Файл: Теории происхождения права ( Понятие и сущность права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.8. Психологическая теория происхождения права

Психологическая теория права была сформулирована в предреволюционные годы заведующим кафедрой философии права Санкт-Петербургского университета Л.И. Петражицким.

По Петражицкому, право есть не правовые отношения (как считала социологическая школа права), не правовые нормы (как считали этатисты), не высшая идея (как считали юснатуралисты), а особого рода эмоции, то есть он выводил нормы права из психики человека. Отличительной особенностью таких эмоций является их атрибутивность.

С одной стороны, эти эмоции могут твозлагают на нас определенные обязанности, с другой стороны, они представляют другому право требовать от нас исполнения этих обязанностей. «Именно эта атрибутивная составляющая и является сущностью права, и она отличает право от общих социальных явлений»[3, c. 134].

По мнению кандидата юридических и филологических наук, доцента Попова А. В.: «Общефилософские проблемы права в трудах русских неолибералов в конце XIX – начале XX в.в.», обоснование идеи права у всех представителей русского неолиберального правоведения (в том числе и у представителей психологической школы), включало в себя: противостояние юридическому позитивизму; выявление природы права в контексте его отличия от иных форм регулирования общественной жизни; а также утверждение связи идеи права как системы объективного права и идеи права личности как системы субъективного права. Получается, что психологическая школа делала акцент на изучении естественного права[3 c. 139].

Петражицкий, в свою очередь, размывает границы права: к правовому полю философ относил и правила карточной игры, и правила поведения за столом, и даже договор с дьяволом. Атрибутивное право Петражицкий называл неофициальным, право же, имеющее поддержку государства – официальным.

«Ученый исходил из первичности права, а не государства. Государство производно от права и является формой его защиты.

Кроме деления права на официальное и неофициальное, Петражицкий разделял право на интуитивное и позитивное. В первом случае правовые эмоции обусловлены внутренними установками субъекта, во втором – внешней волей (Бог, монарх)»[13, c. 111].

По мнению Петражицкого: право не «выдумывается людьми», право формируется в процессе бессознательного социально-психологического приспособления к наиболее социально разумному поведению человека.

Ученик Петражицкого П.А. Сорокин увязал его концепцию с социологией, развив её таким образом в коммуникативном направлении, признав объективные проявления права, его социальное бытие. «Питирим Сорокин считал, что право – это совокупность правил поведения, обладающих определенными свойствами. Правила устанавливают взаимоотношения между двумя правовыми центрами, один из которых наделяется правом, а другой – обязанностью (что один вправе требовать от другого, и что другой должен исполнять). Всякая норма, обладающая подобными признаками, является правовой»[7, c. 77].


Как и при описании других теорий можно отметить, что психологическая теория может иметь место только в совокупности с остальными теориями происхождения права.

3.9. Другие теории происхождения права

Существует огромное множество теорий происхождения права, выше были рассмотрены лишь самые основные из них. Однако в процессе изучения литературы по данной проблеме было обнаружено еще несколько, на наш взгляд, также интересных для рассмотрения, но менее популярных теорий происхождения права, о них и пойдет речь далее.

Значительную роль играют смешанные теории происхождения права. Так, школа возрожденного естественного права (её сторонниками были П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой), которая в виде отдельного направления существовала только в Росси, базировалась на идеях юснатурализма и договорной или договорно-правовой концепции. «П. Новгородцев считал, что право – это совокупность нравственных требований к действующему праву, большую роль играют религиозные нормы. Для Чичерина сама идея права возможна только в случае признания человека основной ценностью, целью общественного развития». Е. Трубецкой отождествлял естественное право, нравственность и правду. Его конечный вывод состоял в том, что в «образовании и развитии права участвуют два фактора: идея разума, лежащая в основе правосознания, и исторический коллективный опыт человечества. Причем первый фактор понимался в качестве цели права, а второй – в качестве средства для осуществления этой цели. Таким образом, Е.Н. Трубецкой пришел к мысли о том, что понимание природы права требует необходимость синтеза двух противоположных фундаментальных философско-правовых парадигм: естественно-правовой и позитивистской»[11, c. 155].

На основе учения школы естественного права базируется интегративная школа. Разработчиком теории интегративного происхождения права в России был философ Владимир Соловьев – человек глубоко верующий, поэтому для Соловьева характерен приоритет нравственно-религиозных ценностей. Он дал два определения права – онтологическое и аксиологическое. «При определении аксиологической сущности права Соловьев исходил из примата человеческой личности, признания её духовного начала, признания за ней свободы: ограничение свободы и порождает право, так как означает признание свободы другого лица, то есть право есть свобода, ограниченная на основах равенства.


