Файл: Аналитические регистры по налогу на прибыль ( Правовая характеристика налога на прибыль).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Правовая характеристика налога на прибыль
1.1.Проблемы администрирования налога на прибыль
1.2.Декларации по налогу на прибыль
Глава 2. Правовая характеристика аналитических регистров по налогу на прибыль
2.1.Налоговый учет по налогу на прибыль
1.2.Декларации по налогу на прибыль
Если организация в ходе проведения очередного налогового учета выявила в поданной ранее декларации по налогу на прибыль ошибки или неотражение каких-либо сведений, которые привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то данная организация обязана представить уточненную декларацию.
У любой организации хотя бы раз возникала ситуация, когда в текущем периоде вдруг находилась ошибка, относящаяся к прошлым налоговым периодам.
Например, организация в 2018 году обнаружила документы за 2016 год, данные из которых не были включены в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Возникает вопрос: как исправить ошибку? Обязана организация подать "уточненку" за 2016 год или она имеет право включить эти расходы в базу 2018 года?
По общему правилу при обнаружении в 2018 году ошибки за 2016 год нужно скорректировать базу за 2016 год и подать за этот период уточненную декларацию.
Тем же пунктом (абз. 3) установлены исключения из приведенного общего правила, когда налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя "уточненку" за прошлые периоды:
- невозможно определить период совершения ошибок (искажений);
- допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Указанные положения ст. 54 НК РФ соотносятся с нормами ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок внесения изменений в налоговую декларацию.
Если в 2018 году налогоплательщик обнаружит ошибку, допущенную в 2016 году, которая привела к излишней уплате налога за 2016 год, он имеет право провести корректировку в текущем периоде - 2018 году.
В этом случае у него отсутствует обязанность представления уточненной налоговой декларации за налоговый период совершения ошибки (Письмо Минфина России от 27.09.2017 N 03-02-07/1/62596)[9], то есть за 2016 год. При этом, как следует из Письма Минфина России от 23.01.2012 N 03-03-06/1/24, не имеет значения, что период совершения ошибки можно определить.
Отметим, что, по мнению Минфина, при обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения) (Письма от 15.11.2010 N 03-02-07/1-528, от 08.06.2010 N 03-03-06/1/388, от 05.05.2010 N 03-02-07/1-216).
Аналогичный подход можно найти в арбитражной практике. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 09АП-14786/2012-АК[10] отмечено, что позиция налогоплательщика о правомерности взаимозачета ошибок, приводящих как к занижению, так и к завышению подлежащего уплате налога, противоречит точке зрения Минфина, изложенной в вышеупомянутых Письмах.
В уточненной декларации нужно указать правильные суммы налога, исчисленные с учетом изменений (а не разницу между правильно исчисленным налогом и налогом, отраженным в ранее представленной декларации).
Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).
При представлении в налоговый орган первичной декларации по налогу на прибыль в титульном листе по реквизиту "Номер корректировки" проставляется "0--", при представлении уточненной декларации указывается номер корректировки (например, "1--", "2--" и т.д.) (пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации).
Будет ли считаться неверное указание номера основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ как непредставление в установленный срок налоговой декларации?
По мнению арбитров, не будет. Так, в Постановлении ФАС МО от 15.12.2008 N КА-А41/10849-08 по делу N А41-К2-23182/07[11] рассматривался налоговый спор в связи с тем, что организация при заполнении декларации по ошибке указала не тот вид документа (корректирующий вместо первичного). Суд пришел к выводу, что неверное указание вида декларации при своевременном ее представлении не образует состава правонарушения по ст. 119 НК РФ.
Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях ФАС ДВО от 03.10.2007 N Ф03-А24/07-2/3246 по делу N А24-321/07-14, ФАС ПО от 16.01.2007 по делу N А55-8487/2006, ФАС ВВО от 13.11.2007 по делу N А82-1527/2007-27, ФАС УО от 18.04.2007 N Ф09-2780/07-С2 по делу N А50-20579/06.
