Файл: Теоретический аспект изучения проблемы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с зпр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1012

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ребенку предлагается произвести прямой количественный счет – посчитать расположенные перед ним объекты (объемные предметы, предметные карточки, геометрические фигуры или др.) с называнием итогового числа. Затем дается задание на обратный количественный счет с использованием той же совокупности предметов.

Выясняется, в пределах какого числа у ребенка сформированы действия прямого и обратного количественного счета, насколько самостоятельно он выполняет эти действия. Если используется помощь, то какая доза помощи ему нужна для выполнения математических действий.

2. Методика изучения сформированности умения отсчитывать объекты от совокупности.

Ребенку дается задание на отсчет объектов (объемных предметов, геометрических фигур или др.) от совокупности однородных предметов.

  1. Методика изучения сформированности умения соотносить число и количество, оперировать цифрами.

В качестве стимульного материала используются числовые карточки с совокупностями предметов от 1 до 10 и карточки с цифрами. Ребенку следует сначала разложить числовые карточки по порядку, а затем разложить под ними разложить карточки с цифрами.

  1. Методика изучения сформированности умения устанавливать равенство – неравенство совокупностей путем их сравнения, оперирование арифметическими знаками («+», «-», «=»).

Ребенку дается задание: сравнить два множества различных объектов (объемных предметов, предметных карточек или геометрических фигур для счета) и выяснить, каких предметов больше, а каких меньше. Ребенок сравнивает совокупности посредством наложения, приложения и при помощи волшебных полосок, которыми соединяет предметы одного множества с предметами другого множества, опираясь на вопросы: «Чего у ежика больше грибов или яблок?», «Как узнать?».

5. Методика изучения сформированности умения преобразовывать совокупности (на 1 меньше и на 1 больше). После сравнения ребенком двух множеств разными приемами (посредством пересчета, приемами приложения или наложения) ребенку предлагается уровнять множества посредством вопроса: «Что нужно сделать, чтобы яблок и груш у Ежика стало поровну?».

6. Методика изучения сформированности умения производить прямой и обратный порядковый счет.

Диагностика проводится аналогично методике изучения сформированности умения производить прямой и обратный количественный счет, с той разницей, что ребенок производит порядковый счет («Первый, второй, третий…»), а не количественный и, следовательно, не называет итоговое число.


7. Методика изучения сформированности умения раскладывать числа (состав числа).

Педагог предоставляет ребенку карточку с определенной совокупностью объектов (например: 2 морковки, 3 бусинки, 4 яблока и т.д.) и просит подобрать к ней 2 карточки с геометрическими фигурами, сумма которых равна количеству объектов на первой карточке.

8. Методика изучения сформированности умения считать двойками.

Диагностика проводится аналогично методике изучения сформированности умения производить прямой и обратный количественный счет, с той разницей, что ребенок производит счет двойками («Первый, третий, пятый…»), называет итоговое число, но не производит обратный счет.

9. Методика изучения сформированности умения решать примеры на нахождение суммы и остатка и оперировать арифметическими знаками («+», «–», «=»).

Ребенку предлагаются карточки с цифрами от 1 до 10 и карточки с геометрическими знаками «+», «–», «=» и диктуется пример. Ребенок должен выложить диктуемый пример и найти положить карточку с цифрой-ответом.

10. Методика изучения сформированности умения решать и сравнивать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, моделировать содержание задач.

Ребенку читаются задачи, которые он должен устно решить.

По результатам проведенной диагностики каждого ребенка оформляется индивидуальный протокол обследования (приложение 1).

2.2. Анализ полученных результатов исследования с ЗПР


Изучение уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития проводилось на базе детского сада г. Барнаул № В исследовании приняли участие 6 детей с задержкой психического развития в возрасте 6 лет.

В ходе проведенного обследования учитывались следующие аспекты:

    • Перед проведением диагностики был установлен положительный эмоциональный контакт с детьми. Большинство детей без отказа и с интересом выполняли диагностические задания. Дисциплина не была нарушена.

    • В процессе выполнения заданий дошкольники внимательно слушали инструкцию и активно использовали помощь взрослого.

    • Диагностические занятия проводились в игровой форме.

    • Диагностика проводилась в индивидуальной форме работы с ребенком, соответствовала возрастным возможностям и программе обучения и воспитания. Задания повторялись только один раз.

    • В процессе обследования учитывалось общее состояние ребенка, в случае его отказа от выполнения упражнений – не настаивали.

При изучении сформированности умения производить прямой и обратный количественный счет действия детей были уверенными, четыре ребенка справились с заданием на прямой количественный счет, но обратный счет вызвал затруднения у двоих детей. Дошкольники во время обратного количественного счета часто останавливались, вспоминая, какая цифра следующая.

Выполняя задания, два ребенка были слабее. Самые длительные паузы возникали у Воспитанник № 1, после них, он забывал суть задания, и ему уже было трудно включиться в работу. При выполнении задания воспитанник № 1 была оказана направляющая и обучающая помощь. В ходе выполнения задания был выявлен низкий уровень.

