Файл: Законность и правопорядок ( Законность и правопорядок как правовые категории .).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Законность и правопорядок как правовые категории
1.1. Понятие законности, ее принципы и содержание
1.2 Понятие, содержание и особенности правопорядка
Глава 2 Обеспечение законности и правопорядка: система способов и роль государства
2.1 Система способов обеспечения законности и правопорядка
2.2 Соотношение правотворческой и правоприменительной деятельности государства и принципа законности
2.3 Правопорядок и законность в условиях формирования правового государства в Российской Федерации
Система способов обеспечения законности и правопорядка - выступающие в организационном единстве и взаимосвязанные между собой формы, приемы, методы, посредством реализации которых гарантируется, охраняется и защищается законность и правопорядок (приложение В).
Таким образом, обеспечение государством законности и правопорядка осуществляется проведением мер, направленных на совершенствование, развитие режима законности и деятельности органов исполнительной власти по реализации этих мер. Охрана законности и правопорядка государством означает деятельность государственных органов по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений.
Охрана и обеспечение законности и правопорядка осуществляется с помощью следующих мер:
- совершенствования законодательства;
- осуществления действенного конституционного контроля;
- обеспечения качественной и эффективной работы общих и арбитражных судов;
- укрепления законности в деятельности органов исполнительной власти;
- применения действенных мер по профилактике правонарушений;
- эффективного действия механизма государственного принуждения.
Названные меры в своей совокупности понимаются как юридические гарантии.
Как подчеркивает Н.И. Матузов, последовательное осуществление этих мер гарантирует стабильность и реальность законности. Она предстает не благим пожеланием государства, неким политико-правовым идеалом, а важнейшим элементом правового регулирования, позитивное, благотворное действие которого испытывают все – и общество, и государство, и отдельная личность [18, С. 412].
Необходимым условием законности является совершенство формы и содержания законов и других нормативно-правовых актов. Это означает необходимость в понятности, доступности нормативно-правовых актов для населения, соответствии действующих норм права закономерностям общественного развития, закрепления ими мер, которые стимулируют прогрессивное развитие общества, охране прав и свобод граждан.
С.П. Булавин указывает, что во всех случаях, когда конъюнктурные соображения превалируют над трезвым анализом последствий, которые могут дать закрепленные в законодательстве нормы права, общество и его экономика не могут развиваться сколько-нибудь успешно. И требование неукоснительного исполнения таких законов является не меньшим злом, чем их нарушение. Неразумно требовать неукоснительного исполнения законов, которые отстают от требований жизни, не соответствуют экономическому и культурному уровню развития общества и не поддерживаются общественным мнением [9, С. 18].
Совершенное законодательство, будучи правовой основой законности, должно быть свободно от пробелов и противоречий, быть доступно для широких слоев населения посредством обязательного и полного помещения в источниках официального опубликования и прессе.
Залогом совершенства законодательства и иных нормативно-правовых актов является неукоснительное соблюдение законности в деятельности правотворческих органов. При этом важно, чтобы органы государства не принимали нормативно-правовых актов по вопросам, не отнесенным к их компетенции, а Президент РФ не издавал нормативных указов по вопросам, подлежащим решению на законодательном уровне.
С учетом значимости совершенных законов в деле укрепления, гарантированности законности в Российской Федерации осуществлен ряд важнейших мер в этом направлении. Во-первых, Конституция РФ установила пределы действия федеральных конституционных законов, а также федеральных законов и законов субъектов РФ, порядок разрешения коллизий между ними. Во-вторых, создан постоянно действующий на профессиональной основе парламент – Государственная Дума, основная задача которого сводится к подготовке новых законов и совершенствованию действующих. В-третьих, в стране введен конституционный контроль за соответствием законов и иных нормативно-правовых актов Конституции РФ
Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, обеспечивает неукоснительное действие Конституции РФ тем, что выявляет и признает недействующими противоречащие ей федеральные законы и иные правовые акты. Благодаря этому создаются дополнительные и действенные гарантии совершенства законодательства и иных нормативно-правовых актов в одном из их важнейших качеств – соответствии конституции и создании единой непротиворечивой системы нормативно-правовых актов.
Как подчеркивает А.В. Орлов, основными гарантиями законности в сфере органов исполнительной власти являются: 1) прокурорский надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) судебный контроль за соответствием законам правовых актов, принимаемых представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления. Все правовые акты этих органов, не соответствующие закону, отменяются судебными органами по протесту прокурора или заявлениям граждан; 3) государственной регистрацией общеобязательных нормативно-правовых актов министерств и ведомств Министерством юстиции РФ и его территориальными органами [19].
Деятельность органов исполнительной власти по обеспечению законности весьма многообразна и по сферам деятельности, и по способам ее разрешения. В числе основных направлений деятельности этих органов можно выделить следующие:
1) принятие нормативно-правовых актов во исполнение и развитие законов;
2) осуществление оперативно-исполнительной и правоприменительной деятельности, направленной на наделение конкретных субъектов правами и обязанностями, вытекающими из законов и иных правовых актов;
3) осуществление контроля за деятельностью государственных органов, организаций и граждан по исполнению действующих законов и иных нормативно-правовых актов;
4) проведение правообеспечительных мер по укреплению законности в деятельности органов исполнительной власти, в том числе проведение мер по повышению правовых знаний должностных лиц и государственных служащих, предъявлению к их работе высоких требований, увольнению с государственной службы работников, не справляющихся со своими обязанностями;
5) организация правового воспитания среди населения в целях повышения их уровня правового сознания и формирования установок на правомерное поведение.
