Файл: Негативные последствия принятия решения и их предотвращение решений ( на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
В условиях определенности существует лишь одна альтернатива) или неопределенности (неизвестны и результаты вариантов выбора, и вероятности возможных альтернатив каждого результата); Информационные ограничения. Часто информация, необходимая для принятия хорошего решения, недоступна или стоит дорого.
Необходимо сопоставлять затраты и выгоду от получения информации; Негативные последствия. Некоторые решения неприемлемы в силу вызываемых ими негативных последствий.
Достаточные условия
Смысл определения достаточных условий – дать основу для сравнения различных возможных вариантов решений относительно друг друга. Процесс сравнения проходит в два этапа:
За каждым из условий закрепляется вес, определяющий его относительную ценность и/или важность. Самым важным условиям может быть присвоен вес 10. Веса всех остальных условий определяются относительно этой величины от 1 до 10.
Этап оценки важности каждого из условий относительно друг друга по очереди, один за другим. Далее вес того или иного условия умножается на его оценку относительно соответствия этому критерию.
Принцип выставления оценок: Можно присваивать оценку 10 тому варианту, который в наилучшей степени относительно других соответствует нашим условиям.
Все дальнейшие варианты оцениваются по этой относительной шкале. В данном случае мы ищем не идеальное решение, а ответ на вопрос: «Какое из имеющихся (реальных и возможных) решений наилучшим образом выполнит нашу задачу?».
-
- Варианты решений
Идеальное решение соответствует абсолютно всем условиям, которые мы определили.
Оценка относительной ценности каждого отдельного решения в сравнении со всеми остальными производится с помощью ответа на вопрос: «Какое решение лучше других удовлетворит поставленным условиям при наименьших приемлемых рисках?»
Если существует только одно возможное решение, нам предстоит оценить, хорошо ли оно настолько, чтобы его вообще принимать.
Если нам предстоит выбирать между существующим образом действий и некоторыми нововведениями, мы должны рассматривать их как различные варианты решения.
-
- Оценка рисков
На этой стадии мы становимся пессимистами, все отрицаем, все критикуем.
Поиск возможных отрицательных последствий всех рассматриваемых вариантов действий. (После того, как решение будет принято и реализовано, любые его отрицательные последствия станут реальными проблемами).
Чем более отдаленные последствия будут иметь принимаемые решения, тем больше степень неопределенности. (Именно поэтому процесс принятия решений зависит от нашей способности к суждению, оценке данных, от нашего опыта и нашей интуиции).
Оценка возможных (негативных) последствий
Самый творческий и трудный этап. Предполагает получение ответов на (по крайней мере) пять вопросов.
Если мы выбираем этот вариант (принимаем это решение), то:
Какие условия для достижения успеха мы могли упустить на предыдущих стадиях проведения анализа?
Какие особенности функционирования нашей организации (на основании опыта) могут помешать принятию выбранного решения или препятствовать его воплощению?
Какие изменения внутри организации могут помешать успешному воплощению принятого решения в долгосрочной перспективе?
Какие изменения во внешней среде (например, действия конкурентов или решения правительства) могут помешать успешному воплощению принятого решения в долгосрочной перспективе?
Что вообще может создавать проблемы в процессе воплощения принятого решения?
Критерии оценки последствий
Сначала оцениваем решение, получившее самые высокие оценки: проверяем на вероятность сбоев и потенциальных проблем в будущем.
Затем оцениваем различные возможные негативные последствия на основании их относительной серьезности и степени вероятности:
Какова вероятность того, что эта проблема (негативное последствие) возникнет?
Если она возникнет, то насколько серьезной она будет?
Три фактора определяют количество и важность потенциальных негативных последствий:
-степень их вероятности;
-наша способность определить их;
-наша готовность справиться с обнаруженными возможными проблемами.
Руководство с помощью пяти вопросов. Каждый раз, когда руководитель должен оценить предлагаемые подчиненными рекомендации или варианты действий, ему следует задавать пять вопросов:
- Какие цели преследует данное предложение?
- Каковы «необходимые» условия для внедрения данного предложения?
- Каковы условия «достаточные»?
- Какие возможные негативные последствия были вами определены?
- Что вы можете предпринять, чтобы снизить их негативный эффект?
Методика «анализ потенциальных проблем» состоит из четырех основных действий:
- Определение (выявление) зон уязвимости в проектах, планах, операциях, событиях.
- Определение конкретных потенциальных проблем в зонах уязвимости, появление которых может оказать существенный негативный эффект на успешность всей операции.
- Определение наиболее вероятных источников (причин возникновения) этих потенциальных проблем и определение превентивных мер, препятствующих их возникновению.
- Определение экстренных мер и порядка действий в непредвиденных обстоятельствах, в тех случаях, когда не сработают превентивные меры или когда никакие превентивные меры не представляются возможными.
Действие 1. Выявление зон уязвимости
Зоны уязвимости можно выяснить:
Путем сравнения того, что было запланировано, с тем, что случиться, если по тем или иным причинам запланированное действие не будет осуществлено.
Путем анализа планируемых действий в хронологическом порядке, т.е. путем выделения последовательных шагов в претворении плана в жизнь.
Типичные зоны уязвимости:
-все то, что никто никогда раньше не делал
-размытые или перекрывающиеся полномочия и ответственность за те или иные действия
-сжатые сроки выполнения
-руководство на расстоянии
Действие 2. Определение конкретных потенциальных проблем
Предполагает ответы на вопросы что, где, когда и в какой степени может случиться не так, как предполагается по плану в уже выявленных в результате предшествовавшего анализа зонах уязвимости.