Воспитанник № 2 начала прямой счет матрешек с цифры ноль, исправилась после замечания учителя-дефектолога, считала очень медленно и нерешительно, после каждой цифры ждала одобрения. Обратный счет вызвал еще больше сложностей, итоговое число назвать не могла. При выполнении задания была оказана обучающая помощь. Педагог показал образец выполнения задания, после чего действие воспроизвел ребенок. В ходе выполнения задания был выявлен низкий уровень.


Остальные дети, Воспитанник № 3, Воспитанник № 4, Воспитанник№ 5 и Воспитанник № 6 справились с заданием. Трудностей при выполнении не возникло. Дети легко и уверено воспроизвели прямой и обратный количественный счет. Уровень выполнения задания – высокий.

На заданиях по изучению сформированности умения отсчитывать объекты от совокупности дети, которые не проявили интереса при проведении прошлого задания, здесь были очень успешны.

При выполнении данного задания только Воспитанник № 5 понадобилась стимулирующая помощь педагога. При выполнении задания, Воспитанник № 5 начала отсчитывать матрешек справа налево, но после небольшой подсказки быстро исправилась. С заданием справилась отлично.

Остальным дошкольником помощь педагога не понадобилась. Дети справлялись с заданием самостоятельно и быстро, что говорит о высоком уровне выполнения задания.

Изучение сформированности умения соотносить число и количество, оперировать цифрами дало следующие результаты: у 1 ребенка при выполнении задания был выявлен высокий уровень, у 4 детей – средний уровень, у 1 дошкольника – низкий.

Воспитанник №4 лучше всех справилась с этим заданием, легко соотносила числовые карточки с карточками с цифрой и наоборот. Счетные действия производила в уме и озвучивала уже готовый результат. Помощь при выполнении данного задания Воспитанник №4 не потребовалась, что говорит о высоком уровне выполнения.

При выполнении задания у Воспитанник №3, Воспитанник №, 2 Воспитанник № 5 и Воспитанник № 6 вызвало трудности оперирование цифрами. Им приходилось пересчитывать количество предметов на карточках прежде чем соотнести с цифрой. При выполнении данного задания детям предлагалась стимулирующая помощь педагога, в виде небольших подсказок, после чего действия уже выполнились детьми. Уровень выполнения задания – средний.

Дошкольник, у которого в ходе выполнения задания был выявлен низкий уровень, Воспитанник №1, очень долго включался в работу, приступил к ней только в совместной деятельности с педагогом.

Изучение сформированности умения устанавливать равенство- неравенство совокупностей предметов путем их сравнения и оперировать арифметическими знаками («>», «<», «=») показало, что все дети путают арифметические знаки, не воспринимают инструкцию «Больше\Меньше\Равно».


Воспитанник №3, Воспитанник № 5 и Воспитанник №1 на протяжении всего задания выполняли действия бездумно, переворачивая знаки на столе, не придавая им значения. При выполнении данного задания педагогом оказывалась обучающая помощь ребенку с проговариванием действий сравнения совокупностей. Уровень выполнения заданий – низкий.

Остальные дети, Воспитанник №2, Воспитанник № 4 и Воспитанник № 6, проявили усидчивость, настойчивость и после стимулирующей помощи педагога исправляли свои ошибки самостоятельно. Уровень выполнения задания – средний.

Изучение сформированности умения преобразовывать совокупности предметов (на 1 меньше и на 1 больше) показало, что большинству детей трудно было определить зрительно, какая из групп предметов больше\меньше, им приходилось их пересчитывать.

Инструкция «сделай так, чтобы в этой стороне было на 1 меньше\больше» вызывала первоначальные трудности у всех дошкольников. После небольших подсказок Воспитанник №3, Воспитанник № 6 и Воспитанник №4 смогли осмыслить и выполнить инструкцию. Уровень выполнения задания – средний.

Воспитанник №2 и Воспитанник №, 6 даже после нескольких словесных подсказок так и не понял, что от них требуют. Им был дан образец уравнивания, после чего дети уравнивали другие два множества предметов. Уровень выполнения задания – низкий.

Воспитанник №1 не пытался осмыслить и выполнить инструкцию самостоятельно. Данное задние выполнилось в совместной деятельности педагога и ребенка с проговариванием действия сравнения совокупностей. Уровень выполнения задания – низкий.

Задания на изучение сформированности умения производить прямой и обратный порядковый счет прошли спокойно и быстро.

При выполнении задания Воспитанник №3, Воспитанник №4, Воспитанник № 5 и Воспитанник № 6 справились хорошо. Однако, в начале им потребовалась стимулирующая помощь педагога, после которой дети продолжили ряд самостоятельно и без труда произвели обратный порядковый счет. Уровень выполнения задания – средний.

Воспитанник №2 и Воспитанник №1 выполнили только прямой порядковый счет, обратный у них вызвал негативные эмоциональные реакции и отказ от задания. Справились с заданием только при совместной деятельности педагога и ребенка, что говорит о низком уровне выполнения заданий.

Изучение сформированности умения раскладывать числа (состав числа) прошло без каких-либо затруднений.

Во время выполнения задания, дошкольникам была оказана стимулирующая помощь педагогом, после чего ошибки были исправлены самостоятельно. Задание было выполнено на среднем уровне.