Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ЖЕСТЫ И ПОЗЫ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
1 КИНЕСИКА
Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства
1.1 МИМИКА
Одним из самых важных элементов невербальной коммуникации является мимика. Мимика — это выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. Мимика бывает слабо или сильно выражена. Она бывает красноречивой или неопределенной, стереотипной или имеющей свои индивидуальные особенности. Главные характеристики мимики – это динамичность и целостность движения мышц лица. Эти мышцы согласованы между собой в выражении базовых эмоций. А какие эмоции основные, тут мнения психологов различаются
Изард предложил несколько критериев определение базовых эмоций.
- Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
- Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
- Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
- Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
- Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Под эти критерии подошли такие эмоции как: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх и смущение.[4]
Другой исследователь Пол Экман с Уоллесом Фризеном изучал на протяжении семь лет разные комбинации выражения лиц, и чтобы упорядочить данные он ввел методику FACS (систему кодирования выражений лица), на основе этой методики были выделены семь фундаментальных эмоциональных состояний:
- радость (довольство)
- удивление
- печаль (грусть)
- гнев (злость)
- отвращение
- презрение
- страх
В. А. Лабунская придерживается мнения, что есть шесть базовых эмоциональных состояний: гнев, страх, отвращение, страдание, радость, удивление. Ею разработана таблица, которая предлагает критерий универсальности для всех состояний. Особую роль играет симптомкомплекс мимики (табл. 1)[5]
Таблица 1 Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний
Части и элементы лица |
Эмоциональные состояния |
|||||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
Страх |
Удивление |
Радость |
|
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот обычно закрыт |
||
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты |
||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или сужены |
Глаза сужены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят |
||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
||||
Подвижность лица |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
Для понимания состояния и намерений собеседника важно следить за его мимикой. Экспрессивное проявление эмоций, контролируются правым полушарием, и поэтому труднее скрыть эмоции именно на левой стороне лица.[6]
Психологи провели исследования, в котором люди различных национальностей и культур, с достаточно точно интерпретировали мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.
Л. М. Шипицына отмечает, что у всех людей есть «способности» к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний – одна из главных функций лицевой мимики. При этом основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Выражения лица весьма выразительны, очень хорошо видимы для окружающих, достаточно осознаваемы и контролируемы. [7]
А. А. Бодалев пишет, что об эмоциональном состоянии другого человека мы судим с опорой на общественный и индивидуальный опыт общения, а опознание эмоций – это сложный процесс, включающий как когнитивный, так и аффективный компоненты. Основными составляющими процесса опознания являются формирование перцептивного образа и сличение этого образа с хранящейся в памяти системой эталонов. Автор указывает на то, что для человека формирование социально-психологических эталонов оказывается в большинстве случаев стихийным процессом, и он может не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны и что они актуализируются, когда он оценивает другую личность или себя. Форма и содержание социально-психологических эталонов обусловлены личным опытом субъекта, что оказывает определенное влияние на успешность опознания эмоций специфики ориентации воспринимающего во внешнем выразительном поведении другого человека, то есть что для него является более информативным[8]
Как пишет Е. И. Изотова, сложность процесса опознания (восприятия) эмоций состоит в том, что структура эталона меняется в зависимости от модальности эмоционального состояния. Способствовать преодолению данной трудности может выделение ведущего компонента экспрессивного поведения, входящего в структуру каждого эталона. Этим компонентом является мимика лица. Несмотря на многозначность и высокую индивидуализацию мимических изменений у человека, восприятие и идентификация им эмоций другого человека достаточно адекватны, что объясняется свойствами невербальных сигналов: комплексностью их выражения и ситуативностью возникновения (контекст определенной эмоциогенная ситуация). Именно ориентация на мимику, как на определяющий компонент экспрессии у взрослых и детей является ведущей[9]
Главная функция мимики, как было уже сказано это передача своего эмоционального состояния собеседнику. Без этого невозможно любое общение, так как люди воспринимают чужую эмоцию и корректируют свое поведение в соответствии с ней.
Мимические компоненты лица:
- выражение глаз;
- направление взгляда;
- особый рисунок носогубных складок;
- особый рисунок складок лба;
- общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
- разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).
Очень экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы говорят о задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Улыбка, обычно отражает дружелюбие, но у улыбающегося человека могут быть разные мотивы, поэтому наличие улыбки не надо интерпретировать однозначно, как положительную эмоцию. Так, например, часто улыбающийся человек, выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, с приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями демонстрирует превосходство
Особое место в мимике занимает взгляд или визуальный контакт. Визуальный контакт свидетельствует, прежде всего, о расположении и заинтересованности в общении. Вы должны встречаться с глазами собеседника 60-70% от всего времени. Это является нормой, если вы смотреть редко в глаза партнеру, то он может решить, что вам совершенно не интересен предмет разговора, либо вы плохо к нему относитесь, такие люди будут вызывать не доверие. Если наоборот часто, то человек может воспринять это, как вызов.
Таблица 2 Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующие движения |
Трактовка |
Рекомендуемые действия |
Подъем головы и взгляд вверх |
Подожди минуту, я подумаю |
Прервать контакт |
Движение головой и насупленные брови |
Не понял, повтори |
Усилить контакт |
Улыбка, возможно, легкий наклон головы |
Понимаю, мне нечего добавить |
Продолжить контакт |
Ритмичное кивание головой |
Ясно, понял, что тебе нужно |
Продолжить контакт |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику |
Хочу подчинить себе |
Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону |
Пренебрежение |
Уйти от контакта |
Взгляд в пол |
Страх и желание уйти |
Уйти от контакта |
Хоть лицо основной источник информации при взаимодействии, но оно не является самым достоверным, так как человек может контролировать в известной степени, некоторые свои порывы и скрывать свое истинное отношение к чему-либо. В этом плане жесты и позы гораздо более красноречивы. Они непроизвольны и сложней берутся под контроль.
1.2 ЖЕСТЫ И ПОЗЫ
Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Жестикуляция, прежде всего, сопровождает словесную речь, но также что важно выражает эмоциональное состояние человека.
В.А. Лабунская пишет, что человек формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.[10]
В своей работе В. Биркенбил «Язык интонации, мимики, жестов», подробно разбирает все эти элементы. Жесты же Биркенбил делит на широкие и мелкие, на согласованные и несогласованные. Широкими называют движения, которые выполняются спокойно, с пафосом и претензией на неукоснительное исполнение. Такие жесты свойственны людям играющие руководящую роль. Мелкие же жесты свойственны непритязательным людям, не желающим обращать на себя внимание. И еще много уделено внимание открытым и закрытым жестам.[11]
Г.Е. Крейдлин утверждает, что жесты имеют свой синтаксис. Он выделяет синтаксис внешний и внутренний. Внешний синтаксис - сочетаемость слов, предложений и невербальных единиц в устном акте коммуникации. Внутренний синтаксис – сочетаемость слов, предложений и невербальных единиц связанный с комбинаторикой или проверкой количества комбинаций.
Кроме того, Г.Е. Крейдлин, отмечает, что отличительной чертой жестикуляции является демонстрация вовлеченности собеседника в диалог. Жесты показывают как степень интереса человека к беседе, так и его расположение или нерасположение беседовать, быть вовлеченным в дискуссию[12]
Значение большинства жестов рук или движений ног ясны и понятны. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на не желание вступать в контакт, тогда как нескрещенные конечности выражают открытость, установку на доверие. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться