Файл: Теоретический аспект изучения проблемы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с зпр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1015

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Методы исследования элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР



Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью их общего развития и подготовки к школе. К математическим относятся представления о свойствах предметов (множестве, числе, величине, форме), о времени и пространстве и об отношениях (выстраивание последовательности ряда предметов по разным признакам, установление зависимостей между числами, целым и его частью, определение пространственных и временных отношений).

Математические представления помогают ребенку более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выделять форму и размеры предметов, ориентироваться в пространстве и во времени необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, бытовой) и являются немаловажным фактором социальной адаптации и подготовки к обучению в школе.

Занятия математикой в дошкольном возрасте способствуют:

– формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действия по образцу, выполнение заданий по словесной инструкции);

– сенсорному развитию (развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, группировать предметы по определенному качественному или количественному признаку, рисовать, измерять, последовательно выполнять действия с целью достижения результата и др.);

– познавательному развитию (развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, рассуждать, систематизировать накопленные знания, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости и др.);

– развитию речи (накопление словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные, временные и пространственные отношения, действия с множествами и др., задавать вопросы, доказывать правильность суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи).

Таким образом, математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, формирования наглядных форм мышления и овладения речью.


На всех этапах развития и воспитания дошкольников проводится диагностика уровня сформированности математических представлений. И сама диагностика, и подведение ее результатов сравниваются с некоторой нормой того, что ребенок должен знать и уметь в том или ином возрасте.

Дети отличаются и по уровню своего развития, и по врожденной предрасположенности к усвоению того или иного вида материала. Известно, что у детей легко формируются геометрические представления, хуже идет работа с величинами, может западать ориентировка в пространстве. Часто можно услышать, как даже взрослые люди говорят о своем пространственном кретинизме, объясняя свои затруднения в ориентировке на местности.

Воспитателям необходимо знать не столько возрастные нормы, сколько последовательность и этапы формирования представлений о числе, величине, форме предметов, пространстве и времени. Уметь диагностировать эти этапы и определять зону ближайшего развития ребенка по содержательным линиям. Разрабатывая занятие по математике, воспитатель должен учитывать представления детей по каждой программной задаче и включать в занятие те дидактические игры, которые им посильны в данный момент. Воспитатели же в большинстве случаев стараются жестко придерживаться программы и последовательно вести занятия, предложенные в ней независимо от особенностей детей группы. Это называется выполнять программу.

  1. Выбор картинки. Дети будут по-разному выбирать картинку. Один ребенок посмотрит все картинки и выберет наиболее интересную, которую хочет обсудить с воспитателем. Другой – просматривая каждую картинку, рассказывает, что на ней изображено. Третий – мечется от картинки к картинке и не может остановить свой выбор. Четвертый – пассивен и воспитатель сам предлагает ему картинки.

Следовательно, важен сам процесс выбора картинки, так как ситуация выбора проявляет самостоятельность ребенка или зависимость его от взрослого, проявление познавательной активности или пассивности, какой уровень проверки знаний задает сам ребенок.

2. Умение ребенка строить диалог с воспитателем. Понимает ли дошкольник инструкцию воспитателя? Умеет ли выполнять инструкцию? Умеет ли задавать вопросы? Умеет ли четко и правильно отвечать на вопросы?

3. Желание ребенка общаться с воспитателем в ходе решения познавательной задачи. Возможны следующие ситуации.



  • Ребенку нравится общение с воспитателем, и он готов продолжать общение, хотя диагностика завершена. Воспитатель говорит, что занятие закончено, ребенок расстроен и не хочет уходить.

  • Ребенок быстро просматривает картинки, отвечает на вопросы и хочет побыстрее закончить диагностику и заняться чем-то более для него интересным. Может расстроиться, что затягивается диагностика и воспитатель продолжает задавать вопросы и предлагать другие картинки.

  • Ребенок равнодушен к общению, инициативы не проявляет, на вопросы воспитателя либо отвечает, либо нет.

4. Рассказ ребенка по картинке. Что ребенок самостоятельно выделяет на выбранной картинке, о чем рассказывает? Как строит предложения? Каков словарный запас ребенка? Какова последовательность составления рассказа по картинке?

5. Математические представления ребенка о свойствах предметах и их отношениях.

Воспитатель в ходе диагностики получает много информации о ребенке: о манере общения со взрослым, о познавательном развитии, о познавательной активности, о развитии речи и о математических представлениях. Все показатели воспитатель фиксирует для себя, выделяя направления коррекционной работы с ребенком, в таблицу же заносятся только результаты диагностики математических представлений детей. В таблице указывается возраст ребенка и знание разных разделов программы, при этом места на каждого ребенка выделяется столько места в строках таблицы, сколько потребуют записи.

Сводные таблицы по группе, а затем по детскому саду, по городу, по региону покажут уровень математического развития дошкольников по возрастам. Полученные результаты обследования детей дадут возможность сравнить их с понятием нормы в разных программах. А также будет видно, какие разделы программы усваиваются лучше, а какие хуже и в каком возрасте. С какими проблемами встретятся те, кто готовит детей к школе? С какими трудностями встретятся учителя начальных классов? Ведь за последние 15 лет произошли большие изменения в уровне подготовки детей к школе. Если раньше около 90% – 95% детей посещали постоянно дошкольные учреждения и систематически готовились к школе, то в последнее время отмечается, что их посещают около 50% по стране и около 35% по отдельным регионам России. Сегодня учителя начальных классов работают в условиях большого
разрыва между уровнями подготовки детей, прошедших дошкольную подготовку по усиленным программам развития и воспитания и детей, с которыми не занимались. Настало время, когда учителям начальных классов приходится осваивать дошкольную методику формирования элементарных математических представлений детей, чтобы провести коррекционную работу и создать стартовую площадку для успешного усвоения программы начальной ступени образования.

Таким образом, диагностическая работа по определению уровня сформированности математических представлений у дошкольников нужна не только дошкольным работникам, но и учителям начальных классов.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР




2.1. Методика исследования и его организация


Развитие количественных представлений и усвоение счета у дошкольников с задержкой психического развития происходит почти также, как и у нормально развивающихся дошкольников, однако при ЗПР процесс усвоения математических знаний протекает более замедленно.

Зачастую, когда ребенок с ЗПР поступает в дошкольное образовательное учреждение, у него отмечается недостаток или отсутствие представлений о математических операциях. Большое количество детей с ЗПР механически запоминают и воспроизводят последовательность чисел, с трудом ориентируются в ряду натуральных чисел, обладают слабыми навыками вычисления, едва запоминают цифры и знаки отношений. Не редко дошкольники способны воспроизводить числовой ряд до 5, а иногда до 10. Но это воспроизведение происходит механически, без соотнесения с предметами. Для выявления уровня количественных представлений мы выбрали методику Фатиховой Л.Ф., которая является авторской и основана на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Методика направлена на выявление уровня сформированности у дошкольников с ЗПР старшего дошкольного возраста таких математических умений, как умение производить количественные действия (прямой и обратный количественный счет), оперировать цифрами, преобразовывать количественные совокупности, решать простейшие арифметические задачи и др.

Охарактеризуем комплекс методик педагогической диагностики количественных представлений, разработанных для дошкольников, воспитывающихся в специальной (коррекционной) дошкольной группе для детей шестого года жизни с задержкой психического развития.

1. Методика изучения сформированности умения производить прямой и обратный количественный счет.