Файл: Методика расчета рыночной цены на продукцию предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мировые цены– это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены на различные группы товаров определяются следующим образом:

1)по сырьевым товарам они определяются на уровне цен стран-экспортеров или импортеров или ценами соответствующих бирж, аукционов;

2)по изделиям производственно-технического назначения – ценами ведущих мировых производителей;

3)по товарам народного потребления – ценами, опубликованными в каталогах ведущих крупных домов.

1.3. Ценовые функции



Суть цен проявляется в их функциях. Функции цен определяются функциями денег, поскольку нет цен без денег, а деньги без цен не имеют экономического смысла. Выделяют следующие основные ценовые функции.

Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат на общественный труд, определяется самой сущностью цены, то есть, будучи денежным выражением стоимости, цены показывают, сколько обществу обходится специфическая потребность в конкретном продукте. Цена измеряет, сколько труда, сырья, материалов, компонентов и т. д. Затрачено. для изготовления товаров, характеризует эффективность использования рабочей силы. В конечном итоге цена показывает не только величину общих затрат на производство и обращение товаров, но и размер прибыли. Однако в условиях рыночных отношений эта функция цены не может быть сведена только к измерению затрат или цены, предлагаемой производителем товара при его выходе на рынок. Дело в том, что рыночная цена может значительно отклоняться от затрат под влиянием рыночных факторов. Признание правильности понесенных затрат, их социальной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте производителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Производитель заинтересован в получении большей выручки от продажи своего продукта, а покупатель заинтересован в минимальной закупочной цене. Поэтому итоговая цена может существенно отличаться от той цены, которую хотел бы получить производитель товара. Чтобы противостоять конкуренции, производитель товара постоянно отслеживает свои затраты, сравнивает их с затратами конкурентов и, снижая свои затраты, а также улучшая качество продукта, стремится обогнать конкурентов. В этой функции цена служит средством расчета всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели - валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем торговли, объем производства фирм, предприятий и отраслей и т. д.



Качественные показатели - рентабельность, производительность труда, капиталоемкость и т. д.

Таким образом, учетно-измерительная функция цены чрезвычайно важна для развития системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

Стимулирующая функция цены. Его суть выражается в стимулирующем и сдерживающем влиянии цен на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает на производителя стимулирующее воздействие (и это принципиально важно) через размер содержащейся в ней прибыли. В экономической жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или уменьшению производства и потребления определенных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они напрямую продают свою продукцию. С помощью цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечить экономию средств, улучшить качество продукции и изменить структуру производства и потребления. Стимулы предоставляются путем варьирования уровня прибыли в цене, наценках, ценовых скидках. Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, что позволяет производителю выгодно продавать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулировать воспроизводственные процессы с помощью действующего в России механизма ценообразования весьма эффективны.

Важно стимулировать научно-технический прогресс ценами. Это выражается в разработке и внедрении новых передовых технологий, более современных технологий, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новой продукции, что, в свою очередь, дает возможность значительно повысить производительность труда, экономить материальные ресурсы.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления достигается за счет использования ценовых мер. Рационализация структуры промышленного потребления осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, установления одинакового или разного уровня цен на единицу полезного эффекта и т. д.

Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется путем дифференцирования ставок косвенных налогов (НДС, акцизы, налог с продаж и др.), а также путем использования различных методов оценки сырья при расчете стоимости товары, система договорных цен и др.


В настоящее время, в переходный для России период, первостепенной задачей является стимулирование производства конкурентоспособной продукции как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

Функция распределения цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под влиянием многих рыночных факторов. Суть его заключается в том, что с помощью цен происходит распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между: отраслями экономики; различные формы собственности; регионы страны; фонд накопления и фонд потребления; различные социальные группы населения. Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, автомобили и т. д.) Происходит перераспределение средств через бюджет определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования используемых специальных фондов. для социальной защиты малообеспеченных категорий населения. Функция реализуется за счет включения многих налогов в себестоимость, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, а также за счет включения косвенных налогов (НДС и акцизы) в цене. С помощью цены созданная стоимость перераспределяется между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. Особенно ярко эта функция выражена в ценах, которые регулируются государством. Когда цена продукта устанавливается выше его стоимости, часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель, покупая этот продукт, несет повышенные расходы, а продавец, соответственно, получает увеличенный доход. Отклонения цены продукта от его стоимости очень велики из-за большого количества коммерческих сделок. Это свидетельствует о регулярности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако для всей товарной массы в результате купли-продажи цена и стоимость в их совокупности уравновешиваются, поскольку выигрыш одних должен быть равен потере других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонение цен от стоимости для каждого конкретного товара в отдельности. Регулируемые цены чаще всего используются как средство перераспределения. Однако они не единственный инструмент для распространения и распространения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Итак, при решении задачи повышения уровня жизни определенной категории населения наиболее эффективно использовать финансы с точки зрения денежных доходов населения (заработная плата, пенсии, пособия) или налоговых ставок. Использование цен в этом случае имеет меньший эффект, поскольку все население обычно выигрывает от более низких цен.


Функция уравновешивания спроса и предложения выражается в том, что через цены существует связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о возникновении дисбалансов в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер для их преодоления. Цена служит гибким инструментом для согласования спроса и предложения. Когда в развитии экономики возникают диспропорции, несоответствие между спросом и предложением, баланс между ними достигается либо увеличением / уменьшением производства товаров, либо повышением / понижением цен, либо обоими методами одновременно. В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы играет роль стихийного регулятора общественного производства: производство товаров, не пользующихся спросом, сокращается, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуск товаров, необходимых рынку и пользующихся спросом. Спрос выражает потребность в продукте со стороны покупателя с учетом возможностей, которые у него есть для покупки продукта. На практике это выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством покупаемого товара. При прочих равных, количество покупаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров купит покупатель, следовательно, объем проданных товаров уменьшится. Спрос на товары увеличивается при снижении цен. При повышении спроса, когда возникает дефицит товаров, цены на них неизбежно повышаются. В условиях избытка товаров их продажа возможна только со снижением цены.

Для предложения характерна прямая зависимость между ценой и количеством товара на рынке. Когда цены растут, объем выставленных на продажу товаров увеличивается, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующий парадокс: цены на многие товары постоянно растут, а их производство снижается. Растущий спрос поддерживается импортом.

Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, которая стимулирует увеличение предложения при дефиците товаров и снижает спрос при избытке товаров.

Функция цены как критерий рационального размещения производства. Роль и значение этой функции будут возрастать по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Возникающий уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует перетоку капитала из одной сферы в другую. В этом случае решение о смене вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов деятельности. В России преобладает тенденция вкладывать средства в основном в сферу торговли. Сфера производства развивается крайне слабо, и деньги в нее вкладываются неохотно. Это связано с тем, что существует угроза инфляции, производство связано с более длительным сроком окупаемости. Длительный производственный цикл и инфляция обесценивают средства, вложенные в сферу производства.