Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ЖЕСТЫ И ПОЗЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулировали, однако, может быть выражением беспокойства, неуверенности или агрессивность. [13]

Есть универсальные жесты и жесты, которые можно интерпретировать только в контексте отдельных культур. Универсальные жесты делаться на:

  1. коммуникативные: жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;
  2. модальные, т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;
  3. описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания

Среди них можно выделить: 1) жесты превосходство/подчинение.

К этим жестам можно отнести вертикальную жестикуляцию, соединенные за спиной руки, расправленные плечи, поднятый подбородок, крепкое рукопожатие (ладонь кладется поверх ладони оппонента), широко расставленные ноги и т п. Засунутые в передние карманы брюк либо пиджака руки так, что большие пальцы находятся снаружи. Если же человек сутулится, пытается физически оказаться ниже, чем его собеседник (сесть, когда тот стоит, наклонить голову), поворачивает ступни ног вовнутрь, при рукопожатии протягивает руку ладонью вверх, это говорит о слабости и неумении сопротивляться давлению более сильных людей.

2) Жесты заинтересованности.

Голова, склоненная набок, говорит о том, что человек сосредоточен на том, что вы говорите. При взаимодействии с человеком противоположного пола и женщины и мужчины, начинают поправлять одежду, прическу и т д.

3)Жесты защиты

Чаще всего используются при угрозе и конфликтных ситуациях. Признаками являются отодвигание назад от собеседника, прямая спина, поглаживание шеи, скрещение на груди руки, закладывание ноги на ногу, сжимание пальцев в кулак, отгораживание от других людей каким-нибудь предметом.

4) Жесты открытости.

Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, связанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), расстегивание пиджака. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.


5) Жесты скуки

Постукивание ногой об пол, машинальное рисование переступание с ноги на ногу, подпирающая голову ладонь, разглядывание обстановки, постоянные подглядывания на экран мобильного телефона, перебирание в руках посторонних предметов (щелканье авторучкой, бессмысленное перелистывание страниц блокнота, др).

6) Жесты неуверенности

Сомкнутые ноги и ступни при сидячем положении, почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.

7) Жесты подозрения и скрытности.

Тесно сцепленные руки, взгляд в сторону, все тело перевернуто в сторону двери, протирание лба, подбородка, носа, желание прикрыть лицо.

8) Жесты готовности.

Первый признак руки на бедрах, подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула.

Поза при беседе может показать: заинтересованность человека в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности.

Например, при деловых встречах не надо принимать агрессивную или обозначающую закрытость позу насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения.

В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация стремление доминировать или, напротив, подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей).

О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.


Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склоняясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.

Когда Вы не знаете, в каком положении Ваш собеседник чувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него не смотрят [14]

Позы и жесты крайне важны в межличностном общении, но не единственные источники информации, так же имеют значение, хотя в меньшей степени внешний вид, походка, межличностное пространство и т д.

1.3 ВНЕШНИЙ ВИД, ПОХОДКА

Хороший внешний вид характеризуется общей аккуратностью и чистоплотностью, уместной одеждой, свободным и естественным поведением.

Другим элементом невербального поведения человека, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется как «ровная», «плавная», «уверенная», «твёрдая», «виноватая» и т.д. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человека. Во взаимоотношениях людей она выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта), коммуникативную (регулирует пространство общения). Походка существенно дополняет наши представления о другом человеке.


Самые распространённые типы походки и их значение в оценке человека.

  • Ритмично-расслабленная (приподнятое уравновешенное настроение, отдых)
  • Равномерно-армейская (волевая деятельность, стремление к цели)
  • Широкие шаги (экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость)
  • Короткие, маленькие шаги (интроверсия, осторожность, расчётливость, сдержанность)
  • Ритмично-сильная с покачивающимися бёдрами (интуитивность поведения, опора на инстинктивные начала, самовлюблённость)
  • Шаркающе-провисающая (безволие, вялость, медлительность, леность)
  • Твёрдо-угловатая, "ходульно-деревянная" (зажатость, низкая интуиция в общении, проблемы самовыражения)
  • Приподнимание при ходьбе на носках ног (сильная мотивация достижения, энергия).

И еще один не мало значимый элемент-это межличностное пространство

Межличностное пространство делиться на четыре зоны: интимную, личную, общественную и открытую.

Интимная зона

В английском языке интимная зона называется также «bubble», что означает «пузырь». Она окружает наше тело словно вторая кожа. Внутри нашего «пузыря» мы чувствуем себя в безопасности. Людей, которым мы не позволяем переступить границу этой зоны, мы держим на расстоянии примерно в половину вытянутой от тела руки, чтобы они не могли чересчур «наседать» на нас. При каком же условии мы впускаем кого-либо в свой «пузырь»?[15] Позволение человеку войти в интимную зону является демонстрацией эмоциональной привязанности и проявлением доверия.

Величина интимной зоны варьируется в зависимости от национальной культуры.

Личная зона

Знание законов воздействия пространства на людей помогает нам быть

более тактичными в общении. Люди склонны «столбить» пространство,

которое они считают «своим». В семье, как правило, у каждого есть свой

стул за обеденным столом, свое место вечером на диване перед телевизором, если возможно, своя комната и т.д. Все мы говорим «моя квартира», «мой кабинет», «моя улица». Люди всегда протестуют при «покушении» на это личное пространство. Нам трудно избавиться от раздражения, если кто-то из близких занял во время обеда наше место. Нам неприятно, когда гости ведут себя очень вольно, «как будто они у себя дома». Да и в темноте ночного города мы чувствуем себя

значительно спокойнее, когда подходим к своему двору.[16]

Это расстояние примерно равно длине вытянутой руки. В личную зону допускаются люди, с которыми в дружественных отношениях, не в таких близких, чтобы они вошли в интимную зону. В личной зоне могут находиться семья, друзья, знакомые.


Общественная зона.

Общественная зона нужна для общественных контактов поверхностного характера, например для знакомых, большинства коллег и начальников! В общественную зону входят люди, с которым вы поддерживаете хорошие отношения, но ни имеете с ними ничего личного.

Открытая зона

Открытой зоной мы также считаем расстояние, которое отделяет учителя от класса, руководителя семинара от его участников (если он стоит перед группой), а также дистанцию между докладчиком и его слушателями. Что касается величины этой зоны, то можно ее определить с некоторым преувеличением: размеры открытой зоны могут простираться почти до бесконечности, насколько позволяет заснять человека фото-, кино- или телекамера. Таким образом, сегодня эта зона может простираться, что называется, вплоть до Луны, так как на сегодняшний день это самое удаленное место, которого достигал луч телекамеры.

Нарушение границ, каждой зоны воспринимается, как проявления неуважение и пренебрежение или агрессивное вмешательство.

2 МЕТОДИКИ ОПРОСНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА «ЭМИН» (Д.В.ЛЮСИН).

№ Утверждения

1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть

2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения

3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица

4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение

5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника

6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю

7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди

8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться

9. Я умею улучшить настроение окружающих

10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую

11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов

12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки

13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей

14. Когда я злюсь, я знаю, почему

15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации

16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком

17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии