрой при оформлении заявки на полиграфические услуги;

- в палитре RGB цветовая модель рассматривается как куб, в котором каждый колер и его оттенок имеет определенные координаты, именно их и использует современное оборудование при распечатывании продукции (рисунок 5), также благодаря этому присутствует возможность регулировать интенсивность (насыщенность и яркость) цветовой палитры.

Область применения модели RGB в полиграфии:

- с RGB обычно работают графические дизайнеры при создании своих проектов;

- для получения первичного сигнала при цветоделении, такое цветоделение позволяет разделить цвет на три независимых канала;

- в качестве экранной цветопробы: при синтезе изображения система RGB позволяет получить другие цвета путем аддетивного синтеза, он применяется при коррекции изображения на экране монитора, он позволяет регулировать цветокоррекцию;

- эта модель по умолчанию используется при подготовке изображений для цифровых носителей, потому что принцип её работы аналогичен излучению монитора;

- при создании макетов для печати работа на компьютере преимущественно ведётся в RGB;

- считается, что именно цветовая палитра RGB наиболее насыщенная (имеет более широкий диапазон оттенков) и подходит для печати фотографий, изображений макросъемки;

- применяют при производстве сублимационной печати на тканях.

Работающие с графическим редактором, хорошо знают, что при переводе из RGB в цветовую модель CMYK изображение тускнеет.

Однако большинство печатных машин не работают с RGB.

Отображение изображения — важная составляющая полиграфического процесса, т.к. на экране монитора можно получить первичную цветопробу (экранную), что нацелено на контроль качества обработки изображения, а, следовательно, позволяет контролировать процессы цветоделения.

Многообразие цветов можно получить путем попарного (тройного) сложения в различных пропорциях 3х основных компонентов. Попарное сложение дает цвета цветовой системы CMY [9].