Файл: Теория менеджмента (Методологические основы эффективности менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рационализация управления способствует достижению высокого уровня указанных показателей, в результате наступают положительные сдвиги в системе управления и достигается экономический эффект.

2 Измерение эффективности управления

2.1 Показатели эффективности менеджмента организаций

Обеспечение эффективности организации является основной задачей и сферой компетенции менеджеров. В зависимости от стратегических намерений высшего руководства ее оценивают различными методами и по разным критериям. Высокая эффективность организации достигается благодаря эффективной системе менеджмента, нацеленной на рациональное использование всех организационных ресурсов и их постоянное совершенствование через соответствующие организационные изменения.

Одной из основных задач менеджмента как системы управления организацией является обеспечение эффективности ее деятельности. Организационная эффективность - способность организации существовать и достигать определенных целей с выгодным соотношением результатов и затрат. [4, с. 112]

Выделяется несколько подходов к изучению организационной эффективности.

Целевой подход предусматривает определение эффективности экономической организации ее способностью достигать заранее поставленных целей. Согласно этому подходу группы в организации действуют рационально для достижения целей. Рационализм заключается в выборе такого варианта использования ресурсов, который бы позволил достичь поставленных целей с наименьшими затратами. Этот подход следует использовать в случае, когда цели четко определены и прогресс можно точно зафиксировать и измерить.

Каждая коммерческая структура начинает свою деятельность по установлению в качестве целей определенных экономических показателей, усилия менеджмента направлены на обеспечение достижения определенных экономических результатов. В соответствии с масштабом целей различают общефирменную, внутрифирменную и групповую эффективность. Общефирменная эффективность отражает динамику общих целей организации; внутрифирменная - динамику целей ее структурных подразделений; а групповая - полноту достижения групповых целей.


Целевой подход целесообразен с точки зрения удовлетворения интересов каждой из заинтересованных групп. Однако если рассматривать организацию как целостную систему, главной целью которой является обеспечение своей жизнедеятельности, то его не стоит использовать. Часто интересы отдельных участников организации противоречат интересам других, что отрицательно сказывается на формулировке стратегических целей.

Согласно целевому подходу организационная эффективность зависит от:

  • качества постановки целей, то есть соответствия намеченных целей условиям и требованиям внешней среды, возможностям предприятия и интересам персонала;
  • силы и направленности мотиваций, побуждающих членов организации к достижению целей;
  • адекватности выбранных стратегий поставленным целям;
  • объема и качества ресурсов, которые использует организация для достижения целей. [6, с. 298]

Согласно системному подходу критерием эффективности организации является ее способность к адаптации. Этот подход концентрирует внимание на внутренних характеристиках организации и апеллирует скорее к средствам поддержки отношений между участниками организации, чем к целям. Внутреннее деление ресурсов, определения иерархических зависимостей, правила взаимодействия участников занимают центральное место, а оценка затрат отступает на задний план. Недостатком системного подхода является то, что оценка внутренних характеристик организации требует определенного их количественного определения. Попытки количественно определить все формальные и неформальные характеристики организации могут привести к чрезмерному усложнению процедуры оценки эффективности и роста расходов, связанных с ней, и это еще не гарантирует эффективной работы организации.

При выборочном подходе для оценки эффективности использует критерии, соответствующие стратегическим составляющим организации.

Интегральный подход к оценке эффективности управления основывается на построении синтетического показателя, который охватывает несколько частичных показателей эффективности управления.

Необходимо заметить, что в условиях рыночных отношений и конкуренции важным обобщающим критерием оценки эффективности управления организацией является ее конкурентоспособность.

Конкурентоспособность организации может определяться рейтингом, то есть оценкой, характеризующей ее место среди других организаций, которые поставляют аналогичные продукты на рынок. Высокий рейтинг отражает высокий уровень эффективности управления организацией.


Конкурентоспособность характеризует положение организации в отрасли, ее способность конкурировать в борьбе за потребителя. Конкурентоспособность организации снижается, когда ухудшаются показатели производства, качества и гибкости, и она не способна производить продукт, которого требует потребитель.

Уровневый подход к оценке эффективности управления выделяет в процессе оценки три уровня эффективности: 1) индивидуальный; 2) групповой; 3) организационный и соответствующие факторы, на них влияющие. Эффективность управления при этом формируется как интегрированный результат индивидуальной, групповой и организационной эффективности с учетом синергетического эффекта.

На базовом уровне находится индивидуальная эффективность, которая отражает уровень выполнения заданий конкретными работниками.

Организации состоят из сотрудников и групп и, следовательно, организационная эффективность включает индивидуальную и групповую эффективность. Однако за счет синергического эффекта организационная эффективность превышает сумму индивидуальной и групповой эффективности.

Временной подход к оценке эффективности управления выделяет в процессе оценки кратко-, средне-и долгосрочные периоды, для каждого из которых можно определить специфические критерии оценки эффективности управления.

Конечным критерием организационной эффективности является способность организации сохранять свое положение в пределах среды.