Давая аксиологическое определение права, Соловьев оперирует понятиями «справедливость» и «равенство»: справедливость не синонемична равенству справедливость есть мера нравственно-должного. а нравственно-должное – основной признак права»[11, c. 160].

Существующую связь идеи права с вопросами этики отмечал в своей концепции этического персонализма И.А. Покровский. «Право в соответствии с его теорией есть не самоцель, а лишь средство для достижения цели, подчиняющее поведение человека в интересах высшего блага. Вследствие этого каждая норма права предстоит не только с точки зрения ее «данности», но и ее «должности», что требует не только познания этой нормы как она есть, но и оценки того, как она должна быть». Таким образом, эта теория подтверждает положения теории естественного права[11, c. 162].

Теории, описанные в данном параграфе, не случайно были выделены в отдельный подтекст. У них есть нечто общее – это попытка объединения теорий происхождения права. Нельзя однозначно сказать что право появилось по определенной теории, нужно затрагивать основные аспекты всех теорий. То есть право появилось в результате сложного преобразования общественных отношений, государства в целом, сознания каждого человека индивидуально, да и развития всего общества.

Государство и правовая система развиваются одновременно, давая толчки на развитие друг другу. Государство утверждает законы, общество их принимает, развивается и «предлагает» новые правила поведения, которые опять принимаются государством, и так далее. Данная взаимосвязь настолько тесна, что порой даже не замечается в современном обществе. Но, следует отметить, что не всегда инициатором новых правил поведения является все общество в целом, бывает, что инициатором является само государство или даже небольшая часть общества, заинтересованная в изменении права в свою пользу.

Рассмотрев теории происхождения права на различных этапах развития общественных отношений, можно наглядно увидеть, как менялось законодательство, то есть право в различные эпохи существования человечества, как менялось общество и изменялись взаимоотношения в нем, как менялись взгляды людей, также можно просмотреть, как развивалась ученая мысль общества в целом.

Все описанные выше теории, в принципе, имеют прав на существование, ведь они все в той или иной мере помогают раскрыть сущность такого сложного и многогранного понятия - право. Но только именно путем изучения и дальнейшего синтезирования теорий происхождения права, можно с уверенностью объяснить, откуда и почему оно появилось. Происхождение права, на наш взгляд, можно объяснить, обобщив все теории происхождения права, взяв из них лишь суть, основополагающее звено, которое и будет играть свою определенную и значимую роль в толковании происхождения права. Право – это не только результат общественных взаимоотношений, но и заранее предустановленный факт, существующий априори в обществе на подсознательном уровне. Повторюсь право, исходя из истории своего возникновения, является важнейшим регулятором общественных отношений, позволяющий более рационально и качественно организовывать взаимодействие в обществе в целом.


В завершении, необходимо еще раз отметить, наличие тесной взаимосвязи между рассмотренными основными теориями происхождения права, некоторые теории продолжают друг друга. Также хотелось бы обратить внимание на то, что изучение этих теорий позволяет рассмотреть не только развитие системы права в разные временные промежутки, но и развитие ученой исторической мысли, развитие взаимоотношений людей и развитие всего общества в целом.

Рассматривать теории происхождения права необходимо в комплексе, так как именно в комплексе они позволяют понять всю сложность и многогранность данного понятия. Выделить какую-либо основную теорию, как верную и единственную, невозможно, можно лишь взять суть из всех теорий происхождения права и соединить их, это и позволит понять как право стало таким, каким мы привыкли его видеть.

Заключение

Рассмотрев основные теории происхождения права, можно сделать вывод, что право возникло, так, как оно должно было возникнуть. То есть оно возникло постепенно благодаря развитию общественных отношений, об этом свидетельствует переквалификация обычаев в правовые нормы, подкрепленный деятельностью государства.

Наличие различных теорий происхождения права обусловлено не только различными взглядами ученых на эту проблему, но и различными эпохами, в которые эти великие умы жили. Многие ученые не только продолжали теории своих предшественников в полном объеме, но и вносили новые вехи в эти теории, создавая тем самым совершенно другие, ранее неизвестные концепции происхождения права.

Права, как известно, это очень важный механизм регулирования в жизни общества, важность эту подчеркивают ее основные функции, такие как регулятивная и охранительная. Разобравшись в этом правовом механизме, точнее в истории его возникновения и становления, можно сделать вывод, о том что правовые нормы, в том виде, в котором они предстают перед нашими современниками – это результат многократных преобразований в взаимосвязях в обществе. И при всем при этом все эти преобразования оставили отпечаток на современном законодательстве.

Цель курсовой работы достигнута, а именно изучены и систематизированы исторические этапы процесса возникновения (происхождения) права, а также рассмотрены и изучены основные теории возникновения права.

В ходе работы были выполнены все поставленные задачи, а именно:

1) Изучить теоретические аспекты понятия права;