Затем каждую из выделенных конкретных потенциальных проблем можно описать подробно и оценить отдельно от других: «Насколько серьезную угрозу для успеха всего мероприятия представляет вот эта конкретная потенциальная проблема?»
Действия 3 и 4. Превентивные и экстренные меры
При решении задач, связанных с потенциальными проблемами, возможны два типа действий: превентивные и экстренные.
Целью осуществления превентивных действий является частичное или полное удаление причины возникновения вероятной проблемы.
Целью экстренных мер является снижение негативного воздействия проблемы, которую нельзя было предотвратить.
Превентивные действия более эффективны (в тех случаях, когда их можно предпринять).
Методика «Оценка Ситуации» дает менеджеру инструменты, позволяющие ему повысить свою компетенцию в следующих областях:
Определение сложных ситуаций, требующих вмешательства (в настоящем или будущем). «С чего начать? Какие ситуации требуют немедленных действий?»;
Разделение комплексных ситуаций на отдельные составляющие, поддающиеся оценке и управлению. «Как справляться с несколькими проблемами одновременно?»;
Установление приоритетов.
Планирование способов выхода из сложных ситуаций
Этапы оценки ситуации:
1. Определение ситуаций, требующих вмешательства
Существует два типа таких ситуаций:
Очевидные ежедневные задачи: каждая управленческая ситуация, которая находится в зоне прямой или косвенной ответственности менеджера и которая требует определенных действий.
Возможные проблемные ситуации: наиболее эффективные менеджеры постоянно находятся в поиске таких ситуаций, потому что они не хотят тратить время на решение проблем, появление которых они могут заранее предотвратить.
Постоянный поиск возможных проблемных ситуаций является непростой задачей, которая облегчается, если ее разбить на четыре составляющих:
-Составлять список наблюдаемых отклонений, угроз и возможностей;
-Определять степень выполнения заданий (отклонений «план-факт»);
-Предугадывать неожиданные события (внутри организации и во внешней среде; часто зависит от типа организационной структуры);
- Искать способы усовершенствования и исправления;
- Практическое применение.
Выявить сложные ситуации, требующие вмешательства, можно с помощью следующих вопросов:
Где мы не отвечаем установленным стандартам?
Какие проблемы, определенные в течение последних шести месяцев, остались нерешенными?
Над какими рекомендациями мы работаем сейчас, и над какими придется работать в ближайшем будущем?
Какие решения нужно принять безотлагательно?
Над принятием каких решений мы сейчас работаем, и какие из них придется выполнять после того, как решение будет принято?
Какие значительные проекты или планы должны осуществляться в ближайшее время?
2. Разделение комплексных ситуаций
Комплексная ситуация с трудом поддается эффективному решению.
Как правило, все ситуации на самом деле более сложны, чем кажется с первого взгляда.
Даже если оказывается, что ситуация на самом деле достаточно проста, попытка разделить ее на отдельные составляющие имеет смысл, поскольку даст нам уверенность в том, что мы собрали всю необходимую информацию для всесторонней оценки ситуации.
Прохождение этого этапа позволяет сблизить позиции членов организации на понимание и оценку исследуемой ситуации.
Вопросы этого этапа:
На первом этапе мы задавали вопросы для того, чтобы определить те ситуации, которые требуют управленческого воздействия. На данном этапе мы хотим разделить на составные компоненты обнаруженную на первом этапе ситуацию, а для этого ищем ответы на следующие вопросы:
Можно ли решить обнаруженную проблемную ситуацию с помощью одного целенаправленного воздействия?
Мы говорим об одной проблеме или о нескольких?
Все ли согласны с тем, что выявленная ситуация действительно представляет собой проблему?
Какие признаки говорят нам о том, что мы имеем дело с проблемой?
Определение невыявленных элементов ситуации
Что мы имеем в виду, когда говорим о … ?
Что на самом деле происходит в данной ситуации? Происходит ли что-нибудь еще?
Что из того, что мы видим (слышим, чувствуем, ощущаем, обоняем и т.д.) говорит нам о том, что мы должны предпринять определенные действия?
Что должно быть исправлено в том, как мы действовали в данной ситуации?
Что на самом деле беспокоит нас в создавшейся ситуации?
Каждый из этих вопросов раскрывает ситуацию под новым углом зрения. Взятые все вместе, эти вопросы позволят заглянуть вглубь рассматриваемой ситуации, перейти от субъективных оценок к объективным данным.
Это позволяет убедиться в том, что проблемная ситуация понимается одинаково всеми членами команды, принимающими участие в ее оценке и решении.
3. Установление приоритетов
Выбор приоритетов – результат последовательного и систематического процесса. С точки зрения определения приоритетов не самым удачным является вопрос: «Какую самую важную вещь нам нужно сделать в первую очередь?»
С практической точки зрения определить степень важности различных составляющих проблемной ситуации можно с помощью систематического процесса оценки ситуации в трех измерениях:
Насколько серьезным является текущее воздействие рассматриваемой составляющей на производительность компании, людей и/или ресурсы?
Каким запасом времени мы располагаем для решения данной ситуации?
Каковы оценки наиболее вероятного развития ситуации.
Некоторые приемы определения приоритетов
В случаях коллективного решения сложных проблемных ситуаций с большим перечнем составляющих, первое правило такое: выделить те составляющие, которые имеют самую низкую оценку во всех трех измерениях, и отложить их решение на будущее.
Другим подходом является выделение критических составляющих. После этого относительные приоритеты определяются среди этого небольшого количества критических составляющих. Это не означает, что остальные проблемы будут решены сами собой. Их просто отодвигают в сторону до наступления более подходящего времени. Ничего не опускается, но при этом не теряется понапрасну время на решение проблем, имеющих низкую степень приоритетности во всех трех измерениях.