Как отмечает Д.В. Галяутдинов, в деле охраны законности большое значение имеют меры государства по профилактике правонарушений, проводимые с целью выявления и устранения причин, способствующих их совершению. Автор подчеркивает, что проблема если не ликвидации, то значительного сокращения числа правонарушений состоит прежде всего в устранении социальных факторов, создающих питательную почву для преступлений и иных правонарушений. Так, например, нерациональное управление имуществом предприятий, организаций, учреждений, отсутствие надлежащей их охраны, несоблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и других требований имеет своим следствием явное увеличение числа правонарушений в стране [11, С. 141].
Поэтому деятельность по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, составляет одно из важнейших направлений деятельности органов исполнительной власти. Особое значение имеют органы внутренних дел, прокуратура, разного рода инспекции (ГБДД, органы санитарно-эпидемиологического надзора, пожарная инспекция и др.), призванные выявлять и пресекать правонарушения, а также требовать незамедлительного устранения причин и условий, способствующих их совершению.
Государственное принуждение является действенным способом восстановления законности в действиях государственных органов, граждан, должностных лиц и организаций, противоречащих требованиям норм права.
Государственное принуждение выражается в возложении на субъекта, совершившего правонарушение, обязанностей двух видов: претерпевать негативные меры наказания, предусмотренные санкцией нарушенной нормы; исполнять принудительные меры, применяемые в процессе пресечения правонарушений и выявления обстоятельств их совершения.
Государственное принуждение в Российской Федерации осуществляется органами внутренних дел, прокуратуры, судебными исполнителями, государственными инспекциями и некоторыми другими органами. Государственное принуждение осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством и ставит своей целью обеспечение реального действия норм права, восстановление нарушенных прав и свобод граждан и иных лиц, перевоспитание лиц, совершающих противоправные деяния. Наиболее строгой мерой государственного принуждения является смертная казнь, которая в настоящее время нередко заменяется пожизненным лишением свободы.
Совокупным результатом действия юридических гарантий законности и показателем их эффективности выступают общественные отношения, которые соответствуют действующим законам и проводят их требования в жизнь. Соотношение правомерных действий и поступков субъектов права, с одной стороны, и совершаемых ими правонарушений, с другой, – служит объективным показателем способности государства обеспечивать в обществе законность, индикатором надежности и совершенства ее правовых гарантий. Именно правомерное поведение граждан и надежный правопорядок предстают как неоспоримые свидетельства торжества законности.
Проблема обеспечения единства законности в стране обусловлена сложностью и объемностью аналитической работы по выявлению дефектов правового регулирования. По логике, данная функция должна быть возложена законом на Министерство юстиции Российской Федерации, которое должно обобщать замечания и предложения других государственных органов, научных организаций, общественных объединений и граждан. Каждый новый федеральный закон, принимаемый Государственной Думой, предполагает определенную корректировку других федеральных законов, а также подзаконных нормативных правовых актов.
Аналогичные связи наблюдаются в цепочке взаимодействия указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных министерств, агентств и служб. Федеральным нормативным правовым актам должны соответствовать конституции (уставы), законы и подзаконные акты субъектов Федерации, нормативные правовые акты органов муниципальных образований. Необходим постоянный контроль реализации органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами.
На практике, однако, указанные функции чаще всего выполняются правовыми службами других государственных органов – Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, высших должностных лиц, законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Как правило, это правовые управления, юридические отделы или индивидуальные юрисконсульты, состоящие в штате соответствующих организаций. В результате процесс мониторинга законодательства и правоприменительной практики не координируется, отсутствует единая система отслеживания изменений в законодательстве и адекватной им корректировки нормативных правовых актов.
Таким образом, эффективное функционирование государственной власти обеспечивается, во-первых, законодательным закреплением правовых пределов ее деятельности, а во-вторых, неукоснительным соблюдением властью установленных в ее отношении правовых ограничений. Принцип связанности власти правом (правового ограничения государственной власти, самоограничения) является одним из основополагающих в организации современного демократического государства, но он выступает лишь элементом, одним из аспектов проявления более фундаментального и общего принципа законности.
2.2 Соотношение правотворческой и правоприменительной деятельности государства и принципа законности
Современные российские юристы в большинстве своем базируются на ставшем классическим определении законности: под законностью понимается «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями» [22, С. 101]. Тем не менее ученые-правоведы понимают односторонность, ограниченность и даже ущербность такого понимания законности [8, С. 157].
В контексте исследуемой проблематики неизбежно возникает вопрос об объеме правовых норм, подлежащих неукоснительной реализации, то есть о количественной стороне законности. Вторая принципиальная проблема непосредственно связана с вопросами качества закона. При этом важно, чтобы закон отражал объективные реалии времени. Чрезмерная или неуместная прогрессивность законов чаще всего работает против законности, так как этим законам не корреспондируют наличные социально-экономические отношения и невозможно обеспечить реализацию соответствующих норм. Если же законодателю удается правильно познать и отразить в законе объективно назревшие в обществе потребности и интересы людей, то материальный источник реализации такого закона будет заложен в нем самом и по характеру реализации он будет приближен к действию естественных законов. Соответственно, такой закон отвечает требованиям и законности, и справедливости.