В Письме УФНС России по г. Москве от 02.11.2007 N 09-14/105412 разъяснено, что неверное указание вида декларации (уточненная вместо первичной), переданной по ТКС, не является основанием для привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ, если налогоплательщик получил подтверждение принятия первоначально поданной декларации.
Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Если налогоплательщик, будучи правопреемником при реорганизации, обнаружит в налоговых декларациях присоединенной организации неотражение или неполноту отражения сведений, приводящих к занижению суммы налога, он обязан представить уточненные декларации за периоды до реорганизации или за последний налоговый период. "Уточненка" представляется в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-02-07/1-46)[12].
При этом налоговые обязательства уточняются по тем бюджетам, в которые производилась уплата налога по месту нахождения присоединенной организации, то есть в уточненных налоговых декларациях указываются те же коды ОКТМО, которые были отражены в первичных налоговых декларациях, представленных в налоговый орган организацией до ее реорганизации (Письмо ФНС России от 18.11.2011 N ЕД-4-3/19308[13] (п. 2)). При этом в декларации указываются ИНН и КПП организации-правопреемника и наименование реорганизованной организации (п. 2.7 Порядка заполнения декларации).
Если в том периоде, за который организация подает "уточненку", она была зарегистрирована в другом субъекте РФ, то в подразд. 1.1 декларации в части доплаты (уменьшения) авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ необходимо указать код ОКТМО, установленный при представлении первоначальной декларации за эти периоды (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20-12/101962)[14].
Что касается подачи "уточненки" в отношении ликвидированного и снятого с учета обособленного подразделения, налогоплательщик представляет уточненные налоговые декларации по данному ОП в налоговый орган по месту нахождения организации. При этом налоговые обязательства уточняются по тем бюджетам, в которые производилась уплата налога по месту нахождения ликвидированных впоследствии ОП (см. Письмо ФНС России от 06.04.2006 N 02-4-12/23).
Если обнаружены излишне уплаченные суммы налогов,
ранее учтенные в прочих расходах...
На практике нередки ситуации, когда организация обнаруживает переплату за прошедшие периоды в отношении других налогов, которые учитывались при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, страховые взносы).
Например, организация в 2018 году обнаружила, что она начислила и уплатила излишние суммы налога на имущество за 2016 год. Она подала уточненную декларацию за 2016 год по этому налогу. Должна ли она подать еще и уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год, ведь излишне начисленная сумма налога на имущество привела к занижению суммы налога на прибыль за этот период?
Ранее контролирующие органы отмечали, что выявление и декларирование суммы одного налога в размере, меньшем ранее заявленного, может повлечь обнаружение факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы другого налога[15]. При этом налогоплательщик обязан провести перерасчет такого, связанного с первым, налога, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган соответствующую "уточненку" в порядке, установленном ст. 81 НК РФ[16]. Налоговый орган на основании пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе требовать от налогоплательщика представления уточненной налоговой декларации по указанному налогу (Письмо ФНС России от 22.01.2010 N ШТ-17-2/12@[17] вместе с Письмом Минфина России от 21.12.2009 N 03-02-07/2-209).
Впоследствии подход поменялся (Письмо ФНС России от 12.02.2014 N ГД-4-3/2216@[18] вместе с Письмом Минфина России от 23.01.2014 N 03-03-10/2274) в связи с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 17.01.2012 N 10077/11.
Исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль (из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 N 10077/11).
В Письме N ГД-4-3/2216@ также было отмечено, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, и в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией[19].
Учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога, соответствующей положениям перечисленных норм НК РФ, не может квалифицироваться как ошибка. Корректировка базы по этому налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного, транспортного налогов, налога на имущество, страховых взносов в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.
В рассматриваемой ситуации организация не обязана представлять уточненную декларацию по налогу на прибыль. Переплату по налогам, учтенную в предыдущих периодах, нужно отразить во внереализационных доходах того периода, когда организация представит "уточненку" по другим налогам и (или) страховым взносам.