Файл: Теоретический аспект изучения проблемы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с зпр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1018

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





ФИО клиента:

Диана

Код заказа:

88392

Тема работы / вариант:

Уровень сформированности элементарных математических представлений (на материале счетных операций)у старших дошкольников в ЗПР

Дисциплина:





Содержание


Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 4

1.1.Понятия элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений в онтогенезе. Характеристика старших дошкольников с ЗПР 4

1.2. Особенности сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР 15

1.3. Методы исследования элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР 22

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 27

2.1. Методика исследования и его организация 27

30

2.2. Анализ полученных результатов исследования с ЗПР 30

Заключение 36

Список использованных источников 37

Приложения 38


Введение


Противоречия

Проблема

Цель

Задачи

Объект

Предмет

Гипотеза

Теоретико-методологическая основа

Методы

База

Организация

Структура работы


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР




    1. Понятия элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений в онтогенезе. Характеристика старших дошкольников с ЗПР



Согласно утверждению специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития. Отличительная особенность данного периода – обеспечение именно общего развития, которое служит в дальнейшем фундаментом для приобретения любых специальных знаний и навыков.


Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации.

Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям.

Под формированием математических представлений понимается целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Целью данного процесса является всестороннее развитие личности, а не только подготовка к успешному овладению математикой. Программные требования – требования, предъявляемые Программой детского сада к воспитанию и обучению детей определенной возрастной группы. Развитие дошкольника происходит в момент его участия в различных видах деятельности, соответствующих его возрасту.

Все математические представления, доступные ребенку, он извлекает из жизни, в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. Такие понятия, как форма и величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения.

Условием полноценного математического развития является создание развивающей среды. Для формирования элементарных математических представлений требуются целенаправленные занятия и постоянное привлечение внимания ребенка к окружающим его предметам и явлениям.

Психологически необходимым правилом для быстрого усвоения новых знаний при обучении детей искусству счета является применение наглядности. Действительные, вещественные предметы – главное наглядное пособие, поскольку они подлежат осязанию, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам. Современные педагоги выделяют следующие условия обучения математике в дошкольном возрасте.

1. Образование строится согласно установленному стандарту. Если обучение соответствует возрасту ребенка и применяется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку индивидуально, то можно рассчитывать в скором времени на объективные достижения.

2. Взаимодействие педагога с родителями является также эффективным методом для математического развития ребенка в условиях детского сада.



3. Учебно-познавательное общение необходимо строить как диалог взрослого и ребенка для того, чтобы исключить появление монолога со стороны взрослого. Ребенка следует приучать мыслить самостоятельно, делиться своими мыслями, слушать партнера, принимать его точку зрения или аргументировано возражать. Интерес собеседников друг к другу – основа познавательного общения.

4. Немаловажным является поддержка познавательного интереса и активности ребенка. Ни в коем случае не следует подавлять познавательную активность ребенка, наоборот, стимулировать и подталкивать его к рассуждениям, активизировать мыслительную активность.

5. Ребенок должен усваивать математические закономерности, позволяющие применять полученные знания в различных ситуациях, а не просто запоминать информацию. Зачастую вместо того, чтобы научиться оперировать умениями сложения и вычитания, дети заучивают результаты сложения и вычитания в пределах 10, что в дальнейшем приводит к проблемам в школе.

6. Знания не являются самоцелью обучения. Конечная цель – вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем. Главной целью для дошкольника при решении математических задач является нахождение разнообразных путей решения, поскольку именно это учит ребенка рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при преодолении трудностей.

7. В работе по обучению дошкольников математике использовать разные формы познавательной деятельности и методические приемы, обогащать игровое общение, налаживать партнерские взаимоотношения, стимулировать самостоятельность и активность ребенка.

Для привлечения и удержания внимания дошкольника к изучаемой теме следует учитывать ряд особенностей: доступность изучаемого материала, его структурированность и логичность, соответствие возрасту и учет психофизиологических особенностей, личностно-ориентированный подход, связь с ранее изученным материалом и наличие пояснительных примеров. К возрастным психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста (дети 5-6 лет) относятся следующие.

1. Физиологические особенности: костная система ребенка находится в стадии формирования, в ней много хрящевой ткани, процесс окостенения кисти и пальцев не закончен, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.


2. Психические особенности: дети данной возрастной категории отличаются импульсивностью, склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений (импульсов), не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причиной является потребность в активной внешней разрядке при слабости волевой регуляции поведения. Общая недостаточность воли – возрастная особенность дошкольника: ребенок ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы.

3. Особенности внимания: слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания ограничены. Произвольное внимание ребенка требует так называемой близкой мотивации. Произвольное внимание взрослых поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем). Дошкольник же может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии перспективы получить поощрение, заслужить похвалу, лучше всех справиться с заданием. Непроизвольное внимание развито значительно лучше: всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны.

4. Особенности памяти: дети данного возраста лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица и предметы, нежели определения, описания и объяснения. Необходимо учитывать тот факт, что дошкольники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

5. Особенности мышления: в этот период развивается аналитикосистематическая функция коры головного мозга, происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, мышление начинает отражать свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.

6. Особенности восприятия: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Ярко выраженная эмоциональность восприятия – характерная особенность детей данной возрастной категории. Другая особенность восприятия дошкольников – его тесная связь с действием. На этом уровне психического развития воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, изменять его, взять его, потрогать его. Формирование интереса к приобретению знаний связано с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений. Это чувство подкрепляется одобрением, похвалой взрослого, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Дети испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда их хвалят.


Обучение ведет за собой развитие, являясь его источником и прокладывая ему пути. Каждый из этих взаимосвязанных процессов имеет свои закономерности. Неправомерно как отождествление, так и противопоставление их друг другу.

Обучение и развитие находятся в диалектической связи. Опираясь на наличный уровень развития, обучение должно несколько опережать его. Это значит, что в процессе обучения необходимо ориентироваться не только на то, что способен делать сам ребенок, но и на то, что он может сделать при помощи взрослых, под их руководством, т. е. на перспективу, на «зону ближайшего развития». То, что ребенок недавно мог делать с помощью взрослого, через некоторое время в результате обучения выполняется им самостоятельно. «Зона ближайшего развития» становится «актуальным» уровнем развития.

Основная цель теоретических основ формирования элементарных математических представлений - математическое описание и уточнение смысла всего того, что практикуется на занятиях с дошкольниками, разъяснение тех понятий, о которых у детей формируют соответствующие представления. Таким образом, теоретические основы излагаются в непосредственной связи с элементарными математическими представлениями, формируемыми у дошкольников в процессе их обучения в детском саду. Особенностью этого изложения является также выявление логической структуры мышления, формируемой и развиваемой одновременно с элементарными математическими представлениями. Это дает возможность педагогу повысить развивающий эффект при формировании у дошкольников элементарных математических представлений.

Формирование математических представлений и понятий происходит не только на занятиях по математике, но и на занятиях по развитию речи, изобразительной и конструктивной деятельности, во время физкультурных и музыкальных занятий, на прогулке.

Математические задания должны конструироваться на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Данные задания способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, активности в преобразовании игровой ситуации.