2.2 Методы оценки эффективности менеджмента

Критерий эффективности менеджмента характеризуется как степень соответствия фактических параметров системы управления совокупности стандартизированных требований к ней. [9, с. 145]

В этом смысле критериями эффективности системы менеджмента является целеустремленность, связность, целостность, открытость, динамизм, стремление к развитию.

Существует два подхода к выбору показателей эффективности управления

  • конструирование единого обобщающего показателя;
  • определение системы количественных и качественных показателей эффективности. [2, с. 258]

К количественным относятся трудовые и финансовые показатели, а также экономия времени работников управления.

Качественными показателями эффективности менеджмента считают:

  • повышение научно-технического уровня процессов менеджмента, квалификации работников управления, уровня обоснованности управленческих решений, культуры менеджмента;
  • надежность системы менеджмента; достоверность и полнота информации;
  • своевременность выполнения всех функций, операций и процедур.

Для оценки менеджмента используются различные способы.

  • иногда специалисты по менеджменту стремятся такую оценку проводить с помощью показателей, непосредственно связанных с процессом менеджмента: трудоемкость менеджмента и отдельных его функций и операций, расходы материально-финансовых ресурсов и др.;
  • эффективность менеджмента определяется через итоговые показатели работы предприятия. Но следует иметь в виду, что менеджмент тесно переплетается с другими видами деятельности, направленными на достижение целей предпринимательской деятельности;
  • затраты на менеджмент сопоставляются с конечными результатами деятельности предприятия: выход валовой продукции на 1 руководителя сферы менеджмента, получения прибыли и др.;
  • нормативный подход к оценке менеджмента представляет собой сравнение фактических затрат на менеджмент с нормативными;
  • применение экспертных и качественных оценок, выявление политических, социальных, экономических и других факторов повышения эффективности менеджмента;
  • применение эмпирических формул, характеризующих эффективность менеджмента. Эмпирические формулы выводятся на основе установленных зависимостей, например, с помощью корреляционного анализа;
  • эффективность менеджмента выражается через интегрированные показатели другой природы.

В частности с помощью показателей, характеризующих степень руководящего влияния на использование основных факторов производства, которые сейчас получили денежную оценку. Интегральный показатель рассчитывается на основе индивидуальных коэффициентов использования земли, рабочей силы.

Для оценки менеджмента могут использоваться различные методы. Очень часто эффектность менеджмента проводится в ретроспективе, то есть путем исследования ранее созданных систем менеджмента и результатов их функционирования.

Ретроспективная оценка, по сути, не позволяет определять сравнительную эффективность различных систем менеджмента, а также сравнивать различные варианты организации и осуществления менеджмента.

Оценивая эффективность менеджмента необходимо пользоваться показателями экономической эффективности организации в целом и показателями, которые характеризуют эффективность процессов менеджмента. Их определяют как соотношение между экономическим эффектом деятельности организации в целом и затратами ресурсов на его достижение.

Исходя из данного утверждения, основным таким показателем является индекс полученной прибыли на вложенный капитал.


Существует два метода его расчета:

  • на базе акционерного капитала предприятия;
  • на экономической основе.

Для измерения показателей, характеризующих степень достижения организацией главного критерия используются как методы прямых расчетов, так и методы опосредованного оценивания - экспертные методы, анкетный опрос и т.п..

2.3 Анализ использования эффективности особого менеджмента компании Morning Star Companu

Если на протяжении почти всего двадцатого столетия менеджмент выступал в роли фактора, организующего экономическую деятельность предприятий, то уже в конце века новые тенденции привели к возникновению таких ситуаций для предприятий, в которых правильное воспроизведение традиционных принципов менеджмента уже не гарантировало им требуемого эффекта.

Результаты функционирования и эффективность развития предприятий непосредственно связаны с качеством управления, с наличием на предприятии системы эффективного управления, позволяющей управлять организацией лучше конкурентов. Эффективность менеджмента организации как эффективность управленческой деятельности группы людей, представляющей собой специфическую «управляющую конфигурацию», определяется главным образом результатами социально-экономической и организационной сторон их работы. Соответствующий набор показателей характеризует не только достигнутые высокие результаты прибыльности деятельности предприятия, но и степень соизмерения полученного результата с затратами на его достижение, уровень сотрудничества людей в достижении общей цели, их удовлетворенность трудом и своим социально­экономическим статусом в коллективе, а также внешнюю эффективность менеджмента организации во взаимоотношениях с другими стейкхолдерами предприятия.

Эффективен или неэффективен менеджмент предприятия - в первую очередь это определяется профессиональными установками, культурологическими и

мировоззренческими устремлениями топ-менеджмента предприятия, т. е. качеством, профессионализмом и действиями самих менеджеров (качеством и эффективностью управленческих решений, применяемых управленческих инструментов, эффективностью управления различными подсистемами предприятия, средствами и рычагами воздействия на управляемую систему). Целостный процесс эффективного управления организацией состоит, прежде всего, из процессов целенаправленного воздействия на объект управления с целью улучшения существующего состояния предприятия на основе проведения стратегических организационных изменений.