Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ЖЕСТЫ И ПОЗЫ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим
19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть
20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние
21. Я контролирую выражение чувств на своем лице
22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство
23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций
24. Если надо, я могу разозлить человека
25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние
26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю
27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это
28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился
29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса
30. Я не умею управлять эмоциями других людей
31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда
32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые
33. Мне трудно справляться с плохим настроением
34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает МП +
35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям
36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями
37. Я умею контролировать свои эмоции
38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно
39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую
40. Если близкий человек плачет, я теряюсь
41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины
42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей
43. Я не умею преодолевать страх
44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает
45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить
46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются
Обработка и интерпретация результатов теста.
Таблица сырых баллов
Вариант ответа |
В прямых значениях |
В обратных значениях |
совсем не согласен |
0 баллов |
3 балла |
скорее не согласен |
1 балл |
2 балла |
скорее согласен |
2 балла |
1 балл |
полностью согласен |
3 балла |
0 баллов |
Межличностный ЭИ
Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
МЭИ = МП + МУ
Внутриличностный ЭИ
Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ
Нормы
Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения - от 31 до 70%, высокие значения - от 71 до 90%, очень высокие значения - от 91 до 100%.
Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение
Нормы
Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения - от 31 до 70%, высокие значения - от 71 до 90%, очень высокие значения - от 91 до 100%.
Стенайны |
Сырые баллы по шкалам |
|||
МЭИ |
ВЭИ |
ПЭ |
УЭ |
|
1 |
31 и меньше |
28 и меньше |
31 и меньше |
29 и меньше |
2 |
32–34 |
29–32 |
32–34 |
30–32 |
3 |
35–37 |
33–36 |
35–37 |
33–36 |
4 |
38–40 |
37–40 |
38–40 |
37–40 |
5 |
41–44 |
41–44 |
41–44 |
41–44 |
6 |
45–47 |
45–48 |
45–47 |
45–47 |
7 |
48–51 |
49–53 |
48–51 |
48–51 |
8 |
52–55 |
54–57 |
52–56 |
52–56 |
9 |
56 и больше |
58 и больше |
57 и больше |
57 и больше |
7.1 Анкета-тест, выявляющая уровень понимания невербальных сигналов[18]
1. Вы считаете, что мимика и жесты - это:
а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) предательское проявление нашего сознания.
Считаете ли вы, что у лиц женского пола мимика и жесты более выразительны, чем у мужчин:
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
. Как вы здороваетесь с очень хорошими друзьями?
а) радостно кричите "Привет!";
б) сердечным рукопожатием;
в) приветствуете их сдержанным движением руки;
г) целуете друг друга в щеку.
. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же?
а) качают головой;
б) кивают головой;
в) морщат нос;
г) морщат лоб;
д) подмигивают;
е) улыбаются.
. какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна по вашему мнению?
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) углы рта.
. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?
а) на то, как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем "сигналам", которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?
а) словам;
б)"сигналам";
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) смотрите совершенно спокойно;
б) закрываете глаза при особо страшных сценах.
. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) только отдельные ее элементы.
. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:
а)"подсмотрены" у кого-то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены от природы.
. Многие люди утверждают, что правая и левая сторона лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
После статистической обработки результатов анкеты, можно судить, насколько верно участники коллектива воспринимают невербальные "сигналы" своих товарищей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время у людей повысился интерес к невербальному общению, частности к его эмоциональному аспекту. До этого было понятно, что экспрессивность и ее выражение служит важным социальным фактором. Язык тела порой даже лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее, т.к. сознательно управлять не вербальными проявлениями достаточно тяжело) дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.[19]
Человек, как социальное существо, должен уметь вести себя подобающе в сообществе с другими людьми, это является самым важным фактором, который дает возможность построить устойчивые отношения, построить карьеру способствует достижению взаимопонимания. А чтобы, правильно выстроить свое поведение, как раз и надо понимать эмоциональное состояние другого человека. Интерпретация же этих невербальных сигналов — это достаточно сложный процесс, так как есть выражение лиц или жесты, которые универсальны, но есть также манера поведения, связанная с какой-либо ментальностью.
Подводя итоги этого исследования, надо отметить, что выражение эмоций, которые передаются невербальным путем, играет важную роль в процессе взаимодействия людей. Такие средства невербальной коммуникации как внешность, мимика, взгляд, позы, жесты, поведение человека в пространстве, представляют собой своеобразный язык чувств и являются продуктом общественного развития. Все они дополняют портрет личности и делают его целостней.
БИБЛИОГРАФИЯ
1) Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
2) Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 1989.
3)Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / Лабунская В.А. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986.
4) Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.
5) Кэррол, Э. Изард Психология эмоций / Кэррол Э. Изард. - М.: Питер, 2007.
6) Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009.
7) Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб. : Издательство «Союз», 2004.
8) Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. – СПб. : Речь, 2005. – 324 с.
9) Изотова, Е. И., Никифорова, Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
10) Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / Биркенбил В. СПб. Питер Пресс, 1997. - 224 с.
11) Г.Е. Крейдлин. Невербальная семиотика / Г.Е. Крейдлин. Москва: Новое литературное обозрение 2000.
12) С Дерябо В Ясвин Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства/ С Дерябо В Ясвин 5-е издание. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.
13) Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006.
14) Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 384 с.
-
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999. ↑
-
Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 1989.- 64 с. ↑
-
Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. ↑
-
Кэррол, Э. Изард Психология эмоций / Кэррол Э. Изард. - М.: Питер, 2007. - 62 c. ↑
-
Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / Лабунская В.А. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 100. ↑
-
Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 55. ↑
-
Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб. : Издательство «Союз», 2004. – 26. ↑
-
Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. – СПб. : Речь, 2005. – 324 с. ↑
-
Изотова, Е. И., Никифорова, Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с. ↑
-
Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / Лабунская В.А. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 102. ↑
-
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / Биркенбил В. СПб. Питер Пресс, 1997. - 224 с. ↑
-
Г.Е. Крейдлин. Невербальная семиотика / Г.Е. Крейдлин. Москва: Новое литературное обозрение 2000ю с 46-58 ↑
-
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 87с. ↑
-
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. –78 с. ↑
-
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / Биркенбил В. СПб. Питер Пресс, 1997. - 224 с ↑
-
С Дерябо В Ясвин Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства/ С Дерябо В Ясвин 5-е издание. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. ↑
-
Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22. ↑
-
Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 384 с